Велокоманда «Астана» начала «Тур де Франс» в качестве главного фаворита. Уже на первых этапах, несмотря на дикие перепады погоды, расплавленный асфальт и огромные лужи, гонщики казахстанского клуба уверенно вошли в группу лидеров.
Сдержанная радость Александра Винокурова, новый головной убор Альберто Контадора, ссадины Максима Иглинского, проливной дождь Роттердама и жареное солнце Брюсселя. Корреспондент «Литера-Недели» собственными глазами увидел, как в этом году начиналась главная велогонка планеты — «Большая петля».
Велокоманда «Астана», за годы своего существования приучившая болельщиков к громким победам и не менее громким скандалам, становится все более открытой. Чтобы показать рабочую атмосферу, спонсоры самого успешного спортивного проекта Казахстана даже решили пригласить на пролог и первый этап «Тур де Франс» группу алматинских журналистов. В их число попал и корреспондент «Литера». Нам разрешили снимать и фотографировать абсолютно все. И разговаривать с кем угодно, кто ходит в голубых поло с большой надписью Astana на груди. Скрывать команде нечего.
Ошибка Маккуэйда
В этом году «Большой петле» немного не повезло — гонка началась в не самое удобное время. И дело все в футбольном чемпионате мира, решающие матчи которого совпали со стартовыми этапами «Тура». Конечно, болельщики у футбольных и велосипедных команд разные. Однако обычным любителям спорта приходилось разрываться на части. Накануне пролога, который состоялся в Роттердаме, сборная Голландии вышла в полуфинал. А прямо во время пролога шел матч Аргентина — Германия.
Безусловно, о футболе говорили даже сами велогонщики. И вообще эта тема витала в воздухе. Альберто Контадор, лидер «Астаны», даже признался: страшновато за футболистов сборной Испании. «Как считаете, возможно ли, что испанцы выиграют этим летом все: и „Тур де Франс“, и чемпионат мира?» — спросили прошлогоднего победителя «Петли» на пресс-брифинге. «Я буду на это надеяться», — довольно сдержанно ответил Контадор.
А вот президент UCI Пэт Маккуэйд был явно расстроен неудачей любимой команды в ЮАР. Он поочередно обходил автобусы всех команд, подбадривал генеральных менеджеров и спортивных директоров. «Я болел за Бразилию, но ошибся с выбором любимой команды, — признался главный человек в велоспорте. — Но чемпионат мира все равно очень интересная штука». Не забывал президент и о велогонке. «В этом году мы станем свидетелями противостояния „Астаны“ и „Радиошэка“ — команд Контадора и Армстронга». «А кто же сильнее?» — уточнил у него корреспондент «Литера». «Контадор», — абсолютно уверенно ответил Маккуэйд.
Вообще, дуэль двух бывших одноклубников подается как главная интрига «Тура»-2010. Хочется верить, что в этот раз глава Международной федерации велоспорта правильно выбрал фаворита.
Секретное оружие Винокурова
Автобус каждой команды при-влекал внимание не только высоких спортивных чиновников, но и обычных болельщиков. Конечно, внутрь никого не пускали. А вот для нашей группы журналистов сделали исключение — еще накануне мы спокойно посмотрели, что же там такое интересное прячется за тонированными стеклами. У каждого транспортного средства своя миссия. Тот, что стоит на стоянке во время пролога, — место для отдыха гонщиков. В другом автобусе стирают одежду, готовят еду и напитки. Там же хранится и секретное оружие Винокурова — каша «Геркулес». Каждое утро Александр ест овсяные хлопья только этой марки, видимо, это и помогает ему показывать хорошее время. На прологе это сработало — Вино уверенно держался в десятке лидеров. Еще месяц назад он сказал, что поверит в свой старт на «Туре» только после того, как это произойдет. Сразу же за финишем Саша признался, что особого взрыва эмоций он не почувствовал: «Конечно, я счастлив быть здесь. Это главная гонка сезона, и я очень хотел сюда вернуться. Сейчас моя главная задача — помогать Альберто одержать победу. Еще мы очень хотим выиграть этап в самом начале гонки, чтобы сделать подарок нашей столице — Астане, которая отмечает свой день рождения в эти дни. Если я зацеплю этапчик, то буду самым счастливым человеком на «Туре». «Зацепить этапчик» Вино мог и на прологе, но ему не повезло со стартовым номером. Александр проехал дистанцию прямо под проливным дождем, поэтому претендовать на победу было сложно.
Опа-опа-опа!
Дождь в Роттердаме то стихал, то возобновлялся, позволяя зрителям бегать под навесы и смотреть по телевизору, как немцы размазывают команду Диего Марадоны в ЮАР. А прямо перед стартом второго казахстанского гонщика «Астаны» Максима Иглинского произошло чудо — спортивный директор Дмитрий Седун предложил проехать пролог в техничке-то есть сразу за спортсменом. Автомобили сопровождения часто попадают в кадр во время телетрансляций. А тут можно наблюдать за процессом изнутри!
С Валентином Рехертом, генеральным секретарем Федерации велоспорта, мы буквально бежим от стоянки автобусов в стартовую зону. Седун показывает все три рации, которыми пользуются спортивные директора во время гонки. Лихорадочно отбиваю смс домой: «Мама, включи „Евроспорт“ срочно! Я в голубой машине!». И поехали!
«Опа-опа-опа!» — по громкой связи подсказывает Седун Иглинскому. Максим начинает очень хорошо, спидометр автомобиля показывает больше 50 км в час, но спортивный директор «Астаны» не совсем доволен. «В поворот зашел не очень, — говорит Дмитрий, — хотя Макс у нас по виражам один из лучших». Иглинский продолжает изо всех сил крутить педали. Из машины кажется, что скорость запредельная — летит как на пожар. Но Седун утверждает обратное: «Тут восемь километров, едут очень быстро, выкладываются, поэтому в один момент организм отключается — сейчас гонщик ничего не видит и не слышит. Просто хочет доехать». Максим финиширует не с самым лучшим временем. Последним на дистанцию уходит Альберто Контадор. Главная надежда казахстанской велокоманды показывает хороший результат, но все равно проигрывает звезде гонок с раздельным стартом Фабиану Кончелларе. После награждения гонщики разъезжаются по своим отелям. Уже утром их ждет первый этап — из Роттердама до Брюсселя.
Полный завал
Если в Голландии накануне шел проливной дождь, то в Бельгии стоит страшный зной. Это было непростое испытание — из Роттердама велосипедисты выбирались вдоль набережной, сильный ветер бил им в лицо, а Брюссель встретил их духотой. Мы ждем «Астану» на финише — асфальт в центре города плавится и прилипает к ногам. Всю дорогу пелотон падает, в завалы поочередно попадают все гонщики «Астаны». Никто, слава Геркулесу, тяжелых травм не получает, все благополучно финишируют. Вот только похвастаться хорошим временем могут единицы. Удержались в десятке Контадор и Винокуров — уже хорошо. Где-то рядом Лэнс Армстронг. Любопытно, как работают местные журналисты. Пока гонка идет вдали от финиша, они отсиживаются в тени, смотрят телетрансляцию на больших экранах. А встречать героев выходят минут за 15 до их приезда. Для кого-то «Тур де Франс» — ярчайшее событие, а для кого-то — рутина. Кстати, ждать гонщиков на финише тоже весьма интересно. Первыми в створ залетают те, кто реально боролся за этап. А затем — фавориты всего «Тура». Среди них Винокуров и Контадор. Оба весьма помятые. Сразу же за ними приезжают пара испанцев «Астаны» и наш Максим Иглинский. Он показывает большую ссадину на ключице — упал прямо на руль.
— Очень скользко и жарко сегодня, — улыбается казахстанец. — Все падали без остановки. Я думаю, все сейчас слишком свежие, поэтому и скорости высокие, поэтому и рискуют. Тяжело, если честно, слишком много падений вокруг. Трудно удержаться.
Поддерживает своего коллегу и Контадор — он тоже недоволен большим количеством завалов. Свою точку зрения гонщик высказывает на пресс-брифинге, который устраивают после этапа специально для журналистов из Казахстана. Альберто спокойно отвечает на все вопросы, и даже про конкуренцию с Армстронгом. Он обещает, что в самое ближайшее время будет заключен новый контракт с «Астаной». «Казахстанские болельщики ждут от „Астаны“ скорейшей победы на этапе и подписания вашего нового контракта. Какой подарок мы получим быстрее?», — спрашиваем у Контадора. «Я думаю, это может произойти одновременно», — шутит испанец. На прощание мы дарим Контадору казахский головной убор, и он с большим удовольствием позирует в нем перед камерами.
Этап заканчивается, в городе убирают заграждения, а спортсмены спешат пораньше лечь спать — завтра им снова в бой. Гораздо позднее на отдых уходят механики и обслуживающий персонал — им надо разобрать и собрать заново каждый велосипед, тщательно вымыть технику, каждый автомобиль. И вот так до 25 июля, когда гонка официально завершится. Вполне вероятно, что и обслуживающему персоналу на второй-третьей неделе чашка «Геркулеса» будет очень кстати.
...или войдите через аккаунт соцсети