В последние годы женская шахматная сборная Казахстана, средний возраст которой лишь немного превышает 20 лет, демонстрирует уверенную игру и регулярно попадает в топ-7 на крупнейших соревнованиях. Так, на командном чемпионате мира-2013 в Астане наши девушки стали седьмыми, а на Всемирной шахматной олимпиаде-2014 в норвежском Тромсе и на чемпионате мира-2015 в китайском Чэнду заняли шестые места.
Корреспондент «Литера» побеседовал с одной из ярких представительниц новой волны казахстанских шахмат Гулисхан Нахбаевой и узнал у нее об особом командном духе, который помогает нашей дружине достойно противостоять сильным соперникам, о том, как тяжело на мировых турнирах выступать за свою сборную на первой доске, а также о том, можно ли зарабатывать хорошие деньги, играя в шахматы.
— Гулисхан, расскажите для начала вкратце о ваших первых шагах в шахматах...
— Этой игрой я занимаюсь с шести лет, а любовь к ней привила мне мама. Она сама сильная шахматистка, кандидат в мастера спорта, и играет до сих пор. К сожалению, в силу ряда обстоятельств у мамы не получилось добраться до шахматных вершин, но своих детей — меня, моих сестру и брата она с раннего возраста отдала в шахматный клуб. Очень сильно хотела, чтобы кто-то из нас троих играл на серьезном уровне. Так все и получилось, в детстве направили, дальше появился большой интерес к шахматам, который перерос со временем в профессиональное увлечение.
— В каком возрасте вы впервые сыграли на крупных соревнованиях?
— Думаю, что моя карьера по-настоящему началась в 2006 году, когда мне было 14 лет. Тогда на женском чемпионате республики среди взрослых я поделила второе-третье места. Участие в том турнире принимали практически все наши известные мастера — Флюра Хасанова, Мария Сергеева, другие сильные игроки. Мне удалось хорошо проявить себя в столь солидной компании, и я почувствовала, что хочу развиваться и расти как шахматистка дальше. Вскоре стала чемпионкой Азии в возрасте до 16 лет, и с этого момента меня начали привлекать к выступлениям за сборную страны. Потом, правда, был годичный перерыв в профессиональной карьере, связанный с поступлением в вуз, но, вернувшись к игре, вновь завоевала звание чемпионки континента, на этот раз в категории до 18 лет. На Всемирных шахматных олимпиадах выступаю за нашу национальную команду с 2008 года.
— Как вы думаете, благодаря чему в последнее время результаты сборной РК так резко пошли вверх?
— Три года назад на олимпиаде в Стамбуле мы заняли 12-е место среди 125 участников, что было для нашей молодой команды очень серьезным успехом. Тогда мы подошли к турниру в отличной форме и перед последним туром, помню, даже входили в пятерку лучших. Это было что-то невероятное для шахматного мира, все думали, что мы какие-то читеры (в шахматах данный термин означает использование запрещенных компьютерных технологий — Авт.), и говорили, что нас нужно обязательно проверить (улыбается). Ну а мы с подругами по команде тогда поняли, что все в наших руках и мы можем достойно соперничать с ведущими дружинами. В сборной сложился хороший микроклимат, все старались и стараются понимать и поддерживать друг друга. На командном чемпионате мира-2013 в Астане мы были седьмыми, а вот в прошлом году на норвежской олимпиаде шагнули еще на одну ступень вверх, набрав равное количество очков со спортсменками Грузии и Армении. На шестом месте нам удалось финишировать и на апрельском чемпионате мира нынешнего года в Китае. Надеюсь, что наша команда, главным тренером которой является Павел Михайлович Коцур, будет прогрессировать дальше и сможет показать еще более высокие результаты.
— А с кем из подруг по сборной у вас сложились наиболее тесные отношения, связывает ли вас что-то помимо шахмат?
— Команда — как целый организм, который может работать только при совместных усилиях. Все девушки хорошо понимают, что здесь не должно быть обид и недопонимания. Мы все дружны, и это — один из самых важных факторов наших успехов. А так близко общаюсь с Мадиной Давлетбаевой, мы обе тренировались у одного специалиста Григория Борисовича Кима. Думаю, что с Мадиной мы хорошо друг друга дополняем, у нас есть общие интересы помимо шахмат. И поединки за шахматной доской не влияют на наши отношения.
— Интересно, как происходит в команде распределение по доскам? В течение нескольких лет вы регулярно играли за сборную на первой доске, но на чемпионате в Чэнду выступали на третьей, показав лучший результат из наших участниц — пять из восьми очков...
— Это довольно сложный вопрос, и здесь мы полностью доверяем тренеру. Павел Михайлович отдельно разговаривает с нами, а затем, суммируя мнения, принимает решение. Например, в Чэнду я сама попросила о том, чтобы сыграть на третьей доске, где мне удалось стать четвертой среди 10 участниц. Но в любом случае, главное — это командный результат. Старались все наши девушки. Гульмира Даулетова на четвертой доске тоже набрала пять очков и выполнила норму женского гроссмейстера, у Динары Садуакасовой на второй доске было несколько очень хороших партий в концовке турнира. Конечно, сложнее всех пришлось Жансае Абдумалик, дебютировавшей в сборной на первой доске. Я прекрасно понимаю ее состояние. Жансая соперничала со многими именитыми представительницами мировых женских шахмат, опытными и зрелыми мастерами. На играющих на первой доске всегда идет большое психологическое давление. Неважно даже, какую позицию ты получаешь, все хотят взять над тобой верх во что бы то ни стало и доказать свое превосходство. Тяжело, разумеется, но опыт приобретаешь колоссальный.
— Скажите, а каких игроков вы считаете самыми сильными шахматистами мира среди мужчин и женщин? На чьих партиях, например, вы учились?
— Для меня величайшей шахматной личностью был и остается Гарри Каспаров. Считаю, что он является одним из лучших аналитиков за все времена, что существует наша игра. У женщин — Юдит Полгар. Ее манера игры заметно отличается от остальных. Все шахматистки хотят быть похожими на Юдит, но мне кажется, что ее талант и интуиция — это дар сверху.
— В наше время при подготовке к соревнованиям многие представители сильного пола прибегают к помощи специальных шахматных программ. Часто ли к такой практике обращаются девушки?
— Думаю, что мужчины по своему складу более склонны к глубокому и скрупулезному анализу различных позиций, возникающих на доске. Да, они чаще пользуются шахматными программами, тщательно изучают все игровые варианты на компьютере. Женщины в этом плане, наверное, попроще. Бывает, что обращаемся за помощью к мужчинам, просим у них готовые анализы каких-либо позиций. Мужчинам больше свойственна логика, у женщин же преобладают порой эмоции, переживания, что сильно мешает в игре. Со временем я пришла к выводу, что в шахматах нужно уметь сдерживать свои душевные порывы, спокойнее относиться и к победам, и к поражениям.
— Какую партию вы считаете лучшей в своей карьере?
— Хорошо помню игру против действующей чемпионки мира китаянки Хоу Ифань на Олимпиаде в Стамбуле. Мне удалось сыграть с ней вничью, и этот результат принес ничью нашей команде, хотя все вокруг думали, что мы потерпим поражение. Эта встреча дала мне очень многое, я поняла, что со всеми могу бороться на равных. Из последних партий могу отметить выигрыш на олимпиаде в Тромсе у француженки Мари Себаг, являющейся гроссмейстером среди мужчин и одной из элитных шахматисток мира. Счастлива, что в поединке с ней мне удалось найти путь к успеху и помочь победить нашей команде.
— Можно ли, играя в шахматы на профессиональном уровне, хорошо зарабатывать?
— Насколько я знаю, только около 20–30 мужчин и 10–15 женщин, занимающих высшие позиции в мировом рейтинге ФИДЕ, могут благодаря шахматам иметь приличный и стабильный финансовый доход. Всем остальным нужна поддержка. У кого-то есть спонсоры, кому-то помогают местные спортивные организации, кому-то — родные люди. В целом же шахматы — далеко не самый денежный вид спорта.
— Интересуетесь ли вы другими спортивными дисциплинами, чем вообще увлекаетесь помимо шахмат?
— Наверное, я не такой уж заядлый болельщик, а больше всего нравятся фигурное катание, большой теннис, художественная гимнастика, красивые и эстетичные виды. Очень интересно наблюдать за выступлениями их представителей, за тем, как они вкладывают душу в свое искусство. Сама стараюсь почаще бывать в бассейне, раньше получила первый разряд по плаванию. Также много читаю, в основном художественную литературу. Недавно вышла замуж, так что теперь я — семейный человек. Но шахматы никогда забрасывать не буду, не представляю свою жизнь без них.
...или войдите через аккаунт соцсети