27 июля 2007 (08:27)Хаос на колесах
Чем же закончится самая престижная велогонка в мире – «Тур де Франс», теперь уже никто не возьмется прогнозировать. Допинговые скандалы, разразившиеся на этой неделе, спутали все карты, и интерес к ней, как зрительский, так и финансовый, начинает падать с невероятной скоростью. О прекращении финансирования Петли подумывают крупнейшие спонсоры гонки: «Адидас», «Ауди» и «Шкода». Два немецких телеканала прекратили трансляции из Франции. А в Международном олимпийском комитете (МОК) призадумались: а не исключить ли велоспорт из олимпийской семьи?
Почти детективная история
Вчера стали известны некоторые подробности допингового «дела Александра Винокурова». Как оказалось, руководители казахстанско-швейцарского клуба «Астана» узнали о том, что лидера команды обвиняют в применении «кровяного допинга», во вторник около 17.00. К ним в гостиницу в городе По прибыли два врача французской лаборатории и сообщили это неприятное известие.
Час спустя начальству «Астаны» позвонил уже директор «Тур де Франс» Кристиан Прюдомм. Он в резкой форме сообщил, что принято решение отстранить «Астану» от участия в гранд-туре. Переговоры по телефону ни к чему не привели. Спустя некоторое время состоялось собрание команды, на котором и объявили эту сенсационную новость.
Велосипедисты приняли решение разъехаться по домам. Александр Винокуров, Андрей Кашечкин, Максим Иглинский и вице-президент Федерации велоспорта РК на машине направились в сторону Ниццы. Россиянин Сергей Иванов и итальянец Паоло Саволделли двинули в Бельгию. Остальные решили переночевать в По, а утром отправиться по домам. «Не успели мы километр проехать – звонят из гостиницы, – рассказывал журналистам вице-президент Федерации велоспорта РК Николай Проскурин. – Приехали полицейские и начали проводить обыск. Все двери перекрыли, всех, кто был в гостинице, задержали и начали по одному на допрос водить. Трясли до половины третьего ночи. Нашли… один шприц. Его и изъяли. Мы добрались до Ниццы без приключений, а вот Иванов с Саволделли намучались. 200 километров отъехали от По – останавливает их полиция и… в участок. До полуночи там мариновали. Тот же обыск, те же допросы. Я сегодня Сергею звоню – он трубку не берет. Отсыпается после ночных мытарств. И Винокуров себя неважно чувствует… Виделись сегодня утром – колени опять распухли, ходит с трудом. Ну и настроение испорчено, конечно».
Александр Винокуров сейчас находится в Ницце вместе с женой и тремя детьми. От общения с прессой категорически отказывается. За это время он дал комментарии только журналистам влиятельного французского издания «Экип». «Это ошибка, – заявил капитан «Астаны». – Я никогда не принимал допинг – это не мой путь. Думаю, что все это из-за моего падения на пятом этапе. Я говорил с врачами команды, и они предположили, что в моем бедре было ненормальное количество крови. Это и могло привести к положительному тесту на допинг… Мне кажется, сейчас они (чиновники Международного союза велосипедистов. – Прим. авт.) делают все, чтобы уничтожить меня. Успех нашей команды многим не дает покоя, и нам приходится за это расплачиваться. Позорно, конечно, вот так покидать «Тур», но я не собираюсь тратить время на доказательство своей невиновности. Говорят, будто бы мне влили кровь моего отца. Но это абсурд! Если бы это было правдой, я был бы «тест-положителен» на водку».
«Астане» грозят
Против Александра Винокурова выдвинуты серьезные обвинения. По официальным данным, допинг-проба «А» показала двукратное превышение красных кровяных телец в его анализах. К тому же, пока только по сообщениям влиятельного французского печатного издания «Экип», дала позитивный результат вторая проба, которую у него взяли в понедельник после победы на 15-м горном этапе.
Помимо этого Александра Винокурова долгое время косвенно обвиняли в сотрудничестве со скандально знаменитым доктором Микеле Феррари. Одно время этого медика подозревали в организации целой сети по распространению запрещенных препаратов среди велосипедистов. Правда, суд итальянца оправдал, но его репутация так и осталась подпорченной. Казахстанец никогда не скрывал, что он сотрудничал с Феррари, но только в вопросах физподготовки.
К тому же есть вероятность, что и «Астана» может подвергнуться преследованию. Причем не только административному, но и уголовному. В гостинице города По, где проживали велосипедисты казахстанско-швейцарского клуба, французские полицейские провели обыски. По словам очевидцев, они покидали отель с заполненными чем-то сумками. Что там лежало – пока неизвестно. Но стоит отметить – во Франции хранение и транспортировка допинговых препаратов считается криминалом.
В свою очередь представители «Астаны» начинают готовиться к громкому судебному разбирательству. Менеджеры команды уже заручились поддержкой довольно влиятельного юриста из США и намерены обратиться со встречным иском в соответствующие инстанции. Вопросов накопилось очень много. Почему незаконно сняли команду с «Тура»? Почему обыскивали? Почему выгнали гонщика, не дождавшись анализа допинг-пробы «В»? На каком основании результаты первой пробы появляются в прессе раньше, чем становятся известны самому гонщику? Помимо всего этого они намерены заручиться поддержкой врачей-гематологов. Их задача – объяснить несведущим, что кровь травмированного велогонщика в результате приема противовоспалительных и обезболивающих медикаментов способна измениться.
Вначале было слово
В «черный» вторник, когда по всему миру объявили о том, что звезду казахстанского спорта подозревают в применении стимулирующих препаратов, профессиональный велоспорт разбился на два противоборствующих лагеря: обвинителей и сочувствующих. Больше всего трагедии Вино, похоже, радовался один из руководителей французской команды «Кофидис» Эрик Бойер. В своих многочисленных интервью европейским СМИ этот менеджер в резкой форме критиковал лидера «Астаны». «Меня уже тошнит от всего этого, – говорил он. – Надеюсь, Винокуров не будет тупо все отрицать. Пусть вспомнит, сколько раз он рассказывал нам, какой он бравый парень, что он сильнее, чем боль, и что французские гонщики тащатся позади всех, потому что они лентяи. Теперь-то мы видим, что сам он порядочный ублюдок».
На следующий день велосипедисты французских команд «Агритубель», «Аджидуар Превоянс», «Франсе де Жо», «Бойе Телеком», «Кофидис», «Креди Агриколь», а также немецких клубов «Т-Мобайл» и «Геролштайнер» объявили сидячую забастовку перед началом очередного этапа. Как оказалось, накануне представители этих велосипедных дружин посовещались между собой и решили создать новую организацию – Движение за честный велоспорт (MPCC). Одним из инициаторов и лидеров этой акции стал норвежский спринтер Тор Хушовд из «Креди Агриколь». «Есть много гонщиков, которые тренируются долгие годы, оставаясь стопроцентно «чистыми», – объяснил он. – И они не хотят, чтобы их репутацию портили те, кто предпочитает побеждать обманом».
Но самое интересное произошло несколько часов спустя, когда гонщики закончили выступление на последнем горном этапе «Тур де Франс». Представители антидопинговых служб огласили имя очередного велогонщика, подозреваемого в употреблении запрещенного стимулирующего препарата – тестостерона. И по иронии судьбы им стал один из членов Движения за честный велоспорт итальянец Кристиан Морени, выступающий в «Кофидисе». И организаторы «Тура» предложили команде покинуть соревнования! После этого инцидента менеджер «Кофидиса» Эрик Бойер, больше всех клеймивший Александра Винокурова, наотрез отказался от всяких комментариев по поводу дисквалификации свой команды.
Мастер перевоплощения
В тот же вечер на «Тур де Франс» случился самый главный скандал. Представители голландского «Рабобанка» вывели из состава участников… обладателя желтой майки, лучшего велогонщика нынешней Петли датчанина Михаэля Расмуссена, который часом ранее одержал очередную победу в знаменитой многодневке! И, судя по официальному заявлению представителей команды, дело тут вовсе не в допинге, а скорее в дисциплине.
Несколько недель назад талантливого датского гонщика оштрафовали на десять тысяч евро за то, что он дважды уклонялся от сдачи допинг-тестов, когда проходил учебно-тренировочные сборы накануне «Тур де Франс». Ведь по регламенту Всемирного союза велосипедистов (UСI) каждый спортсмен обязан сообщать в эту организацию, когда и где он проходит УТС, чтобы специальные службы могли взять у него анализы на проверку.
Знаменитый «горняк» оправдывался, что тренировался в Мексике высоко в горах, где нет благ цивилизации. Поэтому он и не мог сообщить свои координаты. И даже предоставил документы, подтверждающие, что он действительно находился за океаном. Но, как впоследствии оказалось, руководители «Рабобанка» засомневались в словах своей звезды и провели собственное расследование. Как говорится в официальном пресс-релизе голландского клуба, Михаэль Расмуссен все это время готовился в… Италии! А мексиканские документы – подделка! Далее в заявлении следует: «Поэтому «Рабобанк» принял решение отстранить Расмуссена, чтобы спасти свою репутацию, а заодно и престиж всей гонки».
Однако многие специалисты сомневаются в том, что именно подделка документов побудила голландцев отважиться на крайние меры. Все дело опять же в пресловутом допинге. И через день-другой обладателя желтой майки обязательно бы обвинили в нечестной игре. Поэтому «Рабобанк» нанес упреждающий удар.
Интересную деталь на сей счет отметил один из бывших руководителей скандально известной команды «Фестина», в 1998 году изгнанной с «Тур де Франс» из-за допингового скандала. Он продемонстрировал журналистам телеканала «Евроньюс» видеозапись горного этапа девятилетней давности, на котором самый трудный подъем преодолевал знаменитый французский «горняк» Ришар Виранк. Потом выяснилось, что знаменитый велосипедист по самую макушку был напичкан допингом. И во время того подъема он установил рекорд скорости, побить который способен разве что только сверхчеловек. На нынешнем «Тур де Франс» это неожиданно случилось. Михаэль Расмуссен, покоряя тот же подъем, превзошел давний результат Ришара Виранка аж на полторы минуты!
Битва за жизнь
Судя по отчету Всемирного антидопингового агентства (WADA) о проделанной работе за 2006 год, велоспорт считается самым неблагонадежным видом спорта в программе олимпийского движения. Только в прошлом сезоне положительный результат показали 594 пробы гонщиков! Это составляет 4,17 процента от общего числа взятых на проверку анализов. А их производили 14 229 раз. Далее в черном списке WADA следуют тяжелая атлетика – 2,86% (187 из 6543), триатлон – 2,83% (67 из 2366), бокс – 2,39% (61 из 2553) и бейсбол – 2,32% (370 из 15977).
Борцы за чистоту спорта заявляют, что применение допинга – это нечестно и подло. Тем более что стимулирующие препараты гробят здоровье атлетов. Но многие медики, проводившие обследования элитных атлетов, утверждают, что при современных нагрузках выступать без стимулирующей поддержки организма еще вреднее! Возьмем, к примеру, «Тур де Франс». Проехать всю дистанцию (это 21 этап) на скорости, близкой к максимальной, – значит пережить гипернагрузки, которые не снились и космонавту. После специальных исследований выяснилась одна любопытная деталь: по окончании «Тур де Франс» «чистому» гонщику потребуется на восстановление… три года! Однако многие велосипедисты по условиям контракта обязаны проехать сразу три равнозначных гранд-тура за сезон: итальянскую «Джиро», французскую Петлю и испанскую «Вуэльту».
Поэтому, чтобы не превратиться в инвалида всего за один сезон, спортсмены обязаны проходить курс реабилитации. А как это сделать, когда порядка 10 тысяч медикаментозных препаратов входят в число запрещенных к применению? Возьмем, к примеру, случай с Александром Винокуровым. Переливание насыщенной кислородом крови (гемотрансфузия) вполне легально применялась в профессиональном спорте для снятия усталости более 30 лет. Однако в 2002 году данную методику запретили. Таким образом, у спортсменов остается минимальное количество способов восстановительной терапии: пить таблетки от головной боли да травяные отвары, пока еще разрешенные к применению WADA. Но они, увы, в профессиональном спорте не помогают.
Литер
...или войдите через аккаунт соцсети