...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Другие


25 октября 2008 (01:11)

Ходить без страха гикнуться

Ходить без страха гикнуться

Однажды утром во время летнего отпуска на берегу моря вы проснулись и подумали: «Не могу больше лежать на пляже… Может, попробовать походить на яхте? Нет, в качестве пассажира — скучно… Научиться управлять яхтой самому? Но как? С чего начать?». Не отчаивайтесь. Вы уже сделали первый шаг —
у вас появились мысли о парусе! Все яхтсмены, которые легко и изящно управляются с парусным судном, будь
то большая яхта или парусная доска, тоже были зелеными, ничего не умеющими новичками. Все они начинали свой путь в море на берегу и задавались вопросом: как попасть на воду?

Такая же мысль возникла три года назад у пятерых казахстанцев. Друзья, предпочитающие активный отдых, решили круто поменять образ жизни в сторону большего экстрима. Сначала они осваивали лыжные трассы Шымбулака, затем отдали предпочтение дайвингу в лагунах Бали, Египта, Таиланда и Турции, а уж потом Станислав Макаренко (матрос Лом) — главный инициатор идеи — предложил начать обучение хождению под парусами. Идея хорошая, но как её
осуществить? На помощь пришел Интернет, где размещена полная информация о подготовке к хождению на яхте.

— Чтобы действовать в море самостоятельно, надо иметь международный сертификат, подтверждающий ваше на то право, — говорит член экипажа Андрей Ткаченко (матрос Lacoste). — Иначе никто вас в море не выпустит, будь вы даже владельцем роскошной океанской лодки. Общепризнанно, что лучшая в мире программа подготовки яхтсменов разработана в Royal Yachting Association — Королевской яхтенной ассоциации. Её штаб-квартира находится в графстве Гемпшир (Англия), а представительства — по всему миру. Документ, выданный этой ассоциацией, вызывает уважение во всех портах и маринах мира.
Есть и более доступный путь обучения яхтенному делу — обратиться в российскую парусную школу. Сегодня в России действует множество таких школ, но прежде нелишним будет выяснить, есть ли у выбранной вами школы лицензия. Какие документы она выдает и кто их, собственно, признает. В Москве располагается именно такая школа «Миллениум» — одна из 19 по всему миру.

— Мы связалась с Москвой, оплатили все необходимые расходы, забронировали в Турции яхту, нам выделили российского инструктора (Железный Феликс), характер у него очень крут, и уже дальше отступать было некуда. Обучение проходило в Гечеке в мае 2006 года. Первая ступень к серьезному яхтингу — теоретический и практический курс Competent Crew. Практикуются будущие шкиперы в море под руководством инструкторов и получают международный сертификат, позволяющий им ходить шкипером в прибрежных водах и самостоятельно фрахтовать катер. Начинать нужно было с азов. Сюда входили морская терминология, вязание узлов. Доходило до того, что нас учили, как правильно включать свет, смывать воду в гальюне (туалет). В программу входили основы морского дела и «пилотаж», тест на психологическую совместимость и т.д. Теорию мы совмещали с практикой, поэтому уже через два дня после начала обучения вместе с инструктором отправились в свое первое плавание. Путь протяженностью 250 миль пролегал между Гечеком и Мармарисом. Это расстояние мы прошли со скоростью семь узлов за пять суток. Получили сертификат, и после окончания курса можно ходить на яхте рулевым или подготовленным членом экипажа. За все про все мы заплатили 15я000 долларов США.

— А как обстояло дело с питанием? Наверняка, скучали по азиатской кухне.

— А вот с этим проблем не было. Мы закупали продукты и сами готовили себе пищу. В рацион входили наши традиционные блюда — лагман, борщ, котлеты — все, что мы ели дома. Железный Феликс даже удивился нашей практичности. Говорил: «Другие давятся сосисками, лапшой и прочими полуфабрикатами, а вы поставили все на грамотную основу».

— А случались какие-нибудь курьезные моменты?
— Как раз со мной и произошел один случай, скорее, трагикомический, чем курьезный. Мы своим ходом шли к Мармарису, и я решил прыгнуть за борт, чтобы освежиться. Подошел к краю кормы и нырнул, никого не предупредив, а когда вынырнул, увидел, что яхта удаляется прямо на глазах. Что делать? Попытался догнать вплавь, да куда там. Стал кричать. Хорошо, Мухтар Жунусов (матрос Муха) услышал. Пришлось делать поворот и подбирать меня. Нагоняй от Железного Феликса получил неслабый. Ну, а в целом было весело и интересно.

— Закончили курс — и все?
— Как же — все! Рвались в самостоятельное плавание. Теперь мы уже не «чайники», а специалисты с сертификатами на руках. Уже в январе 2007 года нас пригласили участвовать в регате «Сейшелы-2007», где помимо нас были представители из Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, уже понюхавшие пороху в отличие от нас. Регата состояла из пяти этапов, и вот уже на первом мы с перепугу так стартовали, что на финише оказались первыми. Остальным не понравилась прыть новичков, и они подали протест — якобы мы сорвались раньше стартового выстрела. Возможно, так и было, мы в раже не заметили.
Затем в октябре приняли участие в регате, проходившей в Адриатическом море у берегов Италии. Там все было серьезней. Участвовало 2000 яхт различного класса. В общем зачете мы заняли место в четвертой сотне, а в своем классе 48-футовых стали 37-и из 500. Мы считаем, что это хороший результат.
А перед началом гонки произошел один инцидент. Нам необходимо было из Сплита перейти в Триест, где и планировался старт регаты. Мы стояли в Сплите и только собрались отправиться в Италию, как поступило штормовое предупреждение. Все яхты остались в укрытии, а тем, кому предстояло участие в регате, хочешь не хочешь, а надо было рисковать. Вместе с нами ушли ещё две яхты — большая с экипажем из шести человек и маленькая с двумя женщинами — хорватками. Так у девчонок во время шторма, а волна достигала четырех метров, сломался руль. Дрейфовать в таких условиях гибели подобно. До берега пять миль, и их утлую лодчонку запросто могло выбросить на скалы. Кое-как нам удалось взять хорватскую яхту на буксир и благополучно добраться до места назначения.
В Италии произошел и смешной случай. При оформлении таможенных документов тамошний полицейский спросил: «Казахстан? Это где?» и стал искать где-то между Афганистаном и Пакистаном. Мы подумали: «Деревня» и показали, кто мы и откуда. «Такая большая страна, а море где?» — удивился он. Пришлось и Каспий продемонстрировать. Другой полицейский оказался более продвинутым, и, узнав откуда мы, воскликнул: «О, Борат, Борат!». И на этом его познания иссякли. Но большинство итальянцев никак не связывают это имя с Казахстаном. Наше решение освоить яхту дало нам возможность общаться с людьми различного менталитета, и мы не будем на этом останавливаться.

— Вы собираетесь углублять свои познания и выходить на широкие просторы?
— О более высоком мастерстве свидетельствует сертификат Coastal Skipper, позволяющий отправиться в плавание в любое время и в любом направлении. Yachtmaster — высшая ступень, дающая яхтсмену неограниченные права как по части разрешенного к управлению судна, так и по географии плавания: можно смело пересекать океан! Я думаю, мы сможем освоить высшую морскую азбуку. Для того чтобы приступить к учебе, надо пройти определенное количество миль, и тогда путь к обучению открыт. По незнанию мы уже рвались пересечь Атлантику. Нам ответили: «Да кто же вас туда без сертификата Yachtmaster пустит! Вы бы ещё на мыс Горн замахнулись!». Ничего, потерпим.

— Наверняка вы бы хотели дать советы начинающим. Какие правила существуют для яхтсменов? Чего не стоит делать или говорить?
— Непозволительно употребление спиртных напитков. Надо отметить, что настоящий яхтсмен на борту пьет мало, так как это опасно. Надо отметить, что яхтсмены только ходят. Если вы скажите что-либо, употребив глагол «плавать», настоящий яхтсмен, кисло скривив губы, с презрением ответит вам, что плавает только… Нет более оскорбительного обращения на яхте, чем «жук-плывунец». Если вас так назвали, то пиши пропало, вас перевели в разряд бесперспективных.
Яхтсмены считают, что выражение «гикнуться» произошло от названия мачты «гик». И вправду, получить гиком по голове не только неприятно, но и опасно. При порывистом ветре гик легко может вышибить вам мозги.
Не вздумайте на яхте ткнуть пальцем в горизонт и крикнуть: «Оба-на! Корабль!». Этим вы посеете среди яхтсменов страшную панику, потому что корабль — всегда военный, а по-яхтсменски правильно говорить «судно». За эту провинность вас тоже могут перевести в разряд «жуков-плывунцов». Мы перечислили лишь часть из того, чего нельзя делать яхтсменам. Они очень строгие, требовательные к себе и другим люди.

— Ваш экипаж состоит из пяти человек. Троих вы назвали, а кто остальные?
— Андрей Пырликов (Главный газовик) и Дмитрий Гольцверт (матрос Степашка). Мы единый коллектив, в котором не происходит никаких конфликтов. Поэтому я считаю, что мы и дальше будем совершенствовать свое мастерство в том же составе.

— Пример, достойный подражания. Удачи и семь футов под килем!

Автор: Сергей Филоненко
Источник: Экспресс-К
express-k.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети