Хоккеист астанинского «Барыса» Валерий Орехов прокомментировал свой дебютный сезон в КХЛ, а также рассказал о чемпионате мира в Будапеште и своем будущем в спорте.
Дебютный сезон в КХЛ
— Валерий, сезон завершён. Что было для вас самым сложным?
— Самым сложным, наверное, был переход из МХЛ в КХЛ. Нужно было доказывать, что ты достоин того, чтобы тренера тебе доверяли и давали игровое время. Не хотелось сидеть сезон на лавке: нужно было получать игровую практику.
— Чему тебя научил сезон в КХЛ?
— Сезон придал мне больше уверенности, понимания, научил быстрее думать, двигаться, преодолевать эмоции и волнение.
— Ты достаточно быстро вошёл в основной состав команды?
— Не с первой игры. Просидел где-то встреч 7, потом команда играла уверенно, побеждала. Мне дали возможность дебютировать, нормально сыграл. После этого, правда, ещё один матч отсидел. Затем начали давать играть, пробовать меня. Постепенно время увеличивалось.
— Насколько сложно было сидеть на скамейке запасных, когда ты был уже в «Барысе» те самые 7 игр?
— Это было тяжело. Охота выйти на игру. Эмоции. Ты думаешь, что готов, но нет, сидишь. Всё игру сидишь и мёрзнешь. Тяжело. Ждёшь своего шанса каждую минуту, секунду. Ты должен быть готов. Помню, как перед игрой с «Локомотивом», ко мне подошёл тренер по защитникам Королёв. Он спросил: «Ты готов?». Я ответил: «Да». Он: «Ну, всё, иди». И я вышел.
— Помнишь, какие были эмоции, когда вышел под рёв трибун на лед?
— Не было эмоций. Спокойно вышел. Вступил на лёд — эмоции отключились. До этого команда поддержала, все говорили: «Молодец, давай». С первых минут сконцентрировался на игре — помню каждую смену. Есть даже видео — ребята потом скинули.
— Какая игра была самой сложной для вас в сезоне?
— Наверное, когда доверили первую игру. Нужно было показать себя. Хотя, есть ещё одна. После матча с «Локомотивом» я одну встречу отсидел, потом на выезде доверили выйти с «Нефтехимиком». Это был самый сложный матч для меня как морально, так и физически. Мне сказали перед игрой: «Ты сегодня выходишь с первых минут». Настраивался как обычно, размялся; партнёры подсказывали, помогли мне сыграть.
— Доволен тем, как прошёл в целом сезон для тебя?
— Думаю, да. Конечно, хотелось бы получить больше игрового времени именно в КХЛ. Не пять-семь минут, а чтобы постоянно было десять-пятнадцать. Доволен количеством времени, которое мне доверили на взрослом Чемпионате мира в первом дивизионе в Будапеште. Играл там и в меньшинстве, получил много опыта.
«Барыс»
— Как оцениваете партнёров по команде, в частности, защитников?
— В команде все хорошие защитники. Все меня чему-то учили, подсказывали. Максим Семёнов, Роман Савченко, Даррен Диц, Кевин Даллмэн, Александр Липин. Играл с Семёновым, Савченко, Липиным. Все они опытные защитники, все много поиграли и знают своё дело.
— Сезон для «Барыса» выдался непростым: смена тренеров, амплитуда побед и поражений. Как-то это повлияло на вас?
— В начале сезона мы играли выстроено, были на лидирующих позициях. После у нас пошёл провал. Затем пришёл новый тренер, у которого свои методы подготовки. Я занимался с ним ранее год и могу сказать, что он хороший специалист. Работали над физикой, в чём-то добавили. В течение сезона у меня были небольшие травмы: не берёг себя, играл из-за всех сил, хотел помочь команде. В этом сезоне «фортануло» — обошёлся без серьёзных травм.
— В течение сезона было очень много слухов вокруг команды. Они как-то влияли на тебя?
— Думаю, нет. Были изначально заряжены. Были победные эмоции, а потом, когда команда посыпалась, все настраивались только на выигрыши. Но у нас не складывалось, не получалось. Мы были готовы, выходили, бились, но нам больше не везло.
— Некоторые игроки покинули клуб. Чувствуется их отсутствие? В частности, Найджела Доуса?
— Ещё никак не чувствуется. Посмотрим, какая команда соберётся. Много остаётся спортсменов, которые играли в этом сезоне. Все друг друга знают, все в хороших отношениях, все общаются.
— Век хоккейный недолгий, максимум лет 10-15 игры. Нет страхов по этому поводу?
— Нет, не страшно. Если я выбрал этот спорт, то я должен каждый день доказывать, развиваться, улучшать свои навыки. Не опускаться на уровень ниже, а, наоборот, подниматься. Быть лидером.
— Совсем недавно «Барыс» подписал чешского вратаря. Что думаете по этому поводу?
— На сборах увидим. Они будут, скорее всего, где-то в начале июля. Команда усиляется. Уже есть два хороших вратаря: Карлссон и Кудрявцев. Конкуренция большая. Выходят те же выпускники ДЮСШ, которые могут занять твое мёсто. Поэтому нужно доказывать, что ты достоин играть.
— У вас ведь ещё контракт на год? Какую задачу вы ставите себе на следующий сезон?
— Выйти на лидирующие позиции. Играть в ТОП-4 защитников «Барыса». Быть в основном составе. Я смогу, всё зависит только от меня, поэтому надо постараться.
— За сезон ещё пару ребят из МХЛ перешли в КХЛ. Как вы оцениваете преемственность поколений?
— Это всё благодаря тренерам. Они дают шанс показать себя. Сейчас идёт смена поколений: больше дают играть молодым, чтобы учились, чтобы знали, куда нужно стремиться, понимали уровень.
О поддержке
— Вас в хоккей привёл брат. Он следит за тем, как вы сейчас выступаете?
— Да, он со своим другом отправил меня на хоккей. Меня поддерживают братья, родители, моя девушка. Они смотрят игры, подсказывают. Иногда хвалят, порой ругают. Старший брат отправляет мне видео каждой моей смены. Я их просматриваю, он показывает мне, где что не так. Нас в семье трое: все мальчики, и я самый младший. У нас большой разрыв в возрасте — 12 и 14 лет — но они всегда ходили со мной на тренировки. Средний брат меня постоянно отправлял, водил, встречал. Старший брат был в это время в армии, потом вернулся и тоже помогал.
— Выходит, что ты в хоккее благодаря братьям?
— Да, они меня отправили. Бывало такое: загулялся, на время не смотрел, пропускал тренировку. Брат по городу меня искал, ругал, отводил на занятия. Сейчас я благодарен им. Если бы не они, думаю, что не играл бы вообще в хоккей. Не знаю, что бы делал. Может быть, работал на шахте в Сатпаеве.
ЧМ в Будапеште
— Чувствовали ли вы ответственность, ведь играли за национальную команду?
— Конечно, чувствовал. Большая ответственность: тебя взяли в национальную сборную Казахстана. Среди множества игроков тебя выбрали, дали шанс. Думаю, что хорошо себя показал. Старался отдать все свои силы, чтобы помочь команде.
— Какие игры были самыми сложными?
— Все были тяжелые. Но самые — с командами Италии и Словении. Не реализовали в этих играх моменты, пропустили глупые голы. Уже потом не смогли догнать-забить.
— Чья в этом была вина?
— Всей команды. Все играли, все были на льду. Кто-то не досмотрел, кто-то не помог. Сами себе привезли голы.
— Лично на вас как-то подействовало то, что не удалось выйти в элиту?
— Расстроился. Была задача выйти в элиту. Был шанс — мы его упустили.
— А какую задачу, как сборник, вы ставите перед собой?
— Выйти в элиту. Впереди домашний Чемпионат. Главное — остаться в составе. Надо работать, доказывать и показывать, что я этого достоин. Обрадовало то, что ЧМ пройдет в Астане: играть при родных болельщиках, семье — это большое удовольствие.
— Домашний ЧМ подстегнет команду выйти в элиту?
— Не думаю, что от этого зависит. У нас есть стимул, настрой. В этом году не получилось. В следующем, вне зависимости от того, где эта игра была бы, все бы выходили и старались ради страны.
— Первый тренер пробовал вас в нападении. Никогда не задумывались о том, а что было бы, если бы остались в этой позиции?
— Меня пробовали в нападении, но, так как в команде было мало защитников, меня возвращали обратно в оборону. Я был атакующим защитником, набирал довольно много очков. Сложилось так, что остался на этой позиции. Всё сейчас хорошо.
— Самая большая хоккейная мечта?
— Как и любому хоккеисту, мне хочется поиграть в НХЛ. Хочется, чтобы как можно больше казахстанцев играли в самой сильной лиге мира.
...или войдите через аккаунт соцсети