19 октября 2006 (10:23)Илья Ильин: Мои победы совместного производства
Кызылординец Илья Ильин вновь доказал, что способен потеснить на помосте мировую элиту тяжелой атлетики.
На состоявшемся недавно в Доминиканской Республике мировом первенстве, как и на всех первенствах прошлого и нынешнего годов, он добыл для Казахстана очередное «золото». Сам Илья считает высшей наградой «флаг и гимн республики, звучащий во дворце состязаний, когда стоишь на пьедестале почета». Это ни с чем не сравнимое чувство, которое нельзя передать словами.
Соперники Ильи трепещут, а между тем тренеры и специалисты утверждают, что казахстанский атлет только начинает свое восхождение на спортивный олимп. Ему всего 18 лет.
ЛИТЕР-Неделя: Штанга – хобби или работа? Что для тебя тяжелая атлетика?
И.И.: Мне с детства нравится поднимать штангу, я люблю этот вид спорта. Это нельзя назвать работой или хобби – это моя любовь и призвание. Последние два года были для меня знаковыми, они подняли меня на ступень профессионализма. А если давать характеристику тяжелой атлетике, это – моя жизнь.
ЛИТЕР-Неделя: Легкая атлетика – королева спорта, а как бы ты назвал тяжелую?
И.И.: Интересный вопрос. Признаюсь, не задумывался. Если легкую атлетику назвали королевой за красоту, грацию и пластичность, то, наверное, тяжелую можно назвать бастионом всего спорта, так как она дает спортсменам силу, выносливость и волю. А вообще, все ви-ды профессионального спорта очень тяжелые; чтобы добиться успеха, нужно много работать, иметь природные данные. Я не думаю, что бегать легче. Все виды спорта хороши, но все-таки тяжелую атлетику называют основой спорта, не случайно «таскают железо» даже легкоатлеты. Кстати, в нашей программе подготовки пробежки на 50–100 метров обязательны. На мой взгляд, все люди должны заниматься спортом – бегать, прыгать, упражняться с гантелями, играть в футбол. Для здоровья все виды хороши.
ЛИТЕР-Неделя: Чем отличался нынешний чемпионат от предыдущих? Опыт у тебя уже был, но все равно, наверное, привыкнуть к такому невозможно?
И.И.: Привыкнуть, действительно, невозможно: каждые соревнования – что-то новое. Перешел в новую категорию – до 94 кг. На мировом первенстве в этой категории очень много достойных соперников, среди них и рекордсмены мира. Но тяжелее всего для меня была трехмесячная подготовка. Были травмы. В то же время, признаюсь, разочарован итогами Санто-Доминго. Моя задача была взять в рывке 182 кг, в толчке – 233. Это мировой рекорд, и я к нему был готов. На помосте я не был расслаблен. Но моя техника еще недостаточно отточена, поэтому допустил чисто технические ошибки: в толчке «ушел» на носки – и штанга упала. Этому отчасти поспособствовали и судьи, которые пытались оспорить мою первую попытку в толчке. Но на записи было видно, что все нормально, вибрации ног не было. Однако пришлось думать, как поднимать, чтобы не допустить ошибок... Я не жалуюсь, но ситуация сложилась таким вот образом. Хотя что говорить: задачу не выполнил по своей вине.
ЛИТЕР-Неделя: После того как ты с первой попытки в толчке взял 217 кг, стало ясно, что это золотой вес.
И.И.: Да, мы обошли всех тактически, заставили соперников поволноваться. Две попытки у меня были в запасе. Конкурентам пришлось догонять, многие отказались от «золота», и борьба развернулась за 2–3-е места. Существовал риск, что, не выполнив минимальную программу, они останутся ни с чем, с «баранкой» в толчке.
ЛИТЕР-Неделя: Счет медалям еще не потерял?
И.И.: Недавно подсчитывали – где-то 35...
ЛИТЕР-Неделя: Тренировки три раза в день, времени жить, как все обыватели, практически не остается. Можно ли сказать, что профессиональные спортсмены, которые демонстрируют предел человеческих возможностей, нормальные люди? Ведь уже на следующий день после чемпионата мира ты пошел не пиво пить с друзьями, а в спортзал, тягать «железо». Не обидно?
И.И.: Нет, не обидно! Мне нравится этот спорт. Правда, бывает, что приходишь с тренировки в полночь, плюхаешься в кровать обессиленный и думаешь: неужели завтра с утра будет опять то же самое, как жить дальше? Вот бы куда-нибудь уехать, отдохнуть. Но так, наверное, бывает у всех людей, когда хочется сменить обстановку. Но сон лечит. Не хочется подводить тренеров, своих близких и болельщиков, которые верят в меня и ждут, что я их не разочарую.
На следующее утро после выступления, действительно, пошел тренироваться. А что касается алкоголя, то жесткого табу – мол, ни капли – у нас нет. После таких нагрузок кружку пива или немного хорошего вина иногда выпить даже полезно. Но я не нахожу удовольствия в алкоголе.
ЛИТЕР-Неделя: А в чем удовольствие?
И.И.: Мне нравится танцевать. Танцы позволяют выплескивать лишнюю энергию, расслабляют. К хобби можно отнести и игру в бильярд. Не подумайте, что я собираюсь и здесь добиваться профессионализма, просто мне нравится бездумно «катать» шары. Люблю путешествовать, правда в основном это поездки на соревнования. К примеру, по пути в Санто-Доминго застряли в Мадриде – чудный город, он мне очень понравился. Был в Турции. Эгейское море – это что-то потрясающее! Был во многих азиатских странах. Хочу побывать в Италии.
ЛИТЕР-Неделя: Многие завидуют твоей спортивной карьере, считая тебя везунчиком. Считаешь ли ты, что тебе повезло в жизни?
И.И.: Конечно, это фарт, большой фарт. Кто-то сверху мне помогает. Признателен родителям, тренерам, друзьям – в общем, всем, кто принял участие в моей судьбе. Само собой, я тоже пытаюсь не отставать и быть в форме. Мои победы – это совместное «производство».
ЛИТЕР-Неделя: Илюша, наверняка, все казахстанцы гордятся тобой. Я знаю, что, впечатленные твоими победами, многие юные кызылординцы ринулись именно в тяжелую атлетику. Что бы ты им посоветовал: с чего начинать, чтобы добиться успеха?
И.И.: Я скажу о своей ошибке, с чего не начал. Отрабатывать технику. Есть очень много одаренных тренеров. Кызылординская школа – одна из сильнейших в Казахстане. Я бы отметил Аскара Мендиярова, Вилория Пака, Николая Некрасова, которые могут очень много дать ребятам. Но главное – нужно любить этот спорт, только в этом случае придет успех. Если не полюбишь, никакая техника тебе не поможет. И еще: не думать о наградах.
ЛИТЕР-Неделя: О чем ты мечтал в детстве?
И.И.: Моим кумиром был мой брат Алексей. Он привел меня в спортзал. У него здорово получалось управляться с «железом». Хотел быть похожим на него. Потом дома у нас всегда были гантели, папа сделал турник в дверном проеме. Он у нас тоже любитель спорта – занимался борьбой, боксом, бегал, и эта любовь к спорту передалась нам, детям, в раннем возрасте.
ЛИТЕР-Неделя: Родители не видят тебя по полгода. Хотя тебе уже – или еще – 18 лет, для них ты по-прежнему ребенок, которого надо учить жизни...
И.И.: Учат: делай так или так. Я понимаю, что для них всегда останусь ребенком, всегда буду маленьким. К тому же я младший сын в семье. В день мама три-четыре раза звонит, переживает за меня. Я бесконечно благодарен своей семье за заботу и внимание. Стараюсь отвечать им взаимностью.
ЛИТЕР-Неделя: Можно ли назвать четырехкратного чемпиона мира обеспеченным человеком? Можешь ли ты позволить себе купить все необходимое? Последняя покупка чемпиона?
И.И.: Последняя покупка? Кажется, приобрел сотовый телефон за 300 баксов в Китае. Зарплату подняли с сентября этого года, стал получать неплохие деньги. Тренеры добились. Купил по ипотеке двухкомнатную квартиру в Алматы, почти центр. Кучу денег вбухал в ремонт. Правда, 15 лет придется рассчитываться по ипотеке, но не жалею. Повезло: не очень дорого приобрел.
Обеспеченным человеком ме-ня сегодня, может быть, и можно назвать. Но приходится думать и о завтрашнем дне. Считаю своим долгом помочь своей семье – родителям и братьям.
ЛИТЕР-Неделя: А как обстоит дело с личной жизнью?
И.И.: Свободного времени маловато. Есть девушка. Скажу только, что она из Павлодара. О браке пока не думали.
ЛИТЕР-Неделя: Илюша, твои планы на будущее...
И.И.: Хочу попробовать добиться того, чего никому не удавалось. Тренеры считают, и мне тоже так кажется, что свой потенциал я еще не раскрыл, нужно работать. В ближайших планах – Азиада, затем надеюсь попасть на Олимпийские игры. Штангой буду заниматься – можете так и написать! – пока не сломаюсь. Сейчас тяжелая атлетика разрушает стереотипы. К примеру, считалось, что после тридцати лет атлеты перестают прогрессировать, затем идет спад. Как яркий пример, что это не так, – россиянин Асламбек Идиев. Ему 36 лет. В прошлом году в Катаре он занял третье место. В этом году в Санто-Доминго он был вторым. Мне кажется, что у него есть все шансы добиться победы и на Олимпийских играх. Хотелось бы тоже быть долгожителем в профессиональном спорте.
ЛИТЕР-Неделя: Что для тебя Казахстан, Кызылорда?
И.И.: Могут неправильно понять, если я скажу, что являюсь патриотом своей страны. Но, с другой стороны, почему мне им не быть? Для меня создали замечательные условия, и именно по-этому я реализовываюсь, добиваюсь высот в спорте. Даже в Европе не многим спортсменам создают такие условия. Естественно, я благодарен своей родине. Мои болельщики – казахстанцы, простые люди, они смотрят, искренне сопереживают и радуются. Я уверен, что они всегда будут держать за меня кулаки. Я сделаю все возможное, чтобы не разочаровать их, чтобы принести Казахстану самые высокие награды. Кызылорда – мой родной город, я здесь родился. Здесь живут мои близкие и друзья. Этим все сказано.
Беседовал Юрий Ли, фото автора, Кызылорда
"Литер"
...или войдите через аккаунт соцсети