...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Бокс/ММА


22 февраля 2008 (11:18)

Из Валуева сделали боксера

Из Валуева сделали боксера Что и кто помешал Виктору Демьяненко в 1980-м стать олимпийским чемпионом? Об этом, и не только, рассказывает его наставник, заслуженный тренер СССР по боксу Александр Аникин.

Вам из современных боксеров кто нравится?
- Недавно посмотрел бой Валуева - он мне очень понравился. С ним сейчас работает Александр Зимин, который тренировал чемпиона Европы Яковлева. И уже чувствуется прогресс.

- А говорят, Валуев - мешок, использующий лишь свои преимущества в росте и весе.
- Да нет, он не только этим берет. В его арсенале появилась и разумная работа, и техника. Трудно, конечно, научить, когда в бокс приходит уже сложившийся мужик. А он (Зимин. - Авт.) его научил. Тот ведь настоящий Кинг-Конг. Но из чучела сделали боксера.

- А как вам новый чемпион мира Ибрагимов?
- Его я не видел. А вот Поветкин мне очень понравился. Хотя последний его бой был не самым лучшим: олимпийский чемпион, а такие вещи себе позволял: Не так должен боксировать профессиональный боксер.

- А как должен?
- Ну, чтобы было видно, кто на ринге хозяин. Люди ведь приходят на настоящий бокс. Вот мне братья Кличко совсем не нравятся. Они как по юношам боксировали - так до сих пор этот юношеский бокс и показывают. Слишком уж осторожный. Наверное, хотят боксировать до 50 лет и хорошо заработать. Но их бокс не идет ни в какое сравнение с американским. Вот там сразу видно, зачем люди выходят на ринг.

- А как вам Сапиев?
- Я ездил с командой в Баку, так там он вообще ничего не показал. А вот последний бой на чемпионате мира провел очень разумно. На ногах всех передурил, переиграл. Вот он, конечно, умница. Все у него было: и легкость, и разум, и тактика.

- Выиграет Сапиев "золото" на Олимпиаде?
- Если кубинца пройдет - выиграет. Их ведь на последнем чемпионате мира не было.

- Еще от кого ждете медалей?
- Давно не видел наших ребят: Единственное скажу: непросто придется Артаеву (олимпийский чемпион Афин. - Авт.). Он выступал в весе 67 кг, потом 69, а когда убрали категорию до 71 кг, сразу попал в 75. А там - совсем другой бокс. Сумеет адаптироваться в новом для себя весе, выступит в Пекине удачно. Потому что класс у него есть.

На Олимпиаду
приехал туристом


- Самый известный ваш воспитанник - Виктор Демьяненко, серебряный призер Олимпиады-80. Вам-то наверняка известна вся подноготная того финала. Демьяненко действительно стал жертвой подковерных интриг?
- Странным было уже то, что его бой с кубинцем судил в ринге рефери из Венесуэлы. И меня насторожило уже то, что еще до боя он сразу направился к Демьяненко. А у того на скуле была сечка - рассечение чуть ниже глаза, полученное в поединке с немцем. И тут мне седьмое или какое там чувство подсказало: все, добра не жди: Олимпиаду СССР выигрывал, и на бокс у нас в общем-то все махнули рукой, пустив борьбу за медали на самотек. Из семи финалистов "золото" завоевал лишь Шамиль Сабиров в весе 48 кг.

- Протестовать было бесполезно?
- А кто будет протестовать?! Я в Москве был обыкновенным туристом и на некоторые бои сам покупал билеты. Дали нам туристские карты на десять дней - волейбол, плавание, конный спорт: И мы менялись этими картами друг с другом.
Вот если бы я ему секундировал тогда в Москве - может, совсем другая картина была бы. Но ведь нас и не пускали никуда - даже в Олимпийскую деревню. Ермаков, тренер борца Быкова, раз пробрался - так его со скандалом оттуда выпроводили. Хотя он был майором внутренних войск. Очень строго было, провокаций боялись. И это при том, что на соревнованиях по борьбе ажиотажа как такового не было. А вот у нас и близко никого не подпускали.
Может, как раз моей подсказки в решающий момент Демьяненко и не хватило. Расскажу вам один случай. На Кубке мира в Нью-Йорке организаторы что-то там напутали с билетами, и тренеров сборной отослали домой. Остался только старший тренер Киселев. И он позвал меня секундировать в финале. Нашел я спортивный костюм - он мне чуть-чуть ноги прикрывал: В финале Демьяненко боксировал с американцем. В перерыве говорю: "Витя, пропускаешь в голову". Он мне отвечает: "Американец бьет так, что я только голову и успеваю наклонять". Я говорю: "Ну тогда хоть закрывайся, чтоб он тебя не посек". Выиграл он в итоге Кубок мира. А представляете, что такое выиграть у американца в Нью-Йорке?! Это надо быть на полголовы его выше.

- Чем вам еще Московская Олимпиада запомнилась?
- Знаете, что нас удивило? Вышли мы из поезда на Киевском вокзале - народу вообще нет. Пустой вокзал, пустая площадь. Лишь после открытия Игр, когда власти чуть-чуть успокоились, народ начал появляться в городе. А то ведь перед Олимпиадой всех "неблагонадежных" за 101-й километр вывезли.

- А с просьбами лечь под соперника к вам не обращались? Скажем, когда встречались на международных турнирах с боксерами из соцлагеря?
- Нет, никогда такого не было. В советское время у нас вообще нельзя было проигрывать. Конкуренция была такая, что стоит раз оступиться - и затопчут. Бывало, к кому-то подходили на чемпионате Казахстана, чтобы помогли звание мастера спорта получить. А с Россией, Украиной мы воевали.

Чтобы фарцевать,
надо было крутиться


- Что чувствует человек, в 36 лет ставший заслуженным тренером СССР?
- Звание заслуженного я должен был получить еще раньше. Сначала за Кубок мира в 1979-м пообещали, потом за Олимпиаду. Но тогда спортивные власти посчитали, что выступление боксеров в Москве было не очень успешным. И лишь в 1981-м, когда сборная где-то там выступила успешно, нам присвоили звания, что называется, по совокупности заслуг. Получили мы значки вместе с Цхаем (тренер Серика Конакбаева. - Авт.). Он был еще моложе - в 1981-м ему 33 стукнуло. Так самое интересное, что самому Демьяненко присвоили звание заслуженного мастера спорта только в 1989 году, когда наши выиграли чемпионат мира в Москве. Там все смеялись: тренеру звание присвоили, а про боксера забыли.

- Изменилось после этого отношение к вам со стороны руководства "Динамо", спорткомитета?
- Знаете, в "Динамо" уже столько заслуженных было: Когда работаешь, об этом не думаешь. Мне друзья-архитекторы позвонили: мол, в газете прочитали, что вам с Цхаем присвоили звания. У меня эта газета где-то лежит.

- Значок где обмывали?
- Дома. Никогда не показушничал. В то время из командировок привозили только долги. Уезжаешь на полтора месяца, возьмешь с собой рублей сто, семье столько же оставишь. А сто рублей на полтора месяца (смеется): Возвращаешься - начинаешь долги раздавать. Тут уже не до ресторанов. Вот за Олимпиаду нам сначала пообещали восемь тысяч рублей. Когда видят: план перевыполняют, срезали до четырех. За второе место, соответственно, две тысячи. Сняли комиссионные - получилось 1600. Ну а что такое 1600 рублей?! Себе купил сапоги, жене пальто - деньги и разлетелись. Вот и все Олимпийские игры:
Да и радоваться уже сил нет. После поездок на турниры чувствуешь лишь усталость. Только в самолете на обратном пути потихоньку осознаешь, что сделали большое дело. Раз, помню, возвращались с чемпионата Союза, и с нами в самолете летела Роза Рымбаева, выигравшая конкурс "Золотой Орфей" в Болгарии. Вот такая была интересная встреча.

- Уговаривали Демьяненко повременить с уходом из бокса? Ему ведь всего 27 было.
- У него же артрит был. Мы поехали на Кубу, и он там сильно заболел. На ноги осложнение было. Год отдыхал. До 1985 года мы дотянули. Спартакиаду народов СССР в 1983-м выиграл. Но было уже ясно, что пришла пора уходить. В легких весах удерживаться на вершине тяжелее. Это у тяжеловесов всего по 2-3 боя на турнире. А Демьяненко проводил по 5-6. В год набегало 25-30 боев. А это ведь не шахматные партии. 30 боев! Даже если чисто выигрываешь, там удар пропустил, здесь не успел уклониться: Плюс постоянная сгонка веса. А организм изнашивается. Так что я считаю, хорошо, что он вообще до 27 продержался.

- Хоккеисты сборной СССР рассказывали, что после победных чемпионатов мира им давали на таможне "зеленый коридор", зато после поражений чуть ли не до трусов раздевали.
- У нас примерно так же было. Но ведь чтобы что-то из-за границы привезти, надо что-то туда увезти. А что туда можно было увезти?

- Доллары.
- А где их взять? Чтобы фарцевать, надо было дома крутиться и вертеться. А я этим никогда не занимался. Поэтому ни на одной таможне ни разу не попался. Потому и не богатый и не уехал никуда:

- А звали за границей поработать?
- Приглашали после Олимпиады в Америку на месяц - семинары провести. Но на нас с Гранаткиным написали бумагу: якобы мы в Чехословакии в номере не ночевали. И у нас Америку отобрали.

- Кто такой Гранаткин и почему вы не ночевали в номере?
- Гранаткин - это тренер из Киева. В Чехословакии было молодежное первенство среди динамовцев. И как-то после тяжелого трудового дня мы с ним закрылись, граммов по 50 выпили и заснули в номере. А там двери были двойные - мы и не услышали, как к нам россияне стучатся. А киевлянин с ними немножко конфликтовал, и когда они совсем уже рассорились, те на него докладную и направили куда следует. Мол, стучали к ним в дверь, а их дома не оказалось: В общем, попал я под метлу. Они Гранаткина уничтожали, а заодно и мне досталось. Стал невыездным.

- В последнее время вы работаете с сыном Виктора Демьяненко - Виталием, выступающим на профессиональном ринге. Есть у него перспективы стать чемпионом мира?
- Конечно, по данным это - не отец. Такой же жесткий, волевой, а вот психологически не такой устойчивый, как отец. По любителям он далеко не пошел, потому что начинал с дзюдо. Но на профессиональном ринге все бои выигрывает. Другой вопрос, что сейчас он работает на старом багаже. А ему уже нужны противники уровня кубинцев, американцев. Если выйдет хотя бы на европейский уровень, тогда можно будет о чем-то говорить. И потом, чтобы претендовать на звание чемпиона мира, надо провести хотя бы боев 25. А у него их пока 14. То есть нужно набираться опыта. Причем не проигрывая. Чуть расслабишься - брык, упал, надо начинать сначала. А по второму разу пройти этот путь далеко не всем шанс предоставляется.
Экспресс-К

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети