Одни считают его чересчур амбициозным, другие — вечно недовольным, а он называет себя человеком с собственным мнением, которым он охотно поделился при встрече с корреспондентом «Sport&KS». Заслуженный тренер РК Жумабек Омурзаков, работающий в республиканской школе-интернате для одаренных в спорте детей, рассказал о том, почему бокс в Казахстане деградирует, какие интриги происходят вокруг ринга, и что в нововведении АИБА — Мировой серии бокса — лично его настораживает.
Как губят таланты
— Жумабек Шермухамбетович, на какой стадии, с вашей точки зрения, находится сегодня отечественный бокс?
— Честно говоря, не думаю, что вы открыто об этом напишете… На стадии деградации!
— Можете обосновать?
— Могу. И объясню причины, которые привели к этому. Во-первых, в казахстанском боксе утрачена система подготовки резерва. Вы, наверное, думаете, что как только появляется талантливый юный боксер, его тут же начинают продвигать? Не тут-то было! Сразу начинаются закулисные интриги, и его просто убирают с дороги, чтобы протащить своего спортсмена. Самый свежий пример — турнир среди школьников на призы президента РК, который прошел 2—6 июля в Каскелене. Старший тренер сборной по юношам и юниорам Султан Костоев сидел и давал указания судьям, кому победу давать, а кому не давать, и в число победителей и призеров вошли в основном те, кто числится в его команде. А когда один мальчишка явно побил члена сборной, Костоев сделал так, чтобы ему не присуждали победу. Там даже случился скандал. Эти соревнования проходили одновременно со взрослым международным турниром «Кубок Президента РК» в Астане, где и находились все официальные судьи, а в Каскелене бои судили тренеры, которые зависимы от Костоева. По окончании соревнований я выступил на собрании и высказал свое возмущение, но что толку… У детей и подростков психика очень ранимая, и многие талантливые боксеры уходят из спорта именно в этом возрасте. Ведь они на себе испытывают несправедливость взрослых и не могут мириться с этим. Так на корню вырубаются лучшие ростки, так мы теряем по-настоящему талантливую молодежь. Многим наставникам приходится идти на поклон к старшему тренеру, и если кто-то найдет с ним общий язык, то, возможно, его подопечный попадет в сборную. А нет — так нет. Вот по такому принципу, далекому от спортивного, и происходит формирование юношеской сборной. Конечно, есть единицы, которые, несмотря ни на что, пробиваются, и примером тому служит становление двукратного чемпиона мира Серика Сапиева. У него и его тренера хватило упорства, чтобы не свернуть с намеченного пути и остаться в спорте. А ведь когда он был юношей, тот же Султан Костоев даже не привлекал его в сборную.
Вторая причина — низкая квалификация многих тренеров. Стоит признать, что наш тренерский корпус малограмотный, да и какое образование могут получить будущие наставники в казахстанских институтах физкультуры?! Сегодня со спортсменами работают бывшие боксеры, которые тренируют по принципу «что сам умею, тому и учу». Они не знают основ тренерской работы, законов биофизики и биомеханики, поэтому зачастую перегружают спортсменов. Я всегда возмущался, когда наших боксеров загоняли в горы. Это неправильно и даже вредно, особенно когда речь идет об организме подростка или юноши. Ведь у подростков в возрасте от 13 до 16 лет вегетативная система отстает от морфологии, и когда ребят заставляют носиться вверх-вниз по горам, сердечно-сосудистая система начинает перегонять кровь, ставшую на высокогорье густой, а это очень опасно для организма. Молодые тренеры, которых сегодня очень много, работают на слабом уровне, а более опытные наставники, к сожалению, не играют той роли, которую действительно заслуживают.
Недавно наша федерация бокса пригласила специалистов из Москвы и Белоруссии для проведения тренерского семинара. Хорошо, мы их послушали — и что? Они же не имеют ни малейшего представления о том, как вообще нужно вести такие семинары для тренеров. Приехали и давай рассказывать о своих мифических заслугах. Эти «специалисты» — не более чем компиляторы, присвоившие себе чужие достижения и открытия, причем плохие компиляторы, не знающие даже элементарных вещей. К примеру, они утверждают, что первую тренировку надо проводить в 11 часов утра. Где это видано?! Согласно законам физиологии, самая высокая работоспособность человеческого организма приходится на время с 5 до 10 утра, и соответственно, первая тренировка должна начинаться не позже 8.00. А после завтрака хоть ты убейся, но организм сконцентрирован только на усвоении пищи, и человек в это время не готов к полноценным физическим нагрузкам. И если в этот момент спортсмена загнать в спортзал, то реакция его организма будет отрицательной. Помню, одно время в боксе пытались использовать 3-4-разовые тренировки по немецкой технологии, что было абсолютной глупостью,
поскольку немцы разработали их для циклических видов спорта.
— Скоро планируется открытие Академии бокса. Может быть, это решит проблему подготовки тренерских кадров?
— Ясно, для чего хотят открыть академию — пока не пройдешь курс обучения в этом заведении, ты не будешь иметь право работать тренером или судить. Кстати, сейчас и рефери, и тренеры обязаны сдавать экзамены на «звезды», причем вся эта процедура не бесплатная. То есть тут преследуются меркантильные интересы. Я согласен — пусть открывают Академию бокса, но пусть к нам приезжают действительно высококвалифицированные специалисты, которые будут проводить не одноразовые семинары с обзорными лекциями, а целые циклы занятий по каждой дисциплине.
А судьи кто?
— Две причины нынешнего состояния отечественного бокса вы назвали. Какие существуют еще?
— Третья, и последняя, — несправедливое судейство. Многие арбитры, вынося решение, тянут одеяло в свою сторону, а точнее, в свой регион. Хорошо, что с недавних пор появился человек, который хочет навести в этом деле порядок. Это великий в прошлом боксер, а ныне вице-президент казахстанской федерации Серик Конакбаев. Благодаря ему и его авторитету произошли небольшие сдвиги к лучшему. На чемпионате страны в январе нынешнего года я стал свидетелем эпизода, когда Серик Керимбекович сделал довольно жесткое замечание главному судье соревнований Валерию Рачкову, сказав, что судейство должно быть честным. И, кстати, после этого арбитраж на том турнире стал более справедливым.
— Сегодня часто можно слышать, что представителей нашей страны нет ни в руководящих органах, ни в судейском комитете АИБА и что поэтому наши боксеры не защищены от судейской предвзятости на международных соревнованиях…
— Насчет этого скажу следующее. Многие годы мы жили в эйфории, полагая, что в казахстанском боксе все хорошо. Но ведь нужно признать, что наши успехи были во многом связаны с именем Бекета Махмудова. Даже в АИБА он мог поставить на место кого угодно, и ему не смели возразить. И, возможно, если бы не Бекет Сапабекович, не видать казахстанским боксерам золотых медалей на Олимпийских играх в 2000-м и в 2004-м годах. Сегодня многие сетуют на то, что теперь такого человека в международной федерации у нас нет. Но ведь есть немало стран, которые тоже не имеют своих авторитетных представителей в АИБА, и, тем не менее, они показывают хорошие результаты, а отсутствие такой личности компенсируют правильной подготовкой, мастерством и желанием победить. И нашему руководству тоже необходимо уяснить: хватит надеяться на чью-то поддержку, на то, что, кто-то будет нас тянуть, нужно самим работать, чтобы наш бокс стал конкурентоспособным.
— Насколько я знаю, вы тренируете и юношей, и девушек…
— Да, у меня есть ребята, которые являются членами сборной Казахстана, а два года назад я взялся тренировать девушек. В свое время, когда открывался наш спортивный интернат, я попросил учебный отдел разрешить набор первой группы, и сейчас у меня занимаются шестеро девчат. Одна из них — чемпионка Казахстана среди взрослых 16-летняя Назым Кызайбай. Кстати, она могла бы стать призером взрослого чемпионата Азии, но при итоговом счете 7:7 победу отдали ее сопернице из Вьетнама. Среди моих воспитанниц есть девушки, способные показать хорошие результаты в будущем. Самое интересное, что женщины сегодня показывают более красивый бокс, чем мужчины — видимо, потому, что техника у них не настолько силовая. И вообще, пока в женском боксе все честнее. На чемпионате Азии наша команда выступила неплохо, но особого резонанса это не получило — наверное, по той причине, что женский бокс только-только набирает обороты. Думаю, со временем ситуация изменится. Тут есть еще такой момент. Мужчин-боксеров нужно тренировать 7–8 лет, а женщин можно подготовить всего за 2 года. Во-первых, потому, что они быстрее все «схватывают», а во-вторых, о чем я уже говорил, женский бокс не такой силовой. То есть с женщинами-боксерами результатов можно добиться намного быстрее.
— Вы разочаровались в мужском боксе?
— Нет, но могу сказать, что он потерял свою зрелищность. Первая причина этого — изменение экипировки. Раньше боксер, выходя на ринг, знал, что может получить очень болезненный удар, и соответствующим образом строил тактику ведения боя. А современная экипировка — перчатки и шлем, который появился в конце 1980-х, — «гасят» удар примерно на 60 процентов, и это в какой-то степени расслабляет боксера, притупляет чувство осторожности, он меньше внимания уделяет технике защиты. Вторая причина — электронное судейство. Хитрость его заключается в том, что если трое арбитров одновременно нажимают на кнопку, то удар засчитывается, а если они нажимают вразнобой и разница во времени нажатия превышает одну-две секунды, то очко не присуждается. К тому же при электронном судействе рефери просто-напросто теряет эмоциональную связь с боем. Когда судили без этой машинки, боковой рефери оценивал не только количество ударов, но и их качество, а также технику боксеров, умение защищаться и давал оценку после определенного анализа. А сегодня судья может сидеть и просто нажимать на кнопку.
Домашние победы — это самообман
— Инициаторы Мировой серии бокса утверждают, что этот турнир вернет любительскому боксу зрелищность…
— Это чисто коммерческий проект, нацеленный на получение прибыли, и он, я считаю, не решит тех проблем, с которыми столкнулся любительский бокс, не сделает его более зрелищным. Я ознакомился с регламентом Мировой серии и обнаружил очень много несостыковок и недоработок. Допустим, боксер-любитель отбоксирует как профессионал, а назавтра он должен принять участие в традиционных соревнованиях любительского бокса, таких, как Олимпиада, чемпионат мира или летние Азиатские игры. В такой ситуации он может окончательно запутаться, ведь эти два вида бокса серьезно отличаются друг от друга стилем ведения боя, они требуют совершенно разной технической подготовки. Также вызывает недоумение норма регламента, согласно которой каждая команда обязана привлекать «легионеров». И ладно, если бы наши пригласили в тяжелые веса, например, американцев — так ведь взяли какого-то неизвестного венгра. В общем, у меня есть большие сомнения в перспективах Мировой серии.
— Шесть золотых медалей казахстанских боксеров на недавнем международном турнире «Кубок президента РК» — это успех?
— К результатам «домашних» турниров надо относиться осторожно, поскольку в мировом боксе сложилась такая практика, когда хозяевам так или иначе благоволят судьи. Придавать большое значение победам в родных стенах — значит заниматься самообманом.
— Можно услышать, что сейчас в национальной сборной усилилась конкуренция. Такое утверждение делается на том основании, что во многих весовых категориях на звание первого номера претендуют по три-четыре боксера.
— Такую ситуацию можно оценить двояко. Одно дело, если все эти претенденты — действительно очень сильные бойцы, и совершенно другое, если между собой конкурируют средненькие боксеры примерно одного уровня — по той простой причине, что в этих весах нет ярких лидеров. Хотелось бы ошибиться, но лично мне кажется, что сейчас мы имеем дело со вторым случаем. Например, в категории до 75 кг и в полутяжелом весе есть несколько спортсменов, которым в сборной вообще делать нечего. Фамилии называть не стану — все равно от этого ничего не изменится. Хороший боксер отличается стабильностью, а она достигается на основе высокой техники, планомерной и целенаправленной подготовки. Я считаю, что наши «сборники» слишком часто ездят на турниры, среди которых много «проходных», незначительных, где отсутствует серьезная конкуренция. Соответственно польза от участия в них минимальная — только впустую тратятся деньги. Нынешнее руководство федерации вкладывает в отечественный бокс огромные средства, но они, к сожалению, используются неэффективно.
И еще. Возможно, кто-то на меня обидится, но я не могу не сказать об этом. Сегодня первые и вторые номера сборной получают хорошую зарплату — от 1000 до 2000 долларов в месяц. Оставим в стороне тот факт, что на эти позиции кое-кто старается «протащить» своих (пусть это будет на их совести), и заострим внимание на другом моменте. Например, боксер становится номером 1 в своем весе, ему устанавливают зарплату в 2000 долларов в месяц, и он целый год может спокойно ходить и даже не показывать результат. А зачем — ведь и так неплохо платят. Это расслабляет спортсменов, и в итоге даже на второстепенных турнирах они проигрывают без каких бы то ни было финансовых последствий для себя. Мне кажется, что здесь должен быть иной подход. Скажем, выиграл боксер чемпионат Казахстана, стал номером 1 в своей весовой категории — установите ему зарплату, но небольшую, а остальное пусть зарабатывает по результатам наиболее важных и престижных соревнований. Словом, он должен быть постоянно мотивированным. Большими деньгами развращают и тренеров. Подумать только, с молодежного чемпионата мира в Баку наши боксеры приехали без единой награды. Это говорит о том, что специалистов, готовивших их к первенству, близко нельзя подпускать к работе в сборной. Между тем, они получают очень хорошую зарплату. Спрашивается, за что?!
«Снимите розовые очки!»
— Что вы думаете о возвращении в большой спорт олимпийского чемпиона Бахыта Сарсекбаева?
— На его месте после такого успеха я бы не стал возвращаться. Кстати, перед пекинской Олимпиадой я говорил, что у Бахыта Сарсекбаева больше шансов завоевать «золото», чем у Серика Сапиева. Почему? Оба они — неординарные боксеры, но Сапиев к тому времени был уже на виду, соперники вдоль и поперек изучили манеру боя Серика и специально готовились под него, а Сарсекбаев был «темной лошадкой». Теперь же Бахыт оказался в положении Серика. Сможет ли он выиграть Олимпиаду в Лондоне? Вообще-то все возможно, но надо быть реалистами. Хотя за счет опыта он может своего добиться.
— Другой «возвращенец» — Рустам Рыгебаев…
— Он очень хороший боксер. Был… То есть мог быть, но ему не повезло. Он обладал хорошим потенциалом, однако оказался у не самого лучшего наставника.
— Имеете ввиду Аскербека Газизова?
— Да. Хороший тренер должен подходить к каждому спортсмену индивидуально, а Рустам попал «под шаблон» и из-за этого очень многое упустил. Обидно за парня. Вообще, если талантливый и при этом трудолюбивый боксер не смог добиться чего-то серьезного в своей карьере, то виноват его тренер. А что касается возвращения… Как говорится, надежды юношей питают.
— Вроде бы и Еркебулан Шыналиев решил вернуться на ринг…
— Насколько мне известно, эта информация не соответствует действительности. Он после Олимпийских игр в Пекине все возвращается и возвращается, но никак не вернется. На мой взгляд, он свой ресурс уже исчерпал.
— А как вам молодой Данияр Елеусинов, которого многие называют самым талантливым из «новой волны» казахстанских боксеров?
— Действительно талантливый парень. Его природа одарила сполна, но и она имеет свое влияние лишь до определенного момента. Чем выше у него будет вес, тем больше появится проблем. Когда он выступал в меньших весах, его своеобразный стиль ведения боя, можно сказать, очаровывал. Но дальше ему будет сложнее.
— Вы высказали свою точку зрения на проблемы отечественного бокса. Какой выход видите из сложившейся ситуации?
— Прежде всего, не нужно выдавать желаемое за действительное, необходимо быть самокритичными. Многие мне выговаривают за ту негативную оценку, которую я даю нынешнему состоянию казахстанского бокса. А что толку говорить только хорошее? Сколько ни повторяй «халва», во рту от этого слаще не станет. Наоборот, надо выявлять недостатки, чтобы затем изжить их. И пока мы этому не научимся, у нас не будет прогресса в боксе — останется одна сплошная неприкрытая лесть. Съездили на заурядный турнир, стали призерами и хвалимся этим. Многие сейчас уверенно твердят: мол, в Лондоне возьмем «золото». Это с нашими-то боксерами, которые на одном турнире выигрывают, а уже на следующем могут проиграть не самым сильным соперникам? Господа, хватит смотреть на отечественный бокс сквозь розовые очки! У нас ведь нет даже обратной связи между тренерами и руководством. Начальство только и делает, что «командует парадом», и совсем не прислушивается к мнению наставников спортсменов. Бокс стал сегодня в Казахстане очень популярным, чуть ли не все мнят себя знатоками этого вида спорта и начинают лезть со своими советами. А ведь есть люди, которые понимают в боксе больше других, однако их держат в стороне. Много лет гостренером и судьей работал Борис Семенович Цхверашвили, благодаря которому наш бокс в 1980-х вышел на высокий уровень. Именно он проложил казахстанским боксерам дорожку в сборную СССР. Вот этот человек и мог бы подсказать, как возродить былую славу отечественного бокса. Его даже взяли на работу в федерацию, но особо к нему не прислушиваются — там есть молодые, которые считают, что они «сами с усами». И вообще, больше половины руководителей федерации — это люди, далекие от бокса. С приходом Тимура Кулибаева в федерации бокса появились определенные подвижки, потому что у него есть желание помочь отечественному боксу, он выделяет большие средства на его развитие. Но эти деньги используются нерационально.
...или войдите через аккаунт соцсети