Словно учитывая «народный диагноз» понедельник – день тяжелый, организаторы чемпионата мира по боксу в Чикаго завтра предоставят бойцам день отдыха, дабы позже «оставшиеся в живых» приступили к борьбе за олимпийские лицензии и медали.
Делать выводы о том, что происходит в США, рано, очень рано. Все аналитические выкладки, рассуждения и «размышлизмы» можно будет…
Делать выводы о том, что происходит в США, рано, очень рано. Все аналитические выкладки, рассуждения и «размышлизмы» можно будет «запускать в жизнь» через неделю, когда станет ясно: будут ли у нас награды, сколько лицензий завоюют казахстанцы. Кому предстоит спокойно готовиться к Олимпиаде, а кому придется напрягаться, дабы запрыгнуть на уходящий в Пекин поезд. Также будет время задаться мыслью: что ждет в Китае наших тяжеловесов? И выступят ли они там?
Тяжелые весовые категории – перманентная головная боль любого тренерского штаба сборной. Это как травма, полученная организмом в начале жизни и не дающая нормально биться и побеждать. В 2002 году на Кубке мира в Астане, ведя со счетом 5:4 в финальной битве с кубинцами, тяжеловесы проиграли три поединка подряд. Спустя три года в Москве ситуация повторилась, и к ней подошло бы определение «анекдотическая», не будь так грустно: у казахстанских боксеров был реальный шанс победить сборную Кубы.
Турсунгали Едилов, Ермахан Ибраимов, а теперь и Дамир Буданбеков – наставники сборной за последние семь лет все время находились в творческом поиске. Они рокировали состав в «проблемных весах»: 81 кг, до 91 кг и супертяжелый вес. Они пытались разрубить гордиев узел «Дильдабеков – Рыгебаев: кто сильнее?». Иногда у них получалось. Изредка появлялась надежда, что все изменится к лучшему. Но в итоге все оставалось по-прежнему.
В супертяжелом весе после Олимпиады в Сиднее казалось, что наступает эпоха Мухтархана Дильдабекова. Но она закончилась там же, в Австралии. Проведя главный турнир в своей жизни, Мухтархан больше не выиграл ни одного мало-мальски значимого турнира, и спустя семь лет после олимпийского «серебра» его убедили завершить карьеру. Оставшийся в гордом одиночестве Рустам Рыгебаев давно смотрится на ринге не слишком убедительно. И вопрос «почему?» остается открытым. Руслан Мырсатаев, которого прочат на смену лидерам в этом весе, пока молод. Ему всего 22 года. Тяжеловес же начинает «созревать» годам к тридцати.
То, что творится в категории 91 кг, лучше всего иллюстрирует решение не брать в Чикаго боксеров в этом весе! Кризис здесь проявляется не время от времени – он прописался в этой весовой категории, и это уже кризис-стагнация. Ни Дмитрий Готфрид, ни Хамзат Гелисханов не блещут в Азии, что уж тут говорить о мире?!
В весе до 81 кг поводов для грусти больше всего. Не из-за отсутствия результатов, а по причине констатации «промелькнувших метеоров». За четыре года в этом весе было три боксера, способных стать звездами. Двух бойцов любительский бокс потерял. Последний находится «на грани». На чемпионате мира-2003 21-летний Ербол Бабаев дошел до четвертьфинала, и быть бы медали, не получи он рассечение. Бой остановили, Ербол проиграл. Позднее на тренировке он заработает перелом руки, потом попытается вернуться в бокс и потерпит неудачу. Его почин поддержит Бейбут Шуменов, в январе 2004-го выигравший чемпионат Азии, завоевавший лицензии и, казалось бы, решивший проблему первого номера сборной. Оказалось, не казалось. В 1/8 финала Олимпиады Бейбут проиграл, и что-то в нем надломилось. В настоящее время он тренируется в США, где планирует выступать в профессионалах.
Отдельная история – Ердос Джанабергенов. Он пошел дальше – и оттого повествование о нем очень грустное. Выиграв чемпионат мира-2005, он автоматически превратился не только в главного фаворита Олимпиады в своем весе, но и стал одним из самых желанных боксеров для промоутеров. Говорят, что ему предлагали перейти в профи пять раз, и с каждым предложением суммы гонораров росли.
Через год Ердос проиграл на Азиатских играх в четвертьфинале, и это было предвестником кризиса. Спустя восемь месяцев, глядя на его форму, было принято беспрецедентное решение – не отправлять чемпиона отстаивать свой титул. И самое смешное в том, что версий «почему он не поехал?» несколько. Одни тренеры говорят, что Ердос повредил руку и так и не оправился от травмы, другие наставники главным «виновником» называют травму спины. Есть и третья, неофициальная точка зрения – ужасающая форма…
Вместо Джанабергенова в США поехал молодой Еркебулан Шыналиев – боксер талантливый, но не имеющий опыта. И как он выступит – уравнение с тремя неизвестными.
Кроме Шыналиева в этом весе есть Александр Московский. Боксер с замечательной фамилией одно время даже боксировал в России, но не увидел для себя перспектив и вернулся в Казахстан, где очень быстро вошел в состав сборной, но Еркебулан, по мнению тренеров, пока смотрится лучше…
О проблемах тяжей говорил каждый тренер сборной. Все наставники констатировали, что необходимо искать таланты, нужно выстраивать систему подготовки тяжеловесов. И нельзя сказать, что они бездействовали, но результаты оказались плачевными. Казахстанские боксеры-тяжи, выстреливая на одном турнире, оказываются неспособными продолжать свое победное шествие. И кажется, что это уже заложено у тяжеловесов на генетическом уровне – «выстрелить один раз и уйти». Мухтархан Дильдабеков. Ердос Джанабергенов. Ербол Бабаев. Бейбут Шуменов. Кто следующий?
...или войдите через аккаунт соцсети