Легендарный казахстанский лыжник, олимпийский чемпион и четырехкратный
чемпион Мира Владимир Смирнов поделился с Forbes.kz секретами ведения
бизнеса лимонадного бизнеса в скандинавской стране.
— Владимир Михайлович, после ухода из большого спорта Вы занялись
бизнесом. В чем причина: не хватало денег или не могли просто уйти
на покой?
— Спортивный характер, спортивная дисциплина очень хорошо помогли мне
и после спорта не терять направления, снова ставить перед собой задачи
и добиваться их решения. Конечно, закончив спорт с такими результатами,
которые были у меня, можно было просто сидеть на диване и пить с утра
до вечера пиво, довольствоваться жизнью. В принципе для нормальной жизни
всего хватало, всё я заработал. Однако на этом не успокоился и пошел
в бизнес. Я ставил перед собой новые задачи и постоянно их достигал.
Этот процесс, который продолжается и сейчас, не дает чем-то простым
заниматься. Много задач, много целей, много интересного в жизни сегодня
у меня творится.
— Вы переехали из Казахстана в Швецию?
— Да, сейчас я живу в Швеции и работаю на компанию Scania. До 2010 я
работал со Scania в Алматы, потом меня пригласили продолжить работу
в этой компании уже в Швеции, и поэтому я переехал с семьей.
— В Швеции у Вас был бизнес по производству лимонадов Smirre. Вы продолжаете это дело?
— Да, это мой личный бизнес, который сейчас очень хорошо развивается.
Мы поставили его на ноги в 1997, и сегодня наши напитки продаются всех
магазинах практически по всей Швеции. Это небольшой, но стабильный
бизнес.
— Тяжело ли было Вам, иностранному гражданину, начинать бизнес в чужой
стране? Тем более что речь шла о производстве продуктов питания,
а к участникам этого рынка всегда жесткие требования.
— Все зависит от собственного желания и, конечно, же, от компаньонов.
У меня очень хорошие партнеры (оба они шведы) — честные, открытые.
Мы знали, чего хотели, и никогда не пытались друг друга обмануть.
Поэтому мы и работаем вместе до сих пор, хотя это довольно редко бывает
в серьезном бизнесе. Ведь как только начинают считать общие деньги, так
появляется, как правило, какая-то неприязнь.
Конечно, где финансы — там всегда сложности и никаких дружеских
отношений. Мы с партнерами никогда не были друзьями, но между нами очень
хорошие партнерские отношения, уважение друг к другу. Поэтому наша
компания живет, процветает и развивается.
— Сколько Вы вложили на старте своего бизнеса и отбили ли эти деньги?
— Я давно эти инвестиции — около 500 тыс. шведских крон (по сегодняшнему
курсу — примерно $78 тысяч) — отбил. Сегодня компания оценивается
в несколько десятков миллионов шведских крон. Из этой суммы моя часть —
около 30%. Компания приносит хороший доход, и, самое главное, ее акции
высоко котируются на рынке.
— У Вас наверняка была возможность сравнить условия ведения бизнеса в Швеции и в Казахстане...
— Я долго работал в Казахстане и знаю, как здесь бизнес развивается.
Думаю, основное отличие в том, что в Швеции четко прописаны условия
ведения бизнеса. То есть, нет никаких проблем с займом денег, с оплатой
налогов. Там все открыто, отчетность очень хорошая.
Самое главное — создать бизнес, завоевать место на рынке. В шведском
бизнесе важно место в магазине, чтобы покупатели знали, что во всех
магазинах у нас есть свое место. Этому месту присваивается код, и когда
постоянно поставляешь в магазины тот или иной товар (в нашем случае это
лимонады), вопрос минимального дохода уже практически решен.
В зависимости от того, хорошая погода или плохая, напитки продаются
лучше или хуже, но товар продается все время. Здесь самое главное —
хорошо поработать первые 5 лет, создать имидж, чтобы тебя впустили
на рынок. А процветание, развитие зависит уже от маркетинговой политики
компании, ее финансовой ситуации, возможностей, желания, амбиций,
коллектива, который продвигает товар на рынке.
— Спасибо за интервью.
...или войдите через аккаунт соцсети