Центральный стадион Алматы украсит синяя беговая дорожка. Вчера из Берлина, где в воскресенье завершился чемпионат мира по легкой атлетике, возвратилась сборная Казахстана. Результат неутешителен. Не то, что медали, надежды на которую, хоть и робко, но выражались перед отъездом, никому из четырнадцати наших спортсменов даже своих личных результатов на немецком стадионе показать не удалось.
Глядя на выступление многоборца Дмитрия Карпова, его прежний тренер Павел Хамаляйнен, контракт с которым Карпов разорвал перед Пекинской Олимпиадой, грустно заметил: «Ну вот, возвратились к тому, с чего много лет назад начинали». Лидеров в нашей команде было трое. Ольга Рыпакова не до конца восстановилась после травмы. У Марины Аитовой что-то не получилось. Не пошел прыжок. Такое случается. Остальные казахстанцы на высокие места изначально не претендовали. Некоторые вообще в первый раз оказались на турнире такого масштаба и своими глазами увидели современные сектора для занятий легкой атлетикой. После стадионов в Алматы и Бишкеке, там есть на что посмотреть. А в Бишкек ехать пришлось, потому что после закрытия на реконструкцию Центрального стадиона Алматы легкоатлетам со всей страны больше некуда было податься.
Мы заглянули на стадион. На месте газона и старых беговых дорожек — аккуратно вспаханная земля. Стадион был закрыт 10 июля, полтора месяца назад. О ходе реконструкционных работ рассказал директор стадиона Олег Печеник.
— Что сейчас происходит на стадионе?
— На данный момент проведены основные демонтажные работы. Ведется подготовка основания для новой беговой дорожки. По сравнению с прежней у нее будут другие параметры, изменились углы радиусов. Для того чтобы дорожка отвечала современным мировым стандартам, нам пришлось демонтировать три первых ряда зрительских мест. Иначе места не хватало. Стадион очень старый. В прошлом году мы отпраздновали его полувековой юбилей. И это одна из существенных проблем, с которой приходится сталкиваться. Мы задались целью из старого сделать новое. Хотя в свое время я писал и акиму города, и министру спорта, предлагал сломать стадион и на его месте построить новый. Меня не поддержали.
— Дорого?
— Не дороже реконструкции. Дешевле выходит один раз построить новый стадион, чем постоянно обновлять старый. Как пример, знаменитый «Уэмбли» в Англии. Когда он устарел, его полностью отстроили заново, оставив место для музея, посвященного старому «Уэмбли». Чтобы присутствовала преемственность поколений. Старый проект, он и есть старый. Это касается и коммуникаций, и общей планировки. Те же раздевалки, они сейчас другие. Там и бассейн есть, и отдельное место для чистки обуви предусмотрено. Специальные душевые. Определенные нормы по комнатам допинг-контроля, что также является очень немаловажным моментом. Мы вынуждены отталкиваться от того, что есть.
— Какие работы будут проведены?
— В начале года нам хотели выделить около двух миллиардов тенге, чтобы мы выполнили тот перечень работ, что был запланирован для реконструкции. Всего пятнадцать наименований. Но реально мы получили лишь 500 миллионов. Пришлось выбирать, и мы решили сосредоточить силы на двух главных пунктах. Это замена травяного газона и легкоатлетических дорожек. Футбольное поле как постелили в 1958 году, так с тех пор никто и не менял. При этом мы каждый год умудрялись получать европейские лицензии для проведения международных игр. Беговая дорожка, которую заменили одиннадцать лет назад, была, как бы это поточнее выразиться… презентационная. Она не рассчитана на длительную эксплуатацию. Два-три года максимум.
— И когда мы сможем увидеть, что получилось?
— Изначально генподрядчику, (казахстанская компания Mag), поставили задачу — завершить все работы до 14 октября, чтобы принять здесь сборную Хорватии. Но когда мы последний раз пообщались с представителями компаний, у которых приобретаем оборудование, ещё раз все проанализировали и сделали вывод, что в таких делах нельзя устраивать гонки. От этого пострадает качество. Тем более что сроки начала реконструкции дважды откладывались. Мы решили не стелить рулонный газон, а сеять траву. Сделаем поле последнего поколения, с поливом, подогревом и компьютерным обслуживанием. Играть можно круглый год. Если все получится, как запланировали, в Средней Азии это будет единственное такое поле. Русско-голландская компания Bamard, которая будет его делать, ориентировочными сроками назвала апрель будущего года.
— А что с дорожками?
— Мы доказали генподрядчику, что работать надо с шведской компанией Nordic. По рейтингу она занимает второе место в мире. Занимается не только беговыми дорожками, но имеет ещё полный ассортимент всего современного легкоатлетического оборудования. Она же делала берлинский стадион, на котором вот только завершился чемпионат мира по легкой атлетике. Претензий к качеству тут не будет. Мы предложили так же как и в Берлине постелить дорожку синего цвета. Когда мы впервые озвучили перед акимом Алматы эту идею, он попросил эскизы. Как синий цвет будет смотреться на нашем стадионе? Что было сделано очень быстро. И в минувшее воскресенье, несмотря на выходной день, аким утвердил этот вариант. Смотрится действительно очень красиво. Кроме того, это определенный показатель, что дорожка совершенно новая. Красный цвет уже поднадоел.
— Легкоатлеты получат только новое покрытие? Будут ли усовершенствованы другие сектора?
— Все полностью будем менять. Я уже разговаривал с акимом и президентом Федерации легкой атлетики Павлом Новиковым. Все согласны, что получится некрасиво, если, постелив новую дорожку, мы поставим на нее стартовые колодки, уже на 15 слоев покрашенные. И продолжим пользоваться другим оборудованием, у которого уже физический износ. Федерация уже получила задание подготовить перечень необходимого оборудования, по возможности с ценой, чтобы мы видели, от чего отталкиваться. Будем решать вопрос с финансированием.
— Вы сказали, что изначально было запланировано пятнадцать наименований работ. От чего пришлось отказаться?
— На первом месте шло сейсмоусиление здания. Ещё раз повторюсь, стадион старый, поэтому немалое значение имеет безопасность. В местах сейсмоусиления будет проведена замена всех коммуникационных сетей. В планах стоит навес над восточной трибуной, демонтаж старых мачт освещения и установка нового светового оборудования, которое будет вмонтировано прямо в навес. Хотим сделать два электронных табло для удобства зрителей, построить большой паркинг под запасным полем. Не так давно была встреча акима с президентом. Одним из её итогов было решение продолжить финансирование реконструкции стадиона. Так что уже в декабре мы планируем приступить к сейсмоусилению и далее по списку. Кризис не вечен, так что в ближайшем будущем собираемся ставить вопрос о сносе легкоатлетического манежа по улице Сатпаева и строительстве на его месте нового спортивного центра, где можно было бы не только тренироваться, но и проводить соревнования любого уровня.
...или войдите через аккаунт соцсети