8 августа 2007 (12:09)Кикбоксинг черного терьера.
Черный терьер – самая молодая служебная порода собак в мире. Ей всего полвека, но возраст этой породы официально начинает свой отсчет от признания в 1984 году Всемирной кинологической федерацией. Черный терьер, которого еще называли когда–то собакой КГБ, действительно создавался по секретному приказу Сталина и должен был воплощать в себе лучшие черты служебных пород всего мира.
Это, по замыслу кремлевских деятелей, должна была быть суперсобака, равной которой не было бы ни в силе, ни в выносливости, ни в злобе: хотели, конечно, в очередной раз напугать весь мир. Сказано – сделано: из трофейного «материала» - собак, привезенных из–за границы после войны, а именно: ризеншнауцеров, эрдельтерьеров, ротвейлеров, путем воспроизводительного скрещивания кинологи ведомственного питомника «Красная Звезда» за несколько лет вывели новую удивительную породу – черный терьер. Собачка получилась очень интересная и в первое время использовалась строго по назначению – охраняла многочисленных заключенных в лагерях Страны Советов. Но «коктейль» из кровей лучших европейских, отшлифованных временем пород, не мог дать в сумме лишь примитивную караульную собаку. Можно сказать, что черный терьер не оправдал надежд, возлагаемых на него чекистами. «Черныши» сразу показали себя способными на большее, чем караул этапов. Собака оказалась слишком разумной и способной принимать самостоятельные решения. К тому же многие особи обладали излишней привязчивостью к человеку, что для чисто армейской караульной собаки – совсем нежелательное качество. В общем, когда после смерти Сталина «кинологическая тайна» пошла в народ и стала достоянием талантливых российских заводчиков, то быстро завоевала сердца собаководов, которые, облагородив ее экстерьер, отобрали в разведение лишь самых смышленых, легко обучаемых и уравновешенных псов. Сыграло свою роль и то, что редких песиков, несмотря на их размеры, кинологи разобрали в основном по домам, и квартирное содержание предопределило дальнейшее будущее чернышей – идеальная городская собака. Через 20 лет новая порода начала свое триумфальное шествие по миру, и это не было данью моде на все советское – нет, лохматые черныши были настолько необычными животными, что открывались в абсолютно непредсказуемых ипостасях.
Пик моды на черных терьеров в Караганде пришелся на 90-е годы, в то же время взяла свою первую собаку и я. Не будучи опытным дрессировщиком, начала водить свою здоровенную годовалую Лайзу на площадку – мне хотелось, чтобы моя послушная собака была еще и злобной защитницей. Но не тут–то было: нападая на дрессировщика в дресскостюме, она категорически не хотела хватать рукав зубами и трепать что есть мочи. Пятидесятикилограммовое длинноногое чудище, разбежавшись, подпрыгивало и со всей дури било четырьмя лапами по корпусу фигуранта! Мощный удар пары толстых передних лап одновременно приходился точно в грудь, а пары неслабых задних – чуть пониже пояса. Куда повезло, в общем… Дразнила-дрессировщик, разумеется, падал от неожиданности, а «тупое животное», как я тогда думала, продолжало прыгать, как мячик рядом! При всем этом моя собачища так ни разу не пустила в ход зубы! В общем, нас просто выперли с дрессплощадки как профнепригодных.
Лишь потом один умный и опытный кинолог-дрессировщик объяснил мне, что «черныши» крайне редко бывают неумеренно агрессивными и всегда предпочитают свалить соперника мощным ударом передних или «пробить» всеми четырьмя лапами по корпусу. Встречались в его практике рослые экземпляры, наносившие на занятиях молниеносные удары слева и справа точно в ухо, причем это выглядело как неплохая боксерская серия, были любители дать в гла», как моя Лайза… Но самое душераздирающее зрелище, рассказывал он, это когда выясняет отношения пара черных терьеров – со стороны кажется, что два среднего роста угольно-черных Кинг-Конга, переминаясь на задних конечностях, обмениваются увесистыми оплеухами, иногда сливаясь в клинче и утробно рыча! «Это слишком умные, думающие собаки для примитивного кусания дресскостюма, - сказал он, - и я пока не знаю, как научить их просто кусаться…»
Свою же собственную «чернышку» Дейку, умнее которой я никогда не видела собаки, он научил бить лапами в заданную мишень: прикасаясь ладонью к плечу человека или к груди он приказывал: «Бей!». И небольшая коренастая Дея пружиной взвивалась в воздух, мощно толкая передними лапами в точно обозначенное место.
Тогда я навсегда оставила попытки сделать из своей «чернышки» телохранителя, тем более, что она внезапно проявила недюжинные способности к буксировке меня на лыжах, а сам вид огромной лохмато-бородатой псины внушал уважение: никто никогда не догадался, что максимум, на что она способна – это крепко дать в глаз мягкой лапой.
В принципе, многие породы собак, нападая, не пользуются зубами – кто-то норовит стукнуть носом точно в лицо, кто-то бьет массивной головой по корпусу противника, кто-то также сильно толкается лапами. Этим иногда отличаются немецкие боксеры, стаффордширы и прямые предки чернышей – ризеншнауцеры, но лишь черные терьеры пользуются лапами так целенаправленно и виртуозно, причем используют эту технику как в единоборстве с человеком, так и с соплеменниками.
Может, именно из-за этого популярность «Собаки КГБ», как неоправдавшего надежды телохранителя, несколько упала. В то время людям хотелось иметь на поводке яростного зверя… А тут – кикбоксер, понимаешь, в мягких перчатках! Карагандинские черные терьеры тихо дожили свой век и, неоцененные по достоинству, исчезли с улиц и выставочных рингов. В России же эта порода продолжает развиваться и считается национальным достоянием, ведь полное название ее звучит как «Русский черный терьер».
Неожиданное применение спортивным талантам чернышей нашлось, как обычно, за рубежом. Очень необычное занятие нашел им бывший чемпион Мира по кикбоксингу, отошедший от большого спорта Рус Уильямс, владелец черного терьера по кличке Ринго-Царь. Он неожиданно обнаружил у своего черныша умение почти профессионально наносить удар лапой и решил открыть в Великобритании школу четвероногих кикбоксеров. В ней собаки отрабатывают прыжки и удары по боксерской груше, а Ринго-Царь – любимый ученик. Пока непонятно, как будут использоваться в дальнейшем способности собак-спортсменов, потому что устраивать даже бескровные спортивные бои Уильямсу не позволит Королевское Общество охраны животных. Возможно, такие необычные телохранители будут очень востребованы для охраны, ведь подобное почти бесконтактное, если не считать хорошего собачьего пинка, воздействие, как способ усмирения злоумышленников, очень ценится в цивилизованных странах, где строго карается превышение допустимой меры самообороны. В любом случае от владельцев, желающих записать своего пса в секцию кикбоксинга, у бывшего чемпиона Мира отбоя нет.
Эх, Лайза с Дейкой не дожили, мы бы показали всем, что такое настоящий собачий кикбоксинг!
Любовь ЦВИЛИКОВА
Спортивная жизнь
...или войдите через аккаунт соцсети