Казахстанский волейбол вернулся в мировую элиту. На прошедшем в Алматы Кубке Азии наша женская дружина впервые завоевала бронзовые награды и получила право играть на World Grand Prix-2013 в компании сильнейших сборных планеты. К этому успеху ее привел известный украинский тренер Александр Гутор, десять лет работавший в США.
Честно говоря, после прошлогоднего провала на чемпионате Азии, где казахстанская команда скатилась на девятое место, мало кто верил в возможность столь скорой реанимации женского волейбола. Не прибавили энтузиазма и первые выступления нашей сборной под руководством нового коуча: на Кубке вьетнамского телевидения Казахстан занял скромное пятое место. Но еще тогда Гутор сказал: «Ничего страшного не произошло, даже в негативе надо искать позитив. Главное, что команда движется в правильном направлении. Ее ближайшая цель — Кубок Азии, на котором необходимо завоевать путевку на мировой Гран-при». Сказано — сделано. Ни больше ни меньше. Конечно, приятно, когда тренер за свои слова отвечает. Но игра казахстанской сборной на Кубке Азии, признаться, была еще далека от идеала. Особенно это было заметно в матче с командой Китая, которая давно прописалась в элите мирового волейбола. В этом поединке наши девчата выглядели «мальчиками для битья».
— Только не надо паниковать: мы проиграли традиционно очень сильной команде, — считает Александр Гутор. — С такими серьезными соперниками мы в этом году еще не играли. И это поражение станет для нас хорошим уроком.
— Значит, вы понимали, что Китай вам пока не по зубам? Может быть, поэтому не полностью выкладывались в игре?
— Я ставил задачу команде — выиграть. А вы считаете, что это невозможно? Зря. Были в свое время команды и посильнее, а проигрывали вчистую новичкам. Волейбол — это игра ошибок. Когда в первой партии девчата четко играли на блоке, строго выполняли мои установки, то многое у них получалось. А как только пошел технический брак, сразу стали проигрывать. Один игрок ошибся, следом другой. После этого психологически очень сложно снова поймать свою игру. Да, мы ошибались гораздо чаще китаянок. Но я не могу предъявить претензии своим подопечным в том, что они не хотели играть. Просто Китай лучше подготовился к матчу.
— Япония привезла в Алматы далеко не сильнейший состав. Однако устроила сборной Казахстана большие проблемы…
— Так всегда происходит, когда одна команда расслабляется, а другая собирается. Это чисто психологический момент. И хорошо, что мы из этого сложного положения все-таки выкарабкались. Слабых соперников не бывает. Со всеми надо играть по максимуму. Над этим тоже нам придется поработать.
— На сколько процентов сейчас готова ваша команда?
— Если ее потренировать еще месяца три, то она будет играть в два раза лучше.
— Значит, потенциал у казахстанских игроков есть?
— Огромный!
— И даже у ветеранов, которых в команде большинство?
— Не даже, а есть. Раз они играют профессионально в волейбол, то просто обязаны развиваться.
— Но вы не будете отрицать, что сборной Казахстана необходима «свежая кровь»?
— Мы посоветовались с тренерами, с федерацией и решили, что в этом году в сборной должны играть все сильнейшие на данный момент волейболистки, независимо от возраста. Поэтому взяли девчонок более опытных. Но у нас есть молодые Татьяна Афанасьева, Зарина Ситказинова, Екатерина Акилова, Ирина Лукомская. Они уже привлекаются в сборную. Их время придет.
— А вопрос о приглашении в сборную Казахстана игроков из Украины и России не стоит?
— А зачем? Если нужна «свежая кровь», то ее надо искать в Казахстане. Стоит только по аулам поездить. Уверен, там есть такие девчата! Надо их только найти. Но никто не хочет этим заниматься. А само собой ничего не получится. В Китае выработана целая система по подготовке волейбольных кадров: 40–50 клубов постоянно готовят себе смену. А в Казахстане никакой системы нет. И то же самое на Украине. У меня в свое время в команде, составленной из игроков 1971 года рождения, в юниорской сборной СССР десять человек играли. В каждой области был тренер, который отвечал за волейбол. В каждом городе была команда. И со сборной Украины считались. А сейчас там с волейболом проблемы. Как, впрочем, и в России. Там своих игроков нет. Выигрывала ведь не Россия, а СССР. Так что кадровые проблемы Казахстану нужно решать на месте.
— Когда в феврале вас назначили тренером сборной Казахстана, вы ожидали, что придется столкнуться с такими проблемами?
— Я ко всему был готов. Но не ожидал, что в моей команде будет столько травмированных игроков. То одна девочка заболеет, то другая. Кто-то два месяца не тренировался, а кое-кто и все четыре. Вначале одну волейболистку на данной позиции наигрываем, а потом уже другую. Вот именно этим составом, который вы видели на Кубке Азии в Алматы, мы до этого ни разу не играли. За 30 лет моей тренерской карьеры у меня никогда не было такой больной команды. Ее по-хорошему надо на год куда-нибудь отправить и лечить, лечить… И только потом тренировать. Я не ищу оправданий поражениям. Это просто объективная реальность.
— Ну до Гран-при у вас время есть. Как будете готовиться к этому турниру? Ведь соперники вам достанутся мирового класса.
— Мы это знаем. Поэтому будем готовиться очень серьезно. Соберем всех сильнейших. Привлечем молодых игроков. Моя задача — поднять казахстанскую команду как можно выше. Ведь совершенству нет предела.
...или войдите через аккаунт соцсети