11 мая 2007 (08:45)Китайский синдром
«Газета.kz» продолжает тему поражения казахстанских хоккеистов на чемпионате мира среди команд первого дивизиона в китайском городе Цицикаре. Пытаясь ответить в этих заметках на вопрос, почему сборная проиграла в Цицикаре, сразу отбрасываю то, что не приехали легионеры, как слишком простое объяснение неудачи, а также из твердой убежденности в том, что для решения задачи можно было обойтись и внутренними силами.
Доходило до смешного Три фаворита – Франция, Польша и Казахстан – находились практически в равных условиях. Французы недосчитались в Цицикаре своей главной «звезды», вратаря «Монреаль Канадиенс» Юэ. Всего пара легионеров была в заявке поляков. Ну а в нашей сборной был Евгений Корешков, отыгравший сезон в швейцарском «Мартиньи». Какие привилегии требовались главному тренеру сборной Анатолию Картаеву?
Другое дело, что команда, в которой сразу 11 игроков дебютировали на чемпионате мира, вряд ли могла рассчитывать на высокий результат. И Картаев должен был это понимать, когда включал в заявку десять хоккеистов из своего «Казахмыса»…
Порой доходило до смешного. После финальной сирены наши тренеры направились в раздевалку, откуда их пришлось возвращать: после каждой игры на чемпионате мира в честь победителя исполняется национальный гимн. Смотрели мы на Картаева и его помощника Шумакова у скамейки запасных – и в воображении рисовалась картина «Приехали колхозники на ярмарку».
Говорят, потертый спортивный костюм он решил не снимать на фарт. Надел на утренний матч с китайцами – и так и не снимал до конца чемпионата. Поначалу ведь у сборной и вправду все шло гладко. После трех игровых дней казахстанцы оставались единственной командой, не потерявшей ни одного очка. Трудности начались, когда сборная столкнулась с по-настоящему организованными добротными командами Польши и Франции. Вот тут-то и стало ясно, что надежды на одно только старое трико явно маловато.
Стрелочник найден «Они играли просто: зашли в зону, бросили – гол, зашли, бросили – гол». Это Картаев о матче с поляками (2:5).
«Французская команда была сильна вратарем, чего не скажешь о нас. Все три гола на совести голкипера Бызова… Поэтому мы проиграли. Хотя игра была равной». Это – уже о решающем матче, проигранном французам 1:3.
Вот вам и первый стрелочник, по версии Картаева, разумеется. Понятно, что без надежного голкипера на чемпионате мира делать нечего, даже в первом дивизионе. А теперь попробуем разобраться, почему, располагая отличной вратарской бригадой Огурешников – Губарев, в Цицикар сборная отправилась с весьма посредственным Бызовым из сатпаевского «Казахмыса» (хуже, чем у него, на чемпионате мира показатели только у китайских голкиперов) и 19-летним дебютантом Худяковым, который в устькаменогорском «Торпедо» даже не второй, а третий номер?
Предположу, что не имеющий абсолютно никакого опыта работы на таком уровне Картаев посчитал, что сборную за него соберут. Возможно, он действительно думает, что формирование состава на чемпионат мира проходит по схеме: «Тренер назвал имена игроков – федерация обеспечила стопроцентную явку». Если это так, больше у меня к Картаеву вопросов нет.
Сам же Картаев не проявил никакого умения находить компромиссы. И история с Губаревым – тому подтверждение
Если кратко, суть ее такова. Первый номер «Казахмыса» получил разрешение с нынешнего сезона выступать за сборную Казахстана, однако потерял место основного вратаря в клубе. После того, как Губарев провел несколько неудачных матчей, Картаев поставил в «рамку» Бызова, и у того «пошла» игра. «От добра добра не ищут», – подумал Картаев, посадив Губарева в запас. Однако тот протирать лавку не хотел, собрал сумку и уехал домой. Федерация в этом конфликте выступила посредником и вроде бы сумела примирить тренера с игроком. Губарев вернулся в «Казахмыс», однако, как свидетельствуют информированные источники, Картаев вместо того, чтобы пожать игроку руку и забыть о старых обидах, своими нравоучениями спровоцировал новый конфликт. Так за месяц до чемпионата мира сборная потеряла одного вратаря.
Оставался Огурешников. Но и он, как выразился Картаев, вдруг «закуксил». Сославшись на необходимость срочной операции на коленях, первый номер «Торпедо» и сборной отказался от участия в мировом первенстве. Хотя все понимали, что мениски были лишь отговоркой. Однако было бы ошибкой объявить главными виновниками поражений голкиперов.
Коршковым только китайских детей пугать Не меньше вопросов вызывала линия обороны, представленная в сборной пятью игроками «Казахмыса». Одно дело, когда защитники допускают технический брак, слабы в позиционной игре – это в конце концов можно компенсировать самоотдачей, но если они еще и напрочь забывают об игровой дисциплине – пиши пропало. Первый гол в матче с поляками «привез» в свои ворота Лакиза. Поперечная передача на своей синей линии, перехват, выход на ударную позицию Лашкевича и гол с добивания. А гол француза Беллемара? Легко ушел на скорости от Ушкова, бросил в дальний угол – и попал…
А как беспомощно выглядела пара защитников Коршков – Яковенко! Особенно неуклюжий 196-сантиметровый Коршков – им бы непослушных китайских детей пугать…
Всего три шайбы в матчах с Францией и Польшей забили нападающие. По сути тренеры сборной могли положиться на турнире лишь на звено Максима Комиссарова. Тройка Трощинского сдавала с каждой игрой, во встрече с поляками проиграв свой микроматч со счетом 0:4. Звено Касаткина набросало полную кошелку шайб китайцам – и больше их не видно было. А четвертая тройка Филиппова часто оказывалась на скамейке запасных.
После одного из проигранных «Казахмысу» в первенстве России матчей главный тренер «Торпедо» Ерлан Сагымбаев в сердцах бросил: «Касаткин с Крутохвостовым вдвоем нас обыгрывают!» И все мы надеялись, что ударное казахмысовское звено станет серьезной подмогой сборной. Увы…
«Может быть, просто это не их уровень?» – спросил я Картаева об игре Касаткина и Крутохвостова. «Почему же?! Видно же, что они нормально играют, разрывают оборону. Вот только забить не могут».
Где уж там забить – без домашних заготовок и нестандартных ходов.
Что на Азиатских играх в Чангчуне, что в Цицикаре они порезвились в матчах с аутсайдерами, а в серьезных играх их уже не было видно за чужими спинами. Даже встречаясь с третьими тройками противника, звено Касаткина никак себя не проявило. Два бегунка, Касаткин и Крутохвостов, играли только друг с другом, никого больше не замечая. В звене с ними потерялся Евгений Корешков. Печально, но факт: от великого Корешкова осталась одна тень. В Цицикаре лучший бомбардир в истории сборной не забросил ни одной шайбы.
Вот и нажелали Соперники смотрели на все это и мотали на ус. И когда в игре с французами казахстанцы, даже получив пятиминутное численное преимущество, умудрились его разбазарить, это уже никого не удивило. Потому что для всех уже было очевидно: сборная Казахстана приехала в Цицикар не готовой бороться за победу в турнире.
Это то, что было видно с трибуны. Но наверняка у неудачи в Цицикаре были и внутренние причины. Решение федерации назначить на Азиатские игры и чемпионат мира – два главных турнира сезона – разных главных тренеров, которые менялись ролями, вызывало недоумение еще летом. Что получилось в итоге, вы знаете: оба турнира сборная бездарно проиграла.
Хотя поражение в Чангчуне вызвало ассоциации с сезоном-2003. Тогда возглавивший сборную Николай Мышагин тоже прокололся на Азиатских играх, однако сделал выводы и через два месяца триумфально вернулся в мировую элиту. Извлек ли уроки из поражения на Азиатских играх Ерлан Сагымбаев, мы пока не знаем.
Выглядело все вроде бы пристойно. После поражения в Чангчуне на мировое первенство сборную повез более опытный Картаев. (Хотя тут можно и поспорить. Назовите мне хоть одну классную команду, которую тренировал Картаев.) Интересно, а если бы Сагымбаев выиграл в Чангчуне?
Так или иначе, но федерация просчиталась, надеясь, что два антагониста отечественного хоккея, Картаев и Сагымбаев, в сборной забудут о клубном соперничестве. В Цицикаре меня не покидало ощущение, что они не помогали друг другу, а соперничали. Возможно, даже желая друг другу поражения.
Вот и нажелали…
Кирилл Романов "Sport.Gazeta.kz"
...или войдите через аккаунт соцсети