Находим свободную минутку на бивуаке города Ла-Риоха для беседы с главным человеком на ралли-марафоне, Ксавье Гавори, который координирует каждый километр «Дакара», сообщает пресс-служба Astana Motorsports.
— В этом году Дакар работает по плану Б, так как план А с участием Перу провалился. План Б успешен?
— В этом году нам помешали феноменальные климатические изменения под
названием «Эль-Ниньо». Это течение системно и происходит каждые 3-8 лет.
И в периоде прошлого и нынешнего года «Эль-Ниньо» крайне силен
и активен — в общем, разгулялся «мальчик». Соответственно, весь
тропический пояс Перу просто непригоден для проведения Дакара — слишком
опасно. И даже несмотря на то, что мы изменили маршрут, вы сами видите —
ралли-марафон то накрывают дикие дожди, то пугающая температура под
50 градусов. В целом, Дакар уже привык к резкому климату Латинской
Америки, но в этом году мы ведем гоночный канал на грани.
— Несмотря на модификацию маршрута гонки, ведь все равно пришлось
отменить первый этап и сократить, к примеру, этап Белен-Белен, но уже
по причине аномальной жары.
— Второй этап пришлось отменить из-за сильных паводков. Автомобили может
и могли проехать дистанцию, но проблема в том, что вертолеты не могли
подняться в небо. И мы не могли начать гонку. Потому как вертолеты
должны быть рассредоточены по всему этапу гонки и следить за ситуацией.
Это вопрос безопасности, и поверьте, дело не только в вертолетах,
с которых ведется видеосъемка. Вертушки — это наши глаза на случай, если
что-либо произойдет на участке. Этап Белен-Белен нам также пришлось
сократить. Просто потому, что градусник в тени показывал 45. Наши службы
начали получать много тревожных сигналов от гонщиков: тепловые удары,
кто-то потерялся и вот-вот получит тепловой удар, кто-то, попросту,
разбился и не знает, сколько еще протянет... Мы поняли, что вот-вот наши
службы перестанут справляться с наплывом тревожных звонков, и мы решили
сократить этап. Мы предотвратили опасность этого пекла, которая
привела бы ко многим фатальным последствиям.
— Это такое творчество — прокладывать новые маршруты в условиях постоянного изменения климатической ситуации.
— Да, мы играем с разными элементами ежедневно. Дакар, который проходил в Северной Африке, был более стабилен в этом плане.
— Охарактеризуйте нынешний Дакар по шкале от 1 до 10.
— Ну, супер-проект. Во-первых, марафон еще не закончился, но скажу что
это самый креативный с точки зрения организации. Как ивент
(прим.мероприятие) — это просто. В сентябре, когда мы поняли, что Перу
не участвует в гонке, нам пришлось построить проект марафона заново.
Именно в этот раз я увидел, на что способна моя команда, и как высоки
лимиты возможностей у людей, занятых в этом проекте.
— Кризис немного подкосил в целом тренд моторспорта в последнее время. Вы чувствуете некоторый упадок?
— Глобально, да. Моторспорт сдает позиции потому, что люди меняют свои
привычки, а гонки — это технический и дорогой спорт. Но Дакар на этом
фоне показывает положительную динамику. Дакар — это потрясающая машина.
Это марафон, который заставляет людей мечтать. И это причина успеха
нашей одиссеи. У нас более 30 лет истории, 28 пройденных стран, бренд.
— Но я полагаю, это не все составляющие успеха, главное ведь идея?
— Мы заставляем людей покинуть свой дом и совершить свою главную
авантюру в жизни. Круче просто ничего нет в мире. Дакар — это не только
гонка, не только автоспорт. Это приключение, это целая история.
И главное, мы заставляем людей по собственному желанию покинуть свою
зону комфорта. Посмотри на список, ведь кроме профессиональных гонщиков
и заводских команд, у нас до сих пор огромное количество, практически,
любителей. Таких составляющих ты не увидишь ни в одной автоспортивной
дисциплине.
— Персональный вопрос, вы «ЗА» то, чтобы вернуться в Африку?
— По определению Дакар кочует. И сейчас мы в Латинской Америке.
Не исключаю, что мы можем переместиться снова в Африку, или, к примеру,
в Австралию. Но пока у нас много интересных территорий здесь,
в Латинской Америке. И поэтому, на ближайшие годы — это наш дом.
В прошлом году 4,8 миллиона людей вышли на улицы, чтобы посмотреть
на Дакар здесь, в Латинской Америке.
— Что вы знаете о Казахстане?
— Я особо не знаком с Казахстаном. Но зато, я знаком с казахами. Более
двадцати лет назад казахская делегация приехала в Казахстан, чтобы
участвовать в реконструкции битвы при Наполеоне. Много казахов тогда
прибыло с большими грузами, чтобы выстроить тот быт, при котором они
сражались в 19-м веке. Знаете, как-то гадалка сказала Наполеону — тебя
погубят люди, которые едят лошадей. Полагаю, что это про казахов. Говоря
о спортивной команде, ну, что сказать, — Артур Ардавичус сегодня пришел
шестым, мне кажется, что тут нечего комментировать. Второй легковой
экипаж тоже очень стабилен, и его просто нельзя не узнать издалека, —
знаете, солнце на капоте, яркая раскраска... Вы молодцы.
— Все говорят, что в этом году Дакар — это чуть ли не трассы WRC
(прим. World Rally Championship — Чемпионат мира по ралли). Это новый
формат?
— Это не совсем наш формат, ведь наше ДНК — это кросс-кантри (прим.
гонки по пересеченной местности со спусками, затяжными подъемами,
скоростными и техническими секциями) участки. Все как раз из-за
изменения маршрута. Мы должны были копаться четыре дня в дюнах Перу,
но пришлось все менять, как мы говорили в начале разговора. Именно
поэтому и появились участки, похожие на классическое ралли. И они
получились очень разнообразными. Людям нравится и порулить и по пескам,
и попробовать увязнуть. Пилотам по кайфу было показать свой уровень
пилотирования, даже пилоты грузовиков мне говорили — как классно было
скользить боком в поворотах. Но в следующих сезонах мы вернемся именно
к кросс-кантри покрытиям.
— Так почему люди участвуют в главной авантюре жизни?
— А ты попробуй один раз.
— И что?
— И потом подцепишь этот вирус. Я не знаю, как это объяснить, но самая жестокая гонка на планете гипнотизирует.
...или войдите через аккаунт соцсети