К миграции спортсменов из сборной одной страны в национальную команду другой (в тех видах спорта, конечно, где это разрешено) мы все давно привыкли. Яркий пример — казахстанская ныне биатлонистка Елена Хрусталева, имеющая опыт выступлений за российскую и белорусскую команды.
При Советском Союзе примеров, когда спортсмен, воспитанный в одной республике, выступал за другую, было еще больше. Оно и понятно — в одной тогда стране все жили.
До сих пор считается, что пионерами казахстанского спорта на Олимпиадах были выступившие в 1956 году на Зимних Играх горнолыжница Александр Артеменко и принявший участие в Летней Олимпиаде легкоатлет Евгений Кадяйкин. Однако так ли это на самом деле?
Одним из первых советских спортсменов, выступивших на Олимпийских Играх, был воспитанник казахстанской легкой атлетики Владимир Сухарев, родившийся в 1924 году в селе Георгиевка Джамбульской области. В 1942 году восемнадцатилетним юношей Владимир ушел на войну. Дошел Сухарев до самого Берлина. После демобилизации солдат-победитель поступил в Казахский институт физкультуры, одновременно служил в войсках МВД и выступал за алма-атинское «Динамо». Сухарев, настоящий универсал, показывал высокие результаты во многих видах спорта, однако, в конце концов, остановил свой выбор на легкой атлетике. Причем и в ней бегал на разные дистанции. В первенстве Казахской ССР 1946 года по легкой атлетике, проведенном 17—21 августа, Владимир выиграл звание чемпиона сразу в пяти видах: беге на 100 м — 11,4 сек, на 200 — 24,2 сек, 400 — 54,7 сек, и в составе сборной Алма-Аты в двух эстафетных забегах — 4×100 м и 4×400 м. В 1947 году в чемпионате Казахской ССР спортсмен не участвовал, так как соревновался в это самое время во всесоюзном первенстве «Динамо». В 1948-м Владимир Сухарев опять стал чемпионом Казахской ССР в беге на 100 м со временем 11,1 сек. В том же году в первенстве СССР в Харькове, выступая за сборную команду ЦС «Динамо», в беге на 200 м казахстанец со временем 22,2 сек стал бронзовым призером. Тогда его впервые включили в сборную команду Советского Союза и перевели по службе в Москву. Результаты воспитанника казахстанской школы легкой атлетики резко пошли в рост.
В 1949 году на московском стадионе «Динамо» на чемпионате СССР Владимир Сухарев дважды становится серебряным призером соревнований с результатами на 100 м — 10,6 сек, на 200 — 21,7 сек. В следующем 1950-м экс-казахстанец выиграл чемпионат СССР на обеих дистанциях и уже по самый 1952-й олимпийский год никому звания чемпиона страны не уступал.
23 сентября 1951 года на международных соревнованиях в Бухаресте Владимир Сухарев установил рекорд СССР в беге на 100 м — 10,3 сек. Это достижение продержалось до 14 октября 1962 года (более 11 лет), когда его до 10,2 сек улучшил на соревнованиях в Ташкенте ленинградец Эдвин Озолин.
В олимпийском Хельсинки-1952 Сухарев завоевал серебряную олимпийскую медаль в беге 4×100 метров в составе сборной СССР (Б. Токарев, Л. Каляев, Л. Санадзе, В. Сухарев), которая показала результат 41,3 сек. А через четыре года на Играх в Мельбурне (в которых и дебютировал Евгений Кадяйкин) воспитанник казахстанской школы легкой атлетики повторил этот успех.
Кто-то скажет, что уроженец Джамбульской области, всерьез начавший заниматься легкой атлетикой в Алма-Ате, но после оказавшийся волею судеб в Москве, представлял на этих двух Олимпиадах не Казахскую ССР. Но ведь никто не перестал считать казахстанцами спринтеров Гусмана Косанова, завоевавшего в 1960 году на Олимпиаде в Риме серебряную медаль в зачет Молдавской ССР, или Амина Туякова, четырьмя годами спустя представлявшего в олимпийском Токио Москву… Повторюсь: все мы жили тогда в одной стране, и все считали советских спортсменов, откуда бы они не были родом, своими.
...или войдите через аккаунт соцсети