...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Другие


20 декабря 2008 (08:30)

Куда другие не заедут

Куда другие не заедут Алматинские любители бездорожья и острых ощущений ударно отметили День независимости тщательно спланированным бездорожьем на дне опустевшего к зиме озера Сайран. Несмотря на хмурое небо и промозглую сырость, количество зрителей традиционного Кубка памяти Николая Маслова — популярного гонщика и тренера, имя которого связывают с рождением независимого казахстанского автоспорта, исчислялось не одной сотней.

Посмотреть гонки народ собрался тоже небезлошадный. Хватало и «легковушек», но все­таки главными средствами передвижения здесь были внедорожники всех мастей и размеров. Налюбовавшись финтами участников, их владельцев также одолевала жажда подвига, и они начинали форсировать склоны берега в самых немыслимых направлениях. Так что иной раз и не знаешь, куда смотреть — на трассу или на то, что происходит вокруг.

Уже восьмой год рядом с маститыми джиперами­мужчинами, почти не уступая им в качестве, колесят женщины. Однажды их даже запустили в одном заезде вместе с мужчинами, выступающими в категории стандартных машин, не переоборудованных специально для гонок. Но эта практика не прижилась, и дамам вернули отдельный класс под названием «автоледи». Степень подготовки машин здесь не учитывается. Главное, что за рулем женщина. С одной из участниц заезда, миниатюрным пилотом массивного «Ниссан­Сафари» Дарьей Рогатиной, мы побеседовали после финиша.

— Понравилась гонка?
— Организаторы очень постарались. Накопали канав, ям, горок, трамплинов. Трасса получилась сложная и интересная. Ямы специально расположили в шахматном порядке. Так, что машина «вывешивалась», то есть под нами оставались только две точки опоры — на диагональных колесах. Довольно сложная штука. Я даже удивилась, когда узнала, что мы с моим штурманом Мариной Федотовой стали третьими. Ожидала худшего результата.

— Для вас важнее победа или участие?
— Конечно, участие. Но Кубок Маслова — для меня особые соревнования. 16 декабря — день рождения моей сестры. Хочется добиться успеха и посвятить его ей. А ещё именно на Кубке Маслова три года назад я впервые познакомилась с автоспортом, без которого сейчас уже не представляю свою жизнь.

— В вашей жизни за эти три года многое изменилось?
— Она стала более насыщенной и интересной. Не только из-за соревнований. В большей степени благодаря постоянным путешествиям. Я практически никогда не остаюсь дома на выходные. Мы уезжаем в такие места, куда люди в принципе не попадают. Такие места ещё есть. Стандартная машина доходит туда, куда она доходит. А мы едем командой на специально подготовленных автомобилях и заезжаем гораздо дальше по очень серьезному бездорожью. Переправляемся через речки. И ты всегда знаешь — случись что, друзья помогут.

— Расскажите, как все начиналось.
— Я взяла себе джип. Трехдверный «Мицубиси Паджеро». И приехала на Сайран посмотреть, как гоняют другие джиперы. Здесь познакомилась с ребятами из клуба «Проходимец». Они мне показали, как может ездить моя новая машина и как правильно ею управлять. Мне очень понравилось. Ну и понеслось. Сейчас эти ребята — мои лучшие друзья. Моя семья. Иногда мне кажется, что с ними я провожу больше времени, чем дома.

— Свои первые соревнования помните?
— Это были клубные заезды «Проходимца», закрытые для членов других клубов. Они проходили на Красных скалах за Бартогайским водохранилищем. Там я узнала, что такое GPS и как им пользоваться.

— Соревнования дарят особые эмоции?
— Адреналин. Соперничество. Когда впереди по трассе видишь другие машины, хочется всех обогнать. Непередаваемое чувство.

— Машину после этих экзекуций долго ремонтировать приходится?
— На прошлом Кубке Маслова я во второй раз перегрела двигатель. После финиша заглушила машину, и после она уже не завелась. Опять пришлось протачивать головку. Затратное, надо сказать, дело. Теперь на обороты двигателя и температуру обращаю особое внимание. Сегодня ехала на пониженной передаче. Протачивать головку в третий раз будет уже нецелесообразно, покупать новую ещё дороже. Спасибо штурману, она помогала отслеживать показания приборов.

— У вас постоянный штурман?
— Я начинала ездить с Евгенией Шестаковой. Примерно через год после нашего дебюта она забеременела и родила ребенка. И до сих пор ещё окончательно в строй не вошла. Кроме того, у нее была травма спины. Поэтому там, где сильные кочки и предполагается много прыжков, ей лучше поберечься. Последний год чаще всего езжу с Мариной. А Женя нас фотографирует.

— Полученные навыки экстремального вождения помогают на городских дорогах?
— Я считаю, что, только начав заниматься гонками, научилась водить машину. Я начала её чувствовать. Знаю, как она поведет себя в той или иной ситуации. В городе помогает хорошее ощущение габаритов машины. А специальные навыки больше рассчитаны на бездорожье — когда надо добавлять газ, когда сбрасывать, где включить пониженную передачу, критические углы переворота.

— Какой профиль трасс предпочитаете?

— Мне больше нравятся маршруты, приближенные к раллийным гонкам, где можно ехать более быстро. Трофи-гонки с непроходимыми болотами и большими камнями — не моя стихия.

— Грязевые ванны не привлекают?
— Скорее я просто на них ещё не зарабатываю. На моей машине усилена ходовая часть. Стоит нестандартная 32-я резина. Свыше тысячи долларов она мне обошлась вместе со всеми скидками. Больше никакие системы не затронуты. А для участия в трофи с тяжелым бездорожьем нужна специально подготовленная машина. Я настраивалась поставить хотя бы лебедку, усиленные бампера, шнорхель. Это и раньше для меня было недешево, а сейчас, в условиях кризиса, предполагаю, что ещё не скоро полюблю слишком болотистые местности.

— На гонках часто бывает страшно?
— Постепенно ты к этому привыкаешь и перестаешь воспринимать так остро. Однажды я произнесла это вслух. Мы ехали Тамерлан­трофи. До финиша уже совсем немного оставалось. Дорога приличная. Несемся на хорошей скорости. И я говорю штурману: «Чувство страха-то, оказывается, притупляется». А буквально через секунду увидела резкий поворот. Пройти его можно было уже только в заносе. Под колесами гравий. Резина стоит грязевая. Она не предназначена для бокового скольжения. Мы чуть не перевернулись. Машина встала на два колеса под очень опасным углом, но вернулась в нормальное положение и заглохла. Я восприняла этот случай как предостережение сверху — никогда нельзя расслабляться. И очень четко приняла это к сведению.

Источник: Известия
izvestia.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети