22 августа 2006 (08:41)Ледовый экстрим длиною в ночь
В начале августа традиционно отмечается День железнодорожника. Десять лет назад из традиции горизонтальной выросла традиция вертикальная – августовское восхождение альпинистов секции «Локомотив» под руководством мастера спорта С. П. Бергмана на вершинутезку Локомотив (4182м). На этот раз вместо восхождения часть его участников превратилась в спасателейдобровольцев.
В лагерь на гляциологической станции Туюксу (3400м) под горой Молодежной накануне намеченного восхождения на Локомотив поднялось более 20 человек с необходимым снаряжением – веревками, ледорубами, обвязками, «кошками» и пр. Когда поднявшиеся затемно допивали чай, а прибывшие раньше успели заснуть, в лагере появился крепкий мужчина в шортах, с ледорубом и «кошками». Он «свалился» с Молодежной (4147м), на снежноледовой стене которой в темноте застряли его товарищи – парень и девушка. Выслушав невнятный рассказ гостя, стряхнув сон и усталость напряженного дня, собрав «с мира» снаряжение и захватив рацию, примерно в 22.30 на склон вместе с принесшим SOS восходителем отправилась родившаяся здесь же спаскоманда – Сергей Жавнеров, Сергей Красиков, братья Андрей и Сергей Семченко, Константин Бурсаниди.
По ледовой стене поднялись 2 связки – С. Жавнеров с гостем, за ними А. Семченко и С. Красиков. С. Семченко и К. Бурсаниди остались у стены внизу для связи.
С. Жавнеров и гость в темноте продвигались быстро, гость запомнил дорогу при спуске засветло. Вторая связка, ориентируясь на далекий свет налобного фонаря первой, страхуясь через ледорубы, передвигалась в «кошках» в темноте по крутому ледовому зеркалу медленнее.
Рассказывает С. Красиков: «Ребята ждали спасения на льду 46 часов, девушка сидела на выступе скалы, а парень был в ледовой трещине. Именно Сергей Жавнеров снял их и начал двигаться с ними нам навстречу. Дальше был тяжелый труд. Мы налаживали перила на ледорубах и спускались на длину наших веревок. Потом перекидывали веревки, и все начиналось сначала. Мы должны были спуститься до подъема солнца. Когда солнце прогревает склон, со страшной скоростью начинают сыпаться камни. Мы успели. К 9 утра все благополучно вернулись в лагерь».
Продолжает А. Семченко: «Фактически мы навесили около полукилометра веревок. Попавшие в беду ребята были одеты легко, измотаны физически и психологически. Мы вынуждены были их подгонять. С погодой повезло, ночь была теплой, но не для многочасового стояния на льду с текущими ручейками. Изначально эта группа слишком поздно вышла на маршрут. Снаряжения у них было всего ничего – ледоруб, веревка, пара «кошек». Фактически ради спасения двух жизней очень серьезному риску подверглись еще три. Старший этих горевосходителей, который бегал к нам в лагерь, хорошо подготовлен физически. И на нем – полная ответственность за критическую ситуацию, которая, слава богу, разрешилась самым удачным образом. А если бы в лагере не оказалось людей со снаряжением, готовых прийти на помощь? Остается открытым вопрос: сделал ли ночной гость какието выводы, не повторит ли впредь чтонибудь подобное».
«Лучше гор могут быть только горы», а до них из Алматы просто рукой подать. До выхода на маршрут бывает трудно реально оценить силы, возможности идущих. Иногда человеку требуется больше мужества не для продолжения пути к поставленной цели, а для того, чтобы принять решение прекратить маршрут, чтобы сохранить здоровье, а может, и жизнь тем, кто рядом.
Анна Горбенко
"Известия"
...или войдите через аккаунт соцсети