22 декабря 2006 (07:06)Леван Тедиашвили: Тогда у нас был другой тренер...
В советской вольной борьбе был всего один человек, награжденный орденом Ленина, — воспитанник грузинского спортивного общества «Гантиади» Леван Тедиашвили. А еще он — пятикратный чемпион мира, трехкратный чемпион Европы, четырехкратный обладатель Кубка мира, десятикратный чемпион СССР и победитель в общей сложности 178 международных турниров!
На первый Всемирный фестиваль по традиционным видам борьбы в Алматы заслуженный мастер спорта СССР Леван Тедиашвили ехал в испорченном настроении. Команда его страны готовилась в Казахстане выступить и в пятом чемпионате мира по борьбе на поясах (в Грузии это тоже древний национальный вид спорта), и в первом чемпионате мира по казакша курес (правила схожие с вольной борьбой, почему бы тоже не попробовать?), но в последнюю минуту оказалось, что денег на поездку для спортсменов нет. В самолете он — руководитель целой делегации — оказался единственным представителем своей борцовской страны.
А когда надо было заявлять участников, пошел и вписал свое имя. Поясная борьба — так поясная, опытный борец решил, что ее правила тоже освоит быстро. Но не тут-то было, молодые ребята не стали смотреть на титулы выдающегося в прошлом борца, в одной из схваток 58-летний Тедиашвили получил сотрясение мозга и перелом трех ребер.
— He надо было мне лезть в борьбу на поясах, — признался потом сам Леван Кетоевич. — Можно было выступить в казакша курес, там бы я еще мог тряхнуть стариной, а в поясную борьбу зря полез.
Под сводами дворца спорта имени Балуана Шолака звучали гимны разных стран, на пьедестал почета поднимались чемпионы и призеры соревнований, а мы с Леваном Тедиашвили стояли в стороне и говорили о прошлом и будущем. Яркий грузинский акцент, бескомпромиссность суждений, тонкий юмор... Собеседник оказался очень интересным.
— Как после большого спорта у вас складывалась жизнь?
— По-разному складывалась. Восемь лет был депутатом, сейчас вернулся туда, где меня воспитывали, — в спорт. Работаю советником. И все эти годы задаюсь одним и тем же вопросом: почему в теннисе спортсмены, дай Бог им здоровья, могут стать миллионерами, в футболе — могут, в боксе — могут, а в борьбе — не могут? Почему борьба остается самым, что ли, неугодным видом спорта? Знаете, как смеются над футболом? Там, говорят, богатые играют, а бедные — смотрят. Мне хочется, чтобы на борьбе и болельщики, и спортсмены были довольны своей жизнью.
— Свое вы в прежние годы получили сполна?
— Я дважды был олимпийским чемпионом — в Мюнхене 1972 года и Монреале 1976 года. Получил грамоты и мизерные деньги. После Монреаля меня наградили орденом Ленина. Там была такая ситуация: в последний день соревнований стоял вопрос, какой гимн прозвучит на прощание — советский или американский. Я победил, и за это был удостоен отдельной аудиенции Леонида Ильича Брежнева, получил от него на грудь орден Ленина. Чисто политическое решение, вызванное нахлынувшими на нашего Генерального секретаря ЦК КПСС эмоциями. Тогда была такая идеология, не надо ту молодежь ругать, что она по какому-то призыву ехала поднимать целину или строить БАМ. И когда сейчас повсюду говорят — за все плати, я могу ответить: тогда мне за мою профессию и работу пусть тоже платят по полной программе.
— В сборной Казахстана выступает грузинский спортсмен Георгий Цурцумия, на Олимпиаде в Афинах он стал серебряным призером по греко-римской борьбе. Леван Кетоевич, вы его лично не знаете?
— Отлично знаю и никаких претензий к Георгию не имею. В Грузии у Цурцумия были такие проблемы: поставят его тренеры сборной в свой состав или не поставят, а спортсмен хотел достичь в спорте больших вершин. Это удалось сделать в Казахстане, и я уверен, что Цурцумия выиграет еще и Олимпиаду в Пекине. Когда встал вопрос о переезде Георгия из Грузии в Казахстан, я первым встал и сказал: «Он — человек, и если у него есть такое желание, то пусть идет и борется там, где ему хочется». В Грузии Георгия Цурцумия никто не осуждает. Он талантлив, и при дальнейшей работе над собой еще многого добьется.
— Вы часто в молодости бывали в Казахстане?
— Да, на высокогорном катке «Медео» у нас нередко проходили учебно-тренировочные сборы, в Караганде нас кормили такими вкусными национальными блюдами: постирали хорошо желудок и туда натолкали мясо. Хорошо помню и ваших борцов: Мусана Абдул-Муслимова, Александра Иванова, Алексея Атаева и многих других.
— Какая борьба вам в Алматы больше понравилась?
— Понравились все. Я даже с собой пояс домой возьму, немного подучусь и на следующий год обязательно выступлю. Понравилась и казахская борьба, она мужественная, как у нас, в Грузии, тоже соперника, опустившегося на колени, больше не трогают. Только у нас все происходит под барабанную музыку, а у вас — под восторженные возгласы болельщиков. Я сам в вольную борьбу пришел из борьбы грузинской. И знаете, о чем подумал в Алматы? Что, если объединить казахскую, азербайджанскую и борьбу грузинскую на поясах, сделать многоборье, и под эгидой ЮНЕСКО продвигаться к олимпийскому признанию? Найти в каждой стране хотя бы по одному богатому человеку, влюбленного в борьбу и которому государство снизит налоги. Мы его будем хвалить, а он — финансировать развитие национальной борьбы в своем государстве. Безвыходных положений вообще не бывает. Пусть он, спонсор, помогает и спортсменам.
Юрий Лифинцев
"Казахстанская правда"
...или войдите через аккаунт соцсети