Казахстанские сокольники приняли участие в международном фестивале соколиной охоты, который прошел в Объединенных Арабских Эмиратах.
Древнее искусство соколиной охоты насчитывает более 4000 лет. Сегодня у него имеются поклонники в 65 странах. Охота с хищными птицами входит в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО и признана частью культурного наследия человечества.
Фестиваль длился несколько дней. Сначала сокольники жили в пустыне, в палатках, и работали с птицами. Впервые за много лет была проведена охота на пустынного зайца, когда-то традиционная для арабов.
— Такой охоты не было так давно, что в ней не участвовало целое поколение местных жителей, — отмечают организаторы фестиваля.
…Охотник с соколом выезжает в поле. Он снимает с головы птицы клобук и отпускает ее. Птица взлетает, видит добычу и атакует… А потом кружит рядом, пока охотник не позовет ее к себе. Кто-то зовет свистом, кто-то специальным словом (например, «ке!»), кто-то с помощью вабилы — своеобразного чучела с птичьими крыльями. Вабилу раскручивают, и птица, подчиняясь охотничьему инстинкту, слетает к сокольнику.
— Вообще у соколов отсутствует инстинкт подчинения, — рассказывает охотник Абильхан Турлыбаев. — Никого — ни человека, ни себе подобного — они не способны воспринимать как хозяина или начальника. Поэтому ими нельзя управлять. Единственная возможность для сокольника — быть птице другом. Сокол будет возвращаться снова и снова, только если он доверяет человеку.
Затем участники фестиваля перекочевали в город, где проходили заседания секций, представление научных докладов и самая зрелищная часть — выставка национальной культуры. Казахстанцы, туркмены, узбеки, киргизы и, как ни странно, венгры расположились в юртах. На наш удивленный вопрос, не является ли юрта традиционным жилищем и венгерского народа тоже, они с улыбкой ответили, что просто ее арендовали.
— Соколиная охота существует повсюду — от Японии до Швейцарии, — говорит сокольник с 35-летним стажем из Узбекистана Хаким Ниязов. — Во все времена она была особым занятием, не зря же такую охоту называли царской. Фактически у каждого правителя были свои ловчие птицы. В Кремле, к примеру, уже больше 25 лет работает специальная соколиная служба, главная задача которой — отгонять ворон от охраняемой территории. Говорят, эту службу создали, когда одна непочтительная ворона «отметилась» в непосредственной близости от одного из высоких советских руководителей. Так или нет, но сейчас воронам в воздушное пространство Кремля вход заказан. К сожалению, у нас в Ташкенте этот вид национальной охоты не так развит. Нас всего четверо энтузиастов, занимающихся соколами. Но все равно стараемся развивать это искусство.
— Заниматься соколиной охотой непросто, — подхватывает разговор охотник из Белоруссии Сергей Усов. — У меня, например, жена вечно ворчит: куда уезжаешь на несколько ночей, какие птицы, какая охота? Я однажды, собираясь в очередную поездку, ей сказал: не ревнуй. Если бы ты знала, сколько на свете всего интересного кроме женщин! Так она обиделась.
В Казахстане сокольников, как оказалось, тоже немного.
— В нашей стране всего около 60 сокольников, — говорит вице-президент федерации «Буркытшы» Казахстанской ассоциации национальных видов спорта и помощник президента Международной ассоциации сокольников (IAF) по Центральной Азии и Казахстану Бахыт Карнакбаев. — В основном это охотники с беркутом. Например, в Словакии, которая по своей территории занимает половину Жамбылской области, порядка 500 сокольников. Занятие соколиной охотой требует больших вложений, много времени и терпения. А главное — надо любить и понимать то, чем ты занимаешься. Птица — это не преданная человеку собака, есть такая пословица: «Собака работает ради хозяина, птица — только ради еды».
Соколиная охота имеет особое значение для арабов. Не случайно эти птицы изображены и на гербе страны, и на национальных купюрах — дирхамах. Много лет люди и соколы на этой земле неразделимы. Ловчие птицы всегда были для арабов и добытчиками, и предметом трепетной заботы, и просто друзьями.
— Первый подобный фестиваль провел в Эмиратах самый, пожалуй, знаменитый правитель на Востоке — шейх Заид бин Султан аль-Нахайян, — рассказывает шейх Мухаммед Ахмед аль-Боварди. — Он очень любил соколов и охоту с ними и приложил огромные усилия к тому, чтобы охота развивалась как искусство, но при этом не стала причиной истребления ловчих птиц. Он организовал множество программ по защите, возрождению и развитию дикой природы по всему миру.
...или войдите через аккаунт соцсети