Чуть больше недели назад Любовь Андреева дебютировала в гоночной серии
F-3 «Формула-Россия». Гонщица и ее отец-тренер рассказали о том, как Люба пришла в спорт.
Миссия выполнима
По итогам двух заездов первого этапа, которые
проводились в столице Татарстана на автодроме «Kazan Ring», юная
пилотесса из нашей страны набрала 20 зачетных баллов и занимает
в рейтинге высокое шестое место. И теперь она ставит перед собой новую
амбициозную задачу: через три года принять участие в «королевских»
гонках «Формулы-1».
«Наверное, это моя миссия — на собственном примере доказать всему миру,
что блондинка за рулем — это не преступник», — шутит Любовь Андреева.
Впервые за руль простейшего гоночного автомобиля она села в девятилетнем
возрасте. Ее отец, Даниил Андреев, профессионально занимается
автоспортом. Вот и дочь решила пойти по его стопам.
«Сколько себя помню, у меня практически не было кукол, играла в основном
с машинками, — объясняет она. — А потом захотелось сесть за руль карта.
Скорость увлекла. Теперь это часть моей жизни».
«Если говорить откровенно, я даже никогда не думал о том, что моя дочь
сможет вырасти в профессионального автогонщика, — рассказывает ее отец,
старший тренер сборной Алматы по автоспорту Даниил Андреев.
— Ну захотела прокатиться на карте. Что здесь плохого? Разрешил...
А потом пригляделся: а в ней, оказывается, есть божья искра!».
В автомобильных гонках нет деления по гендерному признаку, но в этом
виде спорта наблюдается жесткое мужское доминирование. Однако юная
казахстанская пилотесса уже давно научилась не только на равных бороться
с парнями, но и обходить их на крутых виражах. За свою недолгую
спортивную карьеру она четырежды становилась чемпионкой Казахстана,
побеждала на Кубке Средней Азии и первенстве Сибири.
«В Омске нас чуть не побили, — смеется Даниил Геннадиевич. — Сначала
ее даже не хотели допускать до участия в турнире. Сибиряки же крупные
ребята, а тут какая-то „мелочь“ из Казахстана приехала. Говорят: „Будет
только под колесами мешаться“. Но я продолжал настаивать на своем.
С боем добился для нее разрешения выступить в квалификационном заезде.
А Люба показала лучшее время на трассе! Организаторы турнира вынуждены
были дать ей разрешение на выступление в чемпионате. Но они специально
дали ей... последний номер в стартовой решетке. По ходу гонки дочка всех
обошла и заняла первое место. Такого просто не бывает! Смотрю, на нас
уже сибиряки начинают коситься. А мы призы получили, вещи собрали —
и быстренько домой».
«В школе одноклассники сначала несерьезно относились к моему увлечению:
мол, карт — это еще не автомобиль, — рассказывает ученица 11-го класса
алматинской средней школы № 135 Любовь Андреева. — Но когда я получила
приглашение выступать в кольцевых гонках „Формулы-Россия“, иронические
уколы в мой адрес сразу прекратились».
Кровь и пот «Формулы-Россия»
Большинство пилотов «Формулы-1» начинали свой путь к вершине
автомобильных гонок именно с картинга. В свое время на «игрушечных
машинках» шлифовали свое мастерство такие легенды, как англичанин
Найджел Мэнсел, француз Ален Прост, немец Михаэль Шумахер, бразилец
Айртон Сена, финн Микка Хаккинен, шотландец Дэвид Култхард и другие.
Но чтобы добраться до профессионального пика, придется преодолеть
длинную цепочку карьерных ступеней. Низшее звено — «Formula BMW» , «Formula
Ford» и «Formula Renaul t 1.6». Вторая ступень подготовки — «GP3» , «F3 Formula
Russia» и «Formula Renault 2.0» . Третий этап — «GP2» , «F2» и «Formula
Renault 3.5» . Венчают эту пирамиду «королевские гонки» «Формула-1».
У талантливой пилотессы из Казахстана была возможность начать свою
карьеру в профессиональных гонках в клубе «Кампос Рейсинг» Испании,
владельцем которого является бывший каталонский «формулист» Андриан
Кампос Суньер. Стоит отметить, что в этой команде когда-то выступал
знаменитый испанский пилот, двукратный чемпион мира «Формулы-1» Фернандо
Алонсо. Но Любовь Андреева сделала выбор в пользу «Формулы-Россия».
«Чтобы выступать в Европе, нужно в совершенстве владеть техническим
английским языком, — объясняет Даниил Андреев. — Там же ей придется
постоянно держать связь с инженерами-телеметристами, получать в реальном
времени сотни различных технических данных: о температуре резины,
высоте подвески, давлении в шинах... Поэтому решили пока в России
познакомиться со всей этой кухней».
«Формульный» дебют Любови Андреевой состоялся в Казани, где прошел
первый этап «Форулы-Россия». Соревнования проводятся на болидах,
спроектированных итальянской фирмой Tatuus. Стоит отметить, что это
очень шустрая машина: 180-сильный фиатовский турбированный двигатель
разгоняет спортивный автомобиль до скорости в 100 км/ч за три секунды
(максимальная скорость — 250 км/час).
«Мне подфартило с болидом, — восклицает казахстанская пилотесса.
— На моем гоночном автомобиле несколько лет назад выступал уфимский
гонщик Даниил Квят. В прошлом году он стал чемпионом серии «GP3»,
а в нынешнем сезоне выступает уже в „королевских гонках“ в составе
итальянской команды „Торо Россо“».
Дебютная гонка казахстанской пилотессы состоялась на одной из самых
сложных шоссейно-кольцевых трасс России — Кazan Ring. Ее проектировал
популярный в прошлом немецкий пилот «Формулы-1», а ныне один из самых
успешных архитекторов в мире Герман Тильке. Он славится тем, что
в каждую свою работу обязательно вносит особую «изюминку». В Казани это
пятый, шестой и седьмой повороты — аналог всемирно знаменитого «штопора»
(участка трассы на калифорнийском автодроме «Мазда Рэйсуэй Лагуна
Сека»).
«Когда входишь в эти крутые повороты, выхода из них не видишь, —
объясняет автогонщица. — Приходится уповать только на опыт и интуицию.
Там еще есть участок с очень крутым спуском. Градус наклона — как
на алматинской трассе, ведущей на горнолыжный курорт „Шымбулак“. Здесь
„сыплются“ не только новички, но и бывалые профессионалы. А я проходила
„штопор“ без потерь. Механики, когда первый раз это увидели, в один
голос воскликнули: „Этого просто не может быть!“».
«Формульные» гонки — это не только колоссальное психологическое
напряжение, но и физическое. Например, один этап «Формулы-Россия»
состоит из двух соревновательных дней и трех-четырех подготовительных
сессий. Только за одну тренировку гонщикам приходится проезжать более
20 кругов по кольцевой трассе (около 4 км). Итого за один этап они
преодолевают расстояние более двух тысяч километров.
«Я очень устала и пропустила одну тренировочную сессию, — вспоминает
Любовь Андреева. — Под конец уже все плыло перед глазами, потеряла
концентрацию. А на ладони от постоянного переключения скоростей
образовался кровавый мозоль, не помогли даже специальные перчатки,
изготовленные из плотной ткани».
Откуда деньги «растут»
Выступать в «формульных» гонках не просто дорого, а очень дорого.
Например, спортивный болид в «Формуле-Россия» стоит чуть менее 50 тысяч
евро. Специальная экипировка — 5 тысяч евро. Тестовая сессия
на автодроме обходится в 1,5 тысячи евро, а участие в одном этапе —
10 тысяч евро. Плюс логистика, проживание, питание и прочие
сопутствующие расходы. В итоге за сезон каждому гонщику в среднем
приходится выложить по 120–125 тысяч евро.
«В контракте есть очень любопытный пункт: только если спонсоры
автогонщика заплатят всю сумму вперед, тогда ему предоставляется
страховка и при аварии весь ремонт производится бесплатно, — поведал
тонкости профессионального автоспорта Даниил Геннадиевич. — Увы, у нас
нет таких финансовых возможностей. Мы платим частями. А это значит, что
ремонт болида мы оплачиваем из собственного кармана. А там заделать одну
только царапину тянет минимум на 300 евро. Поэтому, когда дочка
на трассе входила в крутой поворот, у меня аж сердце прихватывало».
«Конечно, психологически финансовый фактор сильно на меня давил, —
признается юная пилотесса. — В первые дни, как назло, прошел дождь,
трасса стала скользкой. На моих глазах опытный автогонщик попал
в аварию: на нем ни царапины, а машина превратилась в хлам».
Мир не без добрых людей. Чтобы талантливая пилотесса дебютировала
в «Формуле-Россия», финансовую поддержку спортивной семье Андреевых
оказал акимат Алматы и президент Федерации авто-мотоспорта РК Мурат
Абыкаев. Но чтобы завершить выступление в сезоне 2014 года, этих денег
недостаточно.
«Нам необходимо найти еще 70 тысяч евро, — рассказывает Даниил Андреев.
— Я сейчас бегаю в поисках спонсоров. И, я уверен, обязательно найду
недостающую сумму. Ведь следующий тур, который пройдет с 9 по 11 июня
в Москве, будет очень интересным в плане профессионального развития.
Он приурочен к российскому этапу чемпионата мира по автогонкам в классе
„туринг“ (WTCC). В эти дни на автодроме „Moskow Raceway“ соберутся
звезды мирового спорта во главе с самым титулованным раллистом за всю
историю, девятикратным чемпионом мира французом Себастьяном Лебом».
Всего в «Формуле-Россия» предусмотрено восемь этапов. Сезон завершится
осенью. Планируется, что заключительная гонка пройдет в Олимпийском
парке Сочи, где летом нынешнего года сдадут в эксплуатацию
ультрасовременный автодром, где будет проводиться российский этап
«Формулы-1».
«Вполне возможно, что в следующем году Любе придется поехать
в Испанию, — делится планами Даниил Геннадиевич. — Чтобы стажироваться
и выступать за каталонский клуб „Кампос Рейсинг“, необходимо выложить
350 тысяч евро. Но нам дают 50-процентную скидку. А вообще, наша главная
цель — за три года добраться до „Формулы-1“. Ведь мечта должна казаться
недостижимой, иначе это не мечта».
...или войдите через аккаунт соцсети