Олимпийский биатлонный сезон 2017/2018 годов подошел к своему логическому завершению и наверняка оставил после себя больше вопросов, чем ответов. Невыразительное выступление казахстанских биатлонистов на главных зимних стартах четырехлетия в Южной Корее — яркое тому подтверждение.
А ведь после первого этапа Кубка Мира в шведском Эстерсунде, где представителям нашей страны в лице Галины Вишневской и Максима Брауна в одиночной смешанной эстафете удалось отметиться историческим для Казахстана достижением, завоевав бронзовую награду, отечественным любителям данного вида спорта и специалистам наверняка казалось, что в текущем сезоне нам по силам совершить в биатлоне прорыв.
Однако, к огромному общему сожалению, медальный позитив казахстанских стреляющих лыжников так и ограничился тем этапом Кубка Мира в Швеции, — по сути, так и не успев толком начаться.
Корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz решил обсудить итоги олимпийского сезона в отечественном биатлоне с государственным тренером РК Максатом Шарановым.
— Максат, как прокомментируете выступление наших биатлонистов на Олимпийских Играх в Южной Корее?
— Честно сказать, мы ожидали большего от всех наших спортсменов. В принципе, только Роман Еремин выступил так, как должен был, потому что, в силу возраста, у него еще нет должной квалификации для достижения успехов на таких больших стартах, как Олимпийские Игры, — в том числе и в психологическом плане. Отметим как положительный момент то, что Владислав Витенко и Роман Еремин после спринта вошли в состав участников гонки преследования. Относительно спада результатов Василия Подкорытова и Максима Брауна хочется услышать мнение тренерского штаба — тех людей, кто непосредственно занимался их подготовкой. Со стороны Министерства культуры и спорта и Национального Олимпийского Комитета были приложены максимальные усилия в плане организации, финансирования и обеспечения биатлонной сборной Казахстана. Возможно, была неправильная программа подготовки или же какие-то другие причины. Мы подключали КНГ — комплексную научную группу, в состав которой входят психологи, биохимики при Министерстве культуры и спорта.
— В конце января на этапе Кубка Мира в Антхольце-Антерсельве в гонке преследования Галина Вишневская заняла высокое 6 место, что доказывало: спортсменка находится в хорошей форме. Что же помешало ей порадовать казахстанских болельщиков высокими результатами на стартах в Пхенчхане, по Вашему мнению?
— Вишневская начинала этот сезон, в принципе, положительно, — и улучшала свои результаты с каждым этапом. Я прогнозировал, что на первом старте в Пхенчхане, в спринте, она будет в 15 лучших, а на гонке преследования с четырьмя огневыми рубежами — уже в шестерке. Сильная сторона Галины — это стрельба, а в Южной Корее у нее было много штрафного времени. Ссылались на ветер, но тренер нашей сборной по стрельбе Роберт Кабуков говорил, что в этом году отрабатывалась стрельба именно в таких условиях. Ждем заседания Совета биатлонистов, так как тренерский совет уже прошел, но Валерий Николаевич Польховский не смог принять в нем участие по состоянию здоровья.
— Как оцените выступление наших биатлонистов в этом сезоне на этапах Кубка Мира?
— Вишневская по итогам сезона вошла в топ-30 спортсменок в общем зачете Кубка Мира, но она не принимала участие в третьем этапе Кубка IBU в Анси, где могла заработать дополнительное количество очков. Лидеры нашей команды по биатлону не поехали на третий этап во Францию потому, что, как объяснили тренеры, в декабре месяце в Казахстане проходила четвертая зимняя Спартакиада, которая важна для регионов нашей страны, и все ведущие спортсмены обязаны были выступать там за сборные своих областей. В связи с этим мы планировали, что лидеры таким образом отдохнут от международных стартов.
— Начало текущего сезона для казахстанских болельщиков и специалистов было довольно оптимистичным. Но были ли у нас реальные предпосылки к тому, чтобы повторить успех Эстерсунда в дальнейшем, или же его можно отнести к небывалому для наших спортсменов везению?
— Во-первых, везение всегда является серьезным фактором достижения успеха в биатлоне. Многие промахиваются — а мы попадаем. Если у нас нет промахов, — значит, мы сильнее и лучше подготовлены. Но с каждым стартом результаты казахстанцев только ухудшались, поэтому я надеюсь услышать объективные объяснения этого от тренерского штаба.
— Почему в нашей сборной кому-либо еще кроме Галины Вишневской трудно рассчитывать на попадание в десятку сильнейших в индивидуальных дисциплинах этапов Кубка Мира?
— Для этого необходимо иметь талант. У нас растет еще один перспективный спортсмен — Роман Еремин. Уле Эйнар Бьерндален, Мартен Фуркад и Йоханнес Бе — талантливые спортсмены, а успехи остальных можно назвать единичными. Методы развития биатлона в Казахстане, берущие свое начало еще с советских времен, ориентированы на массовость, а в Европе работают точечно. Нам очень тяжело соревноваться с европейцами из-за того, что наши спортсмены надолго уезжают на этапы Кубка Мира и все это время не видят свои семьи. Много времени проводится в поездках.
— Что скажете об итоговом 30 месте Галины Вишневской в общем зачете Кубка Мира этого сезона?
— Со своей точки зрения, расценю это как положительный результат, но данной спортсменке по силам бороться за топ-15 по итогам сезона. Я надеюсь и верю в то, что следующий сезон для нее и для всех наших спортсменов сложится более удачно. В прошлом году я ездил на летние тренировочные сборы нашей сборной и видел, какие объемы работы спортсмены там выполняют. Поэтому, думаю, следующий сезон даст нам свои плоды.
— Как оцените работу тренерского штаба под руководством Валерия Польховского?
— Мое личное мнение: тренерский штаб не оправдал наших надежд. Мы ждали, что на главных стартах четырехлетия Галина Вишневская будет в одной из гонок на 6-10 месте. В женской эстафете, учитывая наш яркий состав и то, что девчонки были очень сильны, мы могли побороться за высокие места — как в Пхенчхане, так и в сезоне в целом.
— Каких изменений можно ждать в команде перед началом следующего сезона?
— Состав спортсменов национальной сборной нашей страны, думаю, не изменится, — хотя, возможно, кого-то еще добавят. По тренерскому штабу вопрос будет решаться на заседании Союза биатлонистов Казахстана. Возможно, количество тренеров принимающих участие в подготовке сборной увеличится, потому что в этом году там работало три специалиста, а количество спортсменов на начало года составляло 16 человек. Важен индивидуальный подход к каждому биатлонисту.
— Есть ли в Казахстане перспективные молодые спортсмены, кто бы мог в ближайшие сезоны пополнить ряды национальной команды по биатлону?
— Один из самых перспективных наших биатлонистов — это Роман Еремин. Он молодой, 1997 года рождения, — по возрасту еще юниор. Показывает десятый ход в мире и на некоторых этапах Кубка Мира был сильнее знаменитого россиянина Антона Шипулина. Плеяда ярких спортсменов у нас наблюдается среди биатлонистов 2000/2001 годов рождения, которые соревнуются сейчас между собой. Дай Бог дожить до того, чтобы увидеть их результаты на международной арене.
— Как оцените прошедший открытый чемпионат Азии в Щучинске?
— На таком комплексе, который открыли в Щучинске, все соответствует международным стандартам. В будущем планируем провести там юниорский и летний чемпионаты Мира 2021 года — и уже подали свою заявку. Такие объекты должны быть доступны для наших спортсменов, так как они повлияют на развитие биатлона в регионе. Мы, со своей стороны, будем рекламировать этот комплекс в туристическом направлении — в том числе и на международном уровне.
— Почему география участников этого турнира ограничилась лишь тремя государствами — Казахстаном, Россией и Кыргызстаном?
— Во-первых, многие сборные не смогли принять участие в этом турнире из-за того, что у них в данное время проходят свои внутренние соревнования. Планировали еще приехать украинцы и южные корейцы, но у них не получилось.
— Такие открытые чемпионаты Азии по биатлону проводятся на регулярной основе?
— Открытый чемпионат Азии — это наша инициатива, и спасибо IBU, что там разрешили нам его провести под своей эгидой.
...или войдите через аккаунт соцсети