19 декабря 2008 (19:35)Максим Карташов, заведующий отделом пропаганды Казахстанской федерации хоккея: «Вопрос об участии «Барыса» в Континентальной Хоккейной Лиге был решен при поддержке Главы государства»
В телемосте Москва — Астана на канале «Мир» принял участие заведующий отделом пропаганды Казахстанской федерации хоккея Максим Карташов. В передаче «Слово за слово» шла дискуссия о том, составит ли КХЛ конкуренцию североамериканской Национальной хоккейной лиге.
Континентальная Хоккейная Лига была образована в 2008 году на постсоветском пространстве. В нее, кроме российских команд, вошли клубы из Беларуси, Казахстана и Латвии. Создатели КХЛ утверждают, что монополии североамериканской Национальной Хоккейной Лиги приходит конец. Например, уже есть случаи, когда заокеанские хоккеисты перебрались в Европу и играют, в основном, за российские клубы.
В КХЛ сейчас только первый сезон. С уверенностью можно говорить только о том, что качество игры улучшается, конкуренция острая, бывают интересные матчи, есть интересные перспективные игроки.
У НХЛ есть колоссальные преимущества перед КХЛ. Всемирно известная НХЛ в прошлом году отметила 90-летие. Что такое КХЛ, которой нет и года, по большому счету, не знает никто. Кроме этого, играть и жить в Америке и Канаде намного комфортнее, чем в СНГ. И ещё, играть в НХЛ — это возможность выходить против лучших хоккеистов мира. А значит понять, кто ты и чего стоишь. Это все к вопросу о том, стоит ли ожидать массового оттока в КХЛ из-за океана.
КХЛ явно не хватает звездных игроков, которые и делают выдающееся хоккейное шоу. Первоочередными задачами Лиги должны стать воспитание игроков до уровня звезд НХЛ и повышение квалификации тренеров и педагогов. Это означает создание мощной хоккейной школы, какой она была в СССР. А это требует долгосрочных капитальных вложений. Что на фоне финансового и биржевого кризисов проблематично.
Так составит ли КХЛ конкуренцию североамериканской Национальной хоккейной лиге, или это будет хоккей второго сорта?
Гости: вице-президент Федерации хоккея России, заслуженный мастер спорта, двукратный олимпийский чемпион Борис Майоров; заслуженная артистка России Виктория Верберг; спортивный корреспондент «Авторадио» Андрей Сенцов; заслуженный тренер России, комментатор телеканала «Спорт» Сергей Гимаев; лучший телерадиожурналист по версии Федерации хоккея России Регина Севостьянова; олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта Виктор Шалимов.
Телемост: Астана, Казахстан
Заведующий отделом пропаганды Казахстанской федерации хоккея Максим Карташов.
Ведущий: (…) Это программа «Слово за слово». Напоминаю, что сегодня мы будем рассуждать о конкурентоспособности Континентальной Хоккейной Лиги. В нашей студии, как обычно, компетентные гости с различными точками зрения. Ну и основные вопросы нашей сегодняшней дискуссии будут звучать следующим образом: какие положительные и отрицательные уроки уже есть у Континентальной Хоккейной Лиги? каков уровень конкуренции внутри Континентальной Хоккейной Лиги? и наконец — составит ли Континентальная Хоккейная Лига конкуренцию североамериканской НХЛ или это будет хоккей второго сорта? Напоминаю, что сегодня мы общаемся с Астаной, Казахстан, и мой собеседник — это Максим Карташов, заведующий отделом пропаганды Казахстанской федерации хоккея. Максим, вопрос первый: почему всего лишь одним клубом представлен Казахстан в Континентальной Хоккейной Лиге? С чем это связано?
Максим Карташов, заведующий отделом пропаганды Казахстанской федерации хоккея: Это связано с тем, что второй клуб, усть-каменогорское «Торпедо» пока не имеет такой возможности — выступать… При желании мы бы, конечно, имели бы в этой лиге и два клуба, и три. Я не погрешу против истины, если скажу, что Астана переживает настоящий хоккейный бум. Причем это касается не только Астаны — это касается всего Казахстана. На матчи «Барыса» приезжают болельщики из многих городов страны — из Алматы, Караганды, Усть-Каменогорска, Павлодара, а это около тысячи километров. И все равно болельщики едут с удовольствием. Дворец спорта, который вмещает пять тысяч зрителей, заполняется битком, и у же сейчас остро строит проблема «лишнего» билета. Если вы приедете сейчас к нам на хоккей, вы билет не купите. Хотя до игры остается ещё два дня (аплодисменты в студии).
Сергей Гимаев: Если говорить о КХЛ, то здесь сдвиги есть в том, что действительно стало больше команд, то, что привлечение из других стран СНГ, как мы говорим, и очень приятно, что и Рига, и Минск, и Астана сейчас участвуют в чемпионате. Это привлекло большой интерес, и я думаю, что зрительских симпатий как раз сейчас прибавилось. И вот тот факт говорит, что посещаемость стала больше.
Борис Майоров: В ближайшее время мы по уровню мастерства не сможем конкурировать с Национальной хоккейной лигой. По одной простой причине. НХЛ — это все, что есть самое лучшее в Европе — в основном в Европе, я уж не говорю о Северной Америке: Северной Америке сам Бог послал, — они концентрируют у себя в своих составах. Если раньше это были чехи, шведы, финны, то сейчас там появились французы, словенцы, итальянцы, немцы и, конечно, россияне…
Ведущий: То есть получается, нам объедки с барского стола, да?
Борис Майоров: И вот то, что они лучшими кадрами комплектуются, мы, в ближайшее, по крайней мере, время, особенно с учетом теперешнего экономического кризиса, мы их не переплюнем. То, что нам достается… Мы говорим: вот, из НХЛ уже идет отток. Но давайте, положа руку на сердце: это люди, которые оказались невостребованными в Национальной хоккейной лиге.
Регина Севостьянова: В Континентальной Хоккейной Лиге, в отличие от НХЛ, как раз таки вопрос так и ставится: нам нужно перегнать Америку. А В Америке вопрос ставится: как нам сделать свой хороший продукт. И в этом, наверное, кроется весь секрет.
Ведущий: Виктория (обращается к Верберг), а вы, как представитель театральных масс, лично посещаете хоккей? Он вам нравится?
Виктория Верберг: (…) Хоккей — что он подразумевает? Бешеная скорость, бешеные страсти, непредсказуемый финал — действительно, за секунду может решиться судьба. И как минимум в эту игру играет двенадцать молодых здоровых парней, в этом обмундировании, которое придает мужественности, брутальности. И вот они рубятся. Ну что может быть восхитительнее для меня как для дилетанта? Мне нравится. Мне это красиво. Я помню, во времена Советского Союза были такие вечера, когда Москва пустела. Два было варианта: либо идет фильм «Семнадцать мгновений весны», либо наши играют с канадцами. И если вся мужская часть населения действительно смотрела хоккей, женщины бежали, когда начиналась вот эта вот рубка. И мне кажется, я именно тогда испытала то, что смело можно назвать патриотизмом. Понимаете? То есть наши ребята… Я поэтому, наверное, верю. Я тонкостей не знаю вообще. Но я верю: они мужики-то какие красивые, здоровые, сильные — неужели у них не получится?
Ведущий: Борис Саныч (обращется к Майорову), а почему не получается действительно привезти к нам звезд первой величины? Ведь не так давно денег-то было немеренно — деньгами расшвыривались направо и налево. Почему к нам не едут?
Борис Майоров: Имидж есть у России определенный за рубежом. Причем он возник не вчера и не позавчера даже, а давным-давно. И особенно этот имидж начал вот так явно проявляться где-то с середины 90-х годов. Я сам работал за рубежом в те годы, достаточно много работал, и не могу сказать, что на себе все это прочувствовал, наверное нет. Но вот общая обстановка по поводу России, по поводу того, что там происходит, она совершенно однозначно говорила о том, что люди, постоянно проживающие в Америке или там в той же Финляндии, или в Швеции, они не очень хотят ехать в Россию. Потому что их пугают телевизионными передачами, их пугают российской непредсказуемостью. Вот на основе этих вещей и соответствующее отношение к России. Хотя я хочу сказать, что у нас хоккей за последние пару лет здоров поднялся. Неслучайно мы стали чемпионами мира. Он, конечно, у нас далеко не второсортный. Но все-таки мы на ступеньку ниже стоим Национальной хоккейной лиги. И дело не в том, что мы вот умели создать КХЛ — и сразу мы до небес хоккейных поднялись. Ничего подобного! Страна рухнула — всё со страной вместе рухнуло в 90-е годы, в том числе и спорт, и мы это чувствуем на Олимпиадах, на чемпионатах мира. Вся страна поднимается — и спорт у нас поднимается.
Ведущий: Вот Сергей рвется в бой…
Сергей Гимаев: Честно сказать, мы искусственно говорим слово «конкуренция». За кого конкурировать? У них свои зрители — у нас свои, у них свой хоккей — у нас свой, у них свои спонсоры — у нас свои. И потом, самое главное, мы должны понять, что НХЛ — это бизнес-проект, который абсолютно реально приносит доход владельцам команд и абсолютно рентабелен. У нас это, можно сказать, социальный проект, это команды на периферии…
Ведущий: Простите меня, о какой «социалке» мы говорим, если приезжает Яшин, простите, Ягр, зарабатывает наши деньги, и что потом? Уехал — мы остались без денег и без Ягра.
Сергей Гимаев: Вот вы говорите: Яшин приехал в Ярославль. Полный стадион! На все матчи! Люди в этом городе говорят о хоккее, все. Посмотрите, кто на трибунах. Возьмите Новосибирск, Хабаровск, Уфу, Омск. Это битком на стадионы, где люди только говорят о хоккее. Я опять же убираю московский регион, где я не считаю, что это социальный проект. Московские клубы, московский регион, я не знаю даже, что это и для кого эти команды.
Виктория Верберг: Вы говорите: социальный проект. А нельзя ли из социального проекта сделать все-таки бизнес-проект?
Ведущий: А у нас не получается пока ни с хоккеем, ни с футболом…
Виктория Верберг: Ну суть в том, что нужны, видимо, большие деньги. Я так понимаю?
Ведущий: Нет, большие деньги вкладываются — отдачи нет.
Виктория Верберг: А почему?
Сергей Гимаев: Можно вопрос? Самый большой стадион в Континентальной Хоккейной Лиге — он в Москве, на Ходынке — он меньше самого маленького стадиона Национальной хоккейной лиги. Вмещает у нас четырнадцать, самый маленький там — шестнадцать с половиной тысяч. Стоимость билета сопоставит вообще не реально. Самая маленькая цена там — 50 долларов. У нас… ну, можно пойти на хоккей за 3 доллара.
Ведущий: Но там и зарплаты другие, извините меня…
Сергей Гимаев: Но мы же говорим о том, что бизнес-проект… Поэтому эти команды там просто необходимы. Ну что в Новокузнецке ещё делать в свободное время, кроме как смотреть хоккей? Эта команда, «Металлург», может сейчас погибнуть. Этого допустить ни в коем случае нельзя! Тогда в Новокузнецке вообще делать нечего будет, поймите. Или в Хабаровске. Это единственная команда Дальнего Востока.
Ведущий: Напоминаю, что сегодня мы общаемся с Астаной, Казахстан. Мой собеседник — это Максим Карташов, заведующий отделом пропаганды Казахстанской федерации хоккея. Максим, ещё один вопрос. Насколько популярны матчи Континентальной Хоккейной Лиги в вашей стране. Можно ли их смотреть по доступным каналам? Как часто? И какие у них рейтинги, может быть, вы нам подскажете?
Максим Карташов: О рейтинге не могу сказать точно. Но мы смотрим канал «Спорт» и мы смотрим канал «Астана» — местный канал, который вещает на несколько регионов республики. Сейчас нами ведутся переговоры с общенациональным каналом «Хабар» о том, чтобы уже с января они транслировали домашние матчи «Барыса» в полном объеме на всю страну. (Надеюсь) этот канал найдет общий язык с Континентальной Хоккейной Лигой, и мы будем смотреть уже все матчи, причем не только… и выездные, я надеюсь (аплодисменты в студии).
Андрей Сенцов: Все-таки американская Национальная хоккейная лига — это прежде всего шоу. И не только сами хоккеисты, а сама атмосфера-то, что присутствует на стадионе, начиная, как в театре от вешалки, заканчивая самим спектаклем. У нас такое начало появляться в 2007-м году, когда чемпиона мира проходил. Тогда народ объединился, тогда был массовый пиар хоккея, то есть кругом висели баннеры в поддержку хоккея, реклама шла — и народ пошел. Если то же самое сделать в Континентальной Хоккейной Лиге, то лет через 10 она догонит НХЛ. И скажу почему она догонит. Все-таки мы будем учиться на чужих ошибках. У НХЛ 90-летняя история — не сразу же она стала популярной…
Ведущий: Если верить вам, пройдет 90 лет, хоккей у нас станет замечательным, он объединит все наши страны, дружно, у нас не будет только играть, помимо России, Беларусь, Казахстан и Рига, и все станет здорово лет через 90 — нам надо подождать?
Андрей Сенцов: Гораздо меньше — мы же на чужих ошибках учиться будем.
Борис Майоров: Не могу согласиться.
Сергей Гимаев: И я не могу согласиться.
Борис Майоров: Шоу — это только прелюдия к самому хоккейному матчу. Только прелюдия!
Сергей Гимаев: Поймите, все это мишура! У нас есть группы поддержки, которых нет, кстати, в НХЛ. У нас сейчас чуть лучше стало. Но люди приходят все равно… на самом деле, да, это должно быть красиво, удобно, можно покушать, припарковаться, за это заплатишь деньги, заплатишь за билет — но ты приходишь посмотреть на спорт. На самом деле, когда ребята выходят — это внешне шоу, но когда они бьются — это уже гладиаторы, которые бьются насмерть за то, что они получают высокую зарплату. (…)
Ведущий: Простите, Майоров сидит, Шалимов сидит, которые бились в те годы по нынешним меркам вообще за копейки и шоу-то давали ничуть не хуже, по-моему. То есть получается, деньги-то не главное.
Борис Майоров: Я бы не стал сравнивать. Я играл в другой стране, у нас совершенно другая идеология была, и в нас постоянно эту идеологию впихивали. Мы были все в пионерии, мы были в комсомоле. Кстати говоря, я вам расскажу интересный эпизод по этому поводу. Анатолия Владимировича Тарасова, великого Тарасова, спрашивают: «Анатолий Владимирович, скажите, пожалуйста, вот Грецки смог бы играть у нас в команде? В клубе у вас, в сборной?» Знаете, что он ответил? Он говорит: нет, не смог бы. Все удивились: почему? «Он не был в пионерии и в комсомолии» (аплодисменты в студии).
Виктория Верберг: Сломался бы.
Борис Майоров: Это же очень обманчиво: вот, увеличили количество зрителей там, там… Уфа построила новый стадион — вместо пяти тысяч теперь десять. Чехов подмосковный, там был стадион на две тысячи, теперь на четыре. В Казани новый стадион. Но это естественное произошло увеличение, а не оттого что у нас вот так размахнулась Континентальная Хоккейная Лига.
Сергей Гимаев: А тот же Хабаровск и Новосибирск вы не назвали, что там увеличилось количество зрителей. Потому что там невозможно, там на всех матчах аншлаг. Восемь тысяч и семь сто — всегда полный.
Ведущий: А если говорить о том, что хоккей может объединить страны СНГ — вообще это реально получить больше команд из других стран? Вообще они смогут конкурировать? Нужно это, не нужно — расширять надо ли Континентальную Хоккейную Лигу, не надо, до какого предела? Ну, а почему нет? Предлагают в Японию отправиться. Одни говорят: в Японии замечательные хоккеисты и там надо искать рынки сбыта и т.д. Монголию заставим играть в хоккей…
Борис Майоров: Один японец сейчас играет в Национальной хоккейной лиге.
Сергей Гимаев: Прилично играет…
Ведущий: Ну прилично же играет!
Борис Майоров: Ну, это не значит, что Япония — хоккейная страна.
Ведущий: На сегодняшний день в Континентальной Хоккейной Лиге, помимо российских клубов, играют команды Казахстана, Беларуси и рижское «Динамо».
Сергей Гимаев: На самом деле это базовые команды национальных сборных — и в Минске, и в Риге, и в Астане тем более. И потом действительно там аншлаг, они соскучились по хоккею. Ведь и Минск, и Рига играют в своей Восточно-Европейской лиге, а уровень хоккея там совсем другой. А в Астане вообще не было хоккея. И вот за полтора года — с нуля, там не было никогда хоккейной команды — сделали команду, которая… ну весь Казахстан на нее смотрит. За счет кого мы можем расшириться? Украина — она скорее всего будет через несколько лет. Но на данный момент у них нет ни одного дворца, соответствующего лиге.
Борис Майоров: И средств нет, Сергей.
Сергей Гимаев: Ну, они пытаются. Средства они могут найти на команду. Лучшая команда «Сокол» играет на катке, который вмещает две тысячи. Вот единственный каток.
Регина Севостьянова: С другой стороны, Беларусь, например, очень сильно переживает по поводу того, что Минск принимает участие в КХЛ, потому что они считают: создалась команда, «обертка», которая классная и все на нее смотрят, но национальный чемпионат умирает, потому что он считается второсортным теперь.
Виктор Шалимов: Любая страна, любой город будут стремиться направить именно сильнейшую команду, что это в какой-то степени получается как бы сборная. И не будем забывать, что и Риге, и Астане, и Минску разрешили же больше легионеров иметь. Поэтому если посчитать все вместе, то получается, что у них легионеров там… я вот не знаю, сколько там точно, но гораздо больше легионеров, им разрешили играть для того, чтобы подтянуть это…
Ведущий: Напоминаю, что сегодня посредством телемоста мы общаемся с Астаной, Казахстан, наш гость Максим Карташов, заведующий отделом пропаганды Казахстанской федерации хоккея. Максим, и все-таки основной вопрос нашей программы, который сформулирован следующим образом: сможет ли Континентальная Хоккейная Лига составить конкуренцию заокеанской Национальной хоккейной лиге? Как у вас считают в Казахстане и ваше личное мнение на эту тему, пожалуйста.
Максим Карташов: Прежде всего я хочу сказать о том, что мы на протяжении нескольких лет добивались того, чтобы наши лучшие клубы были представлены в открытом чемпионате России. Наконец при поддержке Главы государства этот вопрос был решен. С этого года мы получили такую возможность. Надеюсь, в скором времени получит такую возможность клуб «Торпедо» (Усть-Каменогорск), тоже клуб с богатыми хоккейными традициями, кузница кадров казахстанского хоккея. И надеюсь, наша лига и дальше будет развиваться. А в том, что это будет успешная лига, у нас никаких сомнений нет. Уже с первого сезона лига взял с места в карьер, и о том, что это на самом деле успешная лига, говорит — вы правильно сказали — посещаемость. На наших матчах всегда аншлаги и невозможно купить билеты — сегодня это проблема.
Ведущий: Максим, много говорят о том, что Континентальная Хоккейная Лига должна развиваться. На ваш взгляд, куда она должна развиваться — на Запад или на Восток? И до какого количества команд, как вам кажется?
Максим Карташов: Знаете, мы поддержим оба решения — будет ли она развиваться на Запад или на Восток. Мне кажется, прав Вячеслав Фетисов, когда говорит, что большой потенциал имеют клубы Японии, Китая, Кореи, то есть этот регион. И нам было бы интересно играть и с западными командами. Поэтому мы считаем, что у лиги очень большое будущее, и нам надо дальше развиваться вместе в этом направлении.
Ведущий: Спасибо вам. Напоминаю, что посредством телемоста мы только что общались с Казахстаном, Астаной, на связи был Максим Карташов, заведующий отделом пропаганды Казахстанской федерации хоккея. Огромное вам спасибо за беседу.
Источник: Официальный сайт ХК «Барыс»
hc-barys.kz
...или войдите через аккаунт соцсети