1 июня 2006 (09:14)Маленький гигант большой трассы
В минувшее воскресенье в Алматы прошел первый этап чемпионата Казахстана по картингу.
В этот день соревновались и байкеры, но на мини-байках выступали исключительно гости из Киргизии, поскольку в нашей стране этот спорт еще не прижился. Хотя именно маленькие, словно игрушечные, мотоциклы вызвали у алматинцев повышенный интерес. Болельщики не верили своим глазам: 50-сантиметровую “хонду” оседлал стокилограммовый наездник и гонял на ней по площади “Астана” на скорости 30-40 км/ч. На хорошей трассе этот мини-байк можно разогнать и до 70. Киргизские мини-байкеры уже второй год соревнуются между собой, но казахстанцы не спешат им составить конкуренцию. В Алматы вице-президент киргизской федерации картинга и мини-байка Павел НЕГРАШ привез 26 гонщиков.
- Как бы вам ни обидно было это слышать, - заводит разговор гость из Киргизии, - но в мини-байке мы идем впереди вас на шаг, если не на километр. У нас этот спорт сейчас стал очень модным, а у вас за него почему-то никто не берется. Хотя по всему миру, особенно в Европе, мини-байки сейчас пользуются огромной популярностью. Нашу федерацию финансирует аким Бишкека и лично контролирует, как развивается мини-байк. А почему у вас все так глухо - не понимаю... Возле мини-байков огромный ажиотаж. Каждый стремится лично протестировать “маленького гиганта”. У некоторых экземпляров даже движок с водяным охлаждением. Ну чем не “харлей дэвидсон” в миниатюре? Не успели киргизские гости припарковать своих “ пони”, как сразу же нашлись покупатели. Три мини-байка пришлось продать: уж слишком настойчивы были купцы. Китайская “хонда” стоит около 250 долларов, а ее европейский близнец “блато” - в десять раз дороже. Бишкекчане гоняли по алматинской площади на “китаянках” .
- Мы же не миллионеры, чтобы сразу отдать 2500 долларов за европейский мини-байк, - смеется Павел Неграш. - Мы лучше постепенно эти же две с половиной тысячи потратим на китайский мотоцикл за $250. Мы, по сути дела, покупаем коробку, а начинку делаем на свой вкус: ставим новый движок, меняем клапаны. Большинство гонщиков по профессии - механики, многие работают на СТО, так что в умелых руках эти мини-байки превращаются в истребителей.
Среди участников чемпионата - две женщины. Ольга ЯНИНА спешно надевает шлем, и ее уже не отличить от других гонщиков.
- У нас вся семья больна мотоспортом, - говорит Ольга. - Мой муж еще с советских времен занимается картингом, и меня с сыном постепенно втянул. Я гоняю на мини-байке, потому и ощущаю себя королевой автострады. Он маленький, да удаленький!
В Казахстане же пока и с одним картингом не могут разобраться. Существует целых две федерации автомотоспорта, а картингисты как мыкались без спортивной базы, так и мыкаются. И чемпионат Казахстана для гонщиков, словно праздник: хоть пару дней на нормальной трассе погонять. Трассой картингисты называют Старую площадь южной столицы.
- Мы предоставлены сами себе, - комментирует ситуацию Олег ТРУФАНОВ, алматинский гонщик. - Вот купили картинг, починили его - участвуем в соревнованиях. Нашли деньги на поездку в Киргизию - поехали к ним посоревновались. Нет - сидим дома. А тем временем наши федерации который год выясняются отношения, и каждая тянет на себя одеяло. Давно бы уже построили новую трассу, а та, что осталась нам от Советского Союза на Капчагае, напоминает минное поле: вся в рытвинах и ямах, на ней потренируешься, потом месяц картинг ремонтируешь. Вот в Караганде Николай КУКУШКИН взялся за развитие картинга самостоятельно, не стал ждать помощи от руководителей, нашел спонсоров, построил новую трассу, и его ребята сейчас самые лучшие в стране, за ними никто угнаться не может.
На первом этапе чемпионата карагандинцы подтвердили свой класс. В командном зачете они стали первыми, второе место заняли алматинцы, бронзовые медали достались бишкекским картингистам.
- Все пилоты “Формулы-1” сначала были картингистами, - гордится этим фактом Олег Труфанов. - Михаэль и Ральф ШУМАХЕРЫ, Фернандо АЛОНСО сменили картинги на болиды. Кто знает: если бы у нас серьезно за картинг взялись, может, и из казахстанцев кто-нибудь был в рядах именитых пилотов “Формулы”.
Марина Имаева
"Время"
...или войдите через аккаунт соцсети