5 сентября 2007 (21:21)Марат Игликов: "кому нужны гении?"
Марат ИГЛИКОВ - единственный на постсоветском пространстве педагог, разработавший уникальную методику преподавания детям шахматных азов буквально с пеленок. Первые уроки игры в шахматы Игликов получил от отца, который частенько коротал время за клетчатой доской. В пять лет Марат обратился к нему с просьбой сыграть партию. К удивлению родителя, сын правильно расставил фигуры и даже сделал несколько ходов. Уже очень скоро талантливый малец легко обыгрывал взрослых. Отец, желая развить способности сына, настойчиво заставлял его играть. В итоге у Марата выработалась стойкая неприязнь к шахматам. И только когда у него самого должна была родиться дочь, он вновь вспомнил про свое детское увлечение.
- К роли отца я начал готовить себя за 16 лет до рождения моего первого ребенка, - рассказывает Марат Игликов. - Собрал обширную библиотеку педагогической и детской литературы. И перед самым появлением дочурки открыл, что шахматы - это универсальный способ развития у ребенка интеллекта, характера бойца, пространственного воображения, гибкости мышления и многого другого. Я разработал целую концепцию. Ведь в жизни, как и в шахматах, чтобы добиться успеха, надо мыслить концептуально. В игре побеждает не тот, кто думает отдельными ходами, а тот, кто мыслит планами.
Свою методику Игликов сначала испробовал на собственных детях. Результаты оказались поразительными. Дочь Малика заговорила в 5 месяцев, а в два с половиной года сыграла первую партию в шахматы. В пять лет выполнила третий разряд, а в шесть, будучи самой юной участницей чемпионата Казахстана среди девочек до 10 лет, стала его призером. В восемь лет она на равных сыграла в отборочном турнире женского чемпионата мира с мастером спорта, членом сборной Казахстана Асей СОН. Игра длилась четыре часа (!), и в эндшпиле Малика имела лишнее качество и все шансы на победу, однако усталость и отсутствие опыта не позволили ей довести игру до логического завершения. В 13 лет она выполнила норматив кандидата в мастера.
Сына Сержана Марат начал знакомить с шахматами в грудном возрасте. Уже в шесть месяцев, еще не умея говорить, тот различал все фигуры. В пять лет оказался самым юным участником первенства Казахстана до 10 лет и выполнил 3-й разряд. В девять лет стал участником шахматного турнира в программе Всемирных юношеских игр в Москве. В 2002 году в 12 лет стал бронзовым призером в турнире на приз чемпиона мира Анатолия КАРПОВА.
Сегодня среди учеников Марата Игликова много детей разного возраста. Его система работает и приносит ощутимые результаты в воспитании.
- У меня есть семья АЙТЖАН, с которой я работаю уже 13 лет. Сначала преподавал старшему сыну, потом появился его брат Амир, и я продолжил работу уже с ним. Кстати, он в 8 лет сделал маленькое открытие в шахматах - значительно упростил расчет в одной известной позиции.
Причем сделал это играючи, чем очень удивил меня. Мне частенько приходится работать с талантливыми детьми, но беда в том, что родители этих гениев, пытаясь внести “вкусовую правку” в гениальность ребенка, губят все на корню. Однажды меня пригласили в одну очень богатую семью. У них были серьезные проблемы с сыном: его выгнали из первого класса частной школы. Мама сказала мне, что сын страдает аутизмом, то есть полностью погружен в себя. Я ожидал всего чего угодно, но только не того потрясения, которое мне довелось пережить. Ребенок оказался гением! В свои семь лет он был великолепным знатоком географии, истории, биологии, астрономии. Причем знания эти были не результатом тупого заучивания, а плодом вполне осмысленного изучения. Мы долго говорили с ним. Ребенок впервые встретил взрослого, которому были интересны те же вещи, что и ему. Он прижался ко мне и спросил: “Дядя Марат, я - дурак?”. “Нет”, - ответил я. “А почему они меня ненормальным считают?”.
Выйдя к маме, я сказал: “Вы - мама гения. Мамой гения быть трудно, но вам надо проявить такт по отношению к сыну и не позволить сломать его другим людям. У вас для этого есть финансовые возможности”. На что она ответила: “Мне не нужен сын-гений. Мне нужен нормальный бизнесмен”. Вот это и есть вкусовая правка, о которой я говорю.
В своей концепции Марат не стал изобретать велосипед, а обратился к опыту казахской народной педагогики.
- Как известно, казахи не знали музыкальной грамоты, и тем не менее они успешно обучали детей игре на домбре с самого младшего возраста. Делали они это методом, который в современной педагогике получил название “с руки”. Схожим методом пользуюсь и я.
Пока педагогический талант Марата Игликова востребован лишь среди обеспеченных людей. Государство, к сожалению, не проявляет интереса к его методике. Приглашали работать в Россию, но он отказался: мечтает быть полезным на родине.
Надежда ПЛЯСКИНА, Алматы
Газета Время
...или войдите через аккаунт соцсети