Михаил Кукушкин: «Наше сотрудничество получилось взаимовыгодным»
Один из лидеров сборной Казахстана по большому теннису Михаил Кукушкин, не лучшим образом выступив на мюнхенском турнире BMW Open, продолжает подготовку к следующим стартам в Германии.
О планах на будущее он рассказал корреспонденту «Sports.kz» в Германии Мирону Гойхману.
— Ваше выступление на мюнхенском турнире получилось не очень удачным…
— Хотелось, конечно, большего, но не получилось показать здесь лучшую игру, и я вылетел уже в первом круге. Возможно, дело в не очень привычных условиях, Мюнхен расположен на небольшой высоте, и это не очень подходит для моего стиля игры. Ну что ж, сделаю выводы и уже готовлюсь к следующим турнирам. Я проведу еще неделю в Мюнхене, так как здесь хорошие условия для подготовки к будущим турнирам. Потом поеду в Рим.
— Ваша гостиница расположена в двух километров от кортов, на которых проходил турнир BMW Open. Смотрели матчи турнира?
— После того, как сам выбываешь, уже нет такого интереса смотреть, как играют остальные. Слежу, понятное дело, за результатами, но игры почти не смотрю. Важнее потратить время на свои тренировки.
— Вы впервые играли в Мюнхене, хотя в Германии бывали не раз?
— Да, ну, это по ситуации. Ранее я играл несколько Челленджеров в Германии. Может и не так часто, но бываю в этой стране. Мой менеджер Штефан из Мюнхена, поэтому здесь проще организовать тренировочный процесс. Его компания «Глобал Спорт» работает со многими известными теннисистами, такими как Южный, Стаховский, Типсаревич и другие.
— Вы уже несколько лет играете за Казахстан. Были ли какие-то связи с этой страной ранее?
— Я в первый раз был в Казахстане лет 6 назад, и мне очень понравилось там. Это был один из первых моих взрослых турниров, потом я не раз играл в этой стране. В России ко мне не было особого интереса со стороны Федерации, никакой помощи. Поэтому мне было очень тяжело в начале моей профессиональной карьеры. Я к тому моменту был уже два года где-то 150-м в мировом рейтинге, и все говорили, что я вполне могу войти в сотню. Но для этого нужны были условия. И потому я с радостью согласился на предложение из Казахстана. Думаю, что сделал правильный выбор, и наше сотрудничество получилось взаимовыгодным. Это касается и других моих коллег — у всех после принятия решения играть за Казахстан результаты прогрессируют.
— Ваш нынешний рейтинг позволит сыграть на Олимпиаде?
— Да, вроде бы я попадаю туда. Уже ради этого стоило, наверное, сменить теннисное гражданство.
— С таким рейтингом Вы могли бы и за Россию выступать…
— Думаю, что в России я бы не мог так прогрессировать. Может, кто-то в России и жалеет сейчас, что я играю за другую страну… В основном, наверное, болельщики.
— Не предлагали вернуться и играть за Россию?
— Нет, не предлагали.
— Вы ведь родились в Волгограде, там и начали играть в теннис?
— Да, я начал тренироваться с 6 лет у своего отца. Но условий для тренировок в Волгограде особых не было. Приходилось тренироваться рано утром на половине корта, иногда — вшестером. Не было и средств, чтобы играть в турнирах. Поэтому на первые соревнования ездил один, иногда просто договаривался с друзьями, жил у них. Не раз бывали ситуации, когда ездил на турниры с последними долларами в кармане и если бы проиграл, то просто, может быть, закончил бы с теннисом. Но потом выигрывал и продолжал дальше. Ну, вот так, постепенно-постепенно, немного поднялся в рейтинге.
— В те же годы там начинал и Андрей Голубев?
— Да, он из Волжского, что рядом с Волгоградом. Иногда мы с ним пересекались на турнирах и вот спустя много лет играем в одной сборной.
— А сейчас где живете?
— Сложный вопрос. 90 процентов времени я провожу в поездках и тренировочных сборах. Остальное время — или в Москве, или в Казахстане. Родители по-прежнему живут в Волгограде, но я не был там уже года два. Отец, конечно, следит за моими выступлениями, часто звонит, что-то советует. Его советы по-прежнему очень ценны для меня, ведь он, как никто другой, знает мои плюсы и минусы.
— Кто сейчас Вас тренирует?
— В последние три года меня тренирует моя жена. Она играла в теннис, а потом работала детским тренером в знаменитой школе «Спартак» в Москве. С ней я готовился к Кубку Кремля, одному из первых моих крупных турниров, где сыграл очень удачно — начав с квалификации, вышел в полуфинал, — и с тех пор так и работаем вместе. Мой прогресс в последние годы во многом достигнут благодаря нашей совместной работе.
— Этот год начался для Вас с очень удачного старта в Австралии, где Вы впервые на турнире Большого шлема вышли в четвертый круг.
— Да, у меня была очень хорошая подготовка в межсезонье, и она дала результат. Очень рад, что мой труд не пропал.
— С другой стороны, это знак, что Вы готовы и к дальнейшему прогрессу? Какие планы на этот сезон? Есть задача занять какое-то место в рейтинге или просто, главное, — играть от турнира к турниру?
— В теннисе сложно что-то планировать, так как ситуация все время меняется. Можно выиграть турнир, но потерять в рейтинге, так как сгорают очки за прошлый год. Конечно, хотелось бы подниматься в рейтинге, но важнее прогрессировать и в технике, и в тактике, и в физической подготовке, становиться более разнообразным игроком. Тогда и результаты будут.
— Сейчас теннис становится более силовым и менее комбинационным. Какой стиль Вам ближе?
— Да, согласен с Вами. В последние годы ATP делает более медленные корты, чтобы были более долгие розыгрыши, поэтому физическая подготовка играет большую роль. Молодым стало сложнее пробиться, сейчас средний возраст игроков первой сотне — 27 лет. Мне в этом плане, в плане физики, непросто, это не мой конек. Поэтому компенсирую чем-то другим, стараюсь играть более комбинационно. С другой стороны, изменения в подготовке кортов, в использовании мячей приводят к тому, что стало больше травм, которых и я не избежал. Многие недовольны этим, но есть и те, кому изменения нравятся. Я все же сторонник комбинационного стиля, стараюсь много анализировать, играть по месту.
— Впереди еще в этом году много турниров. Какие их них будут иметь для Вас особое значение?
— Это, конечно, турниры Большого Шлема, Олимпиада и Кубок Дэвиса. К ним все стараются выйти на пик формы.
— После Австралии от Вас будут ждать таких же успехов и на других крупных турнирах…
— Ждать конечно, будут, но посмотрим, как получится. Многое, конечно, будет зависеть от жеребьевки, от моей формы, от игры соперников. Ну, буду стараться порадовать своих поклонников.
— Сборная Казахстана в прошлом году играла на Кубке Мира в Дюссельдорфе. Понравилось там?
— Да. К сожалению, мы в этом году не попадаем туда по рейтингу. Там очень интересный турнир. С одной стороны — он командный, с другой — и личный рейтинг там можно пополнить. Ну, у нас сейчас сильная команда, и, думаю, там мы еще сыграем.
— В прошлом году сборная Казахстана хорошо выступила и в Кубке Дэвиса, в этом сыграли там не так удачно…
— В этом году нам предстоит плей-офф за право остаться в высшей лиге. Надеюсь, мы справимся с этой задачей, а в следующем году постараемся выступить посильнее.
— Когда играете за сборную, есть ощущение, что играете за свою страну?
— Я уже четыре года играю за Казахстан и уже с самого первого года понял, что такое — играть за страну, особенно когда выступаем дома и чувствуем поддержку своих болельщиков. Это незабываемые эмоции. Да и на выезде эмоций масса. Невозможно просто выйти и бездушно отыграть, когда за тебя болеет вся страна.
Мирон Гойхман,
собственный корреспондент «Sports.kz» в Германии
...или войдите через аккаунт соцсети