6 июня 2008 (10:46)Могучие тоже уходят
В конце мая 2008 года спортивная общественность Казахстана проводила из большого спорта знаменитого борца греко-римского стиля супертяжеловеса Георгия Цурцумия. Многочисленные болельщики, собравшиеся во время чемпионата страны на трибунах алматинского учебно-спортивного комплекса «Достык», долго аплодировали своему любимцу, а гигант в подаренном ему чапане выглядел растерянным, смотрел куда-то мимо тысяч верных поклонников: то ли в непредсказуемое будущее, то ли в легендарное прошлое
Казахстанцем Георгий стал в 2002 году, а до этого жил в Грузии и выступал за эту страну. Правда, начальный период спортивной карьеры у него в основном прошел в кадетской и юниорской возрастных группах, а во взрослом разряде Цурцумия успел тогда серьезно «засветиться» лишь однажды, став пятым на чемпионате мира-2001.
Переехав в Казахстан, молодой борец под руководством наших опытных тренеров предпринял блистательную попытку прорыва в элиту мировой греко-римской борьбы. Особенно удачными для него стали 2002-2004 годы. В первом же серьезном старте за сборную Казахстана на Азиатских играх в Пусане-2002 Цурцумия выиграл золотую медаль, а через год стал первым на чемпионате Азии, Кубке Азии и Кубке мира, поднялся на третью ступеньку пьедестала почета на чемпионате мира. В год Афинской Олимпиады Георгий вновь сильнейший в Азии
Отправляясь в Афины, наш тяжеловес уже серьезно рассчитывал побороться за медаль: стартовая площадка позволяла надеяться на благоприятный исход и олимпийского турнира. В то же время и Цурцумия, и тогдашний главный тренер сборной Казахстана Юрий Мельниченко отдавали себе отчет в том, что «зацепиться» в Греции даже за «бронзу» будет невероятно сложно.
В большом спорте нередко употребляется слово «рубка»: это когда речь идет о предстоящей или прошедшей бескомпромиссной схватке. Стенка на стенку, один на один неважно, главное, там на кону стояло все. И, отправляясь на такой «лесоповал», спортсмены интуитивно чувствуют, какая у них будет участь: лес рубить или щепкой летать. В Афины явно за «золотом» ехал чемпион мира 2003 года россиянин Хасан Бароев неимоверно сильный атлет, гибкий тактик и технично оснащенный борец. Ну а за американцем Рулоном Гарднером олимпийским чемпионом Сиднея еще четыре года назад закрепилась слава победителя самого Александра Карелина. 13 предыдущих лет сибирский богатырь вообще никому не проигрывал, а на Олимпиаде 2000 года вдруг уступил в один миг прославившемуся Гарднеру.
К слову, предыдущее поражение Карелин на чемпионате СССР потерпел от казахстанца Игоря Ростороцкого, об этом сегодня мало кто помнит, но сам факт весьма любопытный.
Итак, Хасан Бароев, Рулон Гарднер
Как минимум двоих очень серьезных противников Цурцумия уже знал, обоим в 2003 году проигрывал. Еще, правда, не факт, что на олимпийском ковре Георгию предстояли поединки с обоими фаворитами, но готовиться к ним надо было непременно. Надеяться на неудачу соперников наивная позиция, рассчитывать на авось заранее отводить себе место среди жертв «лесоповала». И наш борец целенаправленно готовился к поединкам с фаворитами Олимпиады, не забывая при этом и об остальных участниках Игр. Например, о своем давнем сопернике еще по сборной Грузии Мариане Георгадзе, которому в прежние годы чаще тоже проигрывал.
Стартовый поединок Олимпиады Цурцумия проводил с хозяином ковра Ксенофоном Куциумпасом. Мощная поддержка трибун, желание не ударить лицом в грязь перед земляками все это придало греку дополнительные силы. И он пошел в открытое сражение, забыв о том, что перед ним бронзовый призер последнего чемпионата мира.
Грек повел в счете (2:0), но постепенно Цурцумия стал нащупывать слабинки в его действиях. Отыграл один балл, другой, а когда судьи подняли руку Георгия, переживавшие за него земляки вздохнули с облегчением. Все-таки дебют на Олимпиаде очень волнующий и ответственный момент в биографии любого спортсмена.
После победы над хозяином ковра казахстанец проиграл своему давнему сопернику Мариану Георгадзе, взял верх над шведом Эдди Бенгсоном, сенсационно выиграл у Рулона Гарднера и в финале уступил Хасану Бароеву. Серебряная медаль Олимпийских игр в Афинах стала наивысшим достижением Георгия Цурцумия за все годы выступлений на международной арене.
И вот грустный момент прощания с большим спортом. Журналисты недоумевали: наши знаменитые палуаны Жаксылык Ушкемпиров, Даулет Турлыханов и многие другие с успехом выступали в возрасте далеко за тридцать, а Георгию до такого юбилея еще несколько лет.
Да, 28 лет это не тот возраст, когда следует завершать спортивную карьеру, согласился Цурцумия. Но у меня случилась серьезная травма. В третьем периоде финальной схватки чемпионата Азии, на котором проходил отбор на Олимпийские игры в Пекин, у меня «вылетело» левое плечо. Причем само движение проходило уже за ковром. Были сделаны снимки, и врачи вынесли приговор: восстанавливаться надо целых шесть месяцев. При любом ходе лечения, в том числе и после хирургического вмешательства, гарантий полного восстановления дать никто не может. Если б такие гарантии были, то я, безусловно, остался бы в спорте. В легких весовых категориях с такой травмой люди выступают и дальше, а в тяжелых, увы, нагрузки иные
И еще. Я очень расстроен, что из-за травмы не смог завоевать путевку на Олимпийские игры в Пекин. После Афин мы решили не только пробиться на следующие Игры, но и завоевать в Китае самое высокое место. Три с половиной года готовился, получал травмы колена, правого, затем левого плеча. Очень обидно, конечно, заканчивать карьеру именно так
О своих дальнейших планах Георгий Цурцумия только и произнес: «У меня все будет нормально»
И уехал, не досмотрев соревнований. В тот день он получил в подарок от Ассоциации борьбы Казахстана и лично Даулета Турлыханова две автомашины. Но что ощущал он в душе, осталось «за кадром».
Юрий Лифинцев
Казахстанская правда
...или войдите через аккаунт соцсети