...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Другие


27 марта 2009 (10:47)

Мотобайки из жизни

Мотобайки из жизни

Даже далеким от мотоспорта людям наверняка приходилось слышать байку о развалившемся мотоцикле и спортсмене, который бегом пересек финишную черту с рулем в руках. Так это не байка, а реальный случай из спортивной карьеры Рафата Мухамедова, старшего из братьев в знаменитой паре казах­станских мотогонщиков. Вспоминая тот день, 32-кратный чемпион Казахстана и сегодня не может удержаться от смеха.

— Мы ехали квалификационный кросс на 75 километров, — рассказывает Рафат Мингалиевич. — Надо было сделать три круга. Я заметно оторвался от остальных участников. Приближаюсь к финишу. Метров пятьсот всего оставалось, когда тот казус произошел. Я почувствовал, как мотоцикл подо мной… упал. Смотрю вниз, а трубу в том месте, где двигатель крепится, как ножом срезало. Мотоцикл переломился пополам и держится только на тросах сцепления и газа. Я быстро их отсоединил. На передней части остались руль, бензобак и переднее колесо. Сзади — мотор, сиденье и заднее колесо. Схватил что ближе да легче — и побежал. Все равно успел первым. Пересекаю финиш, а кругом все аплодируют. Смеху столько было!

— Как вышло, что мотоцикл так неожиданно сломался?
— Трасса была ухабистая. Очень жесткая. Или просто нагрузки не выдержал, или дефект какой­то в трубе был. Она сломалась в месте крепежа. Мотор оборвался раньше и нижней частью терся о кочки, когда я ещё ехал.

— Вообще ремонтом часто приходилось заниматься?
— Поломок разных много было. И на спущенных колесах приезжали. На среднеазиатских соревнованиях у меня однажды рама лопнула. Пришлось заезд пропустить, пока её заварили. Мотоциклы то, видите, какие в пятидесятых годах были (перебирает старые фотографии. — Авт.). Самые первые, дорожные, которые ещё из Германии пришли в счет репараций. Дай современным спортсменам на таких прокатиться, так даже интересно, как бы они себя почувствовали. Амортизаторов вообще не было. Жестко сидеть. На кочку заезжаешь, а тебя подкидывает. Это потом уже стали свои выпускать. Московский завод начал делать и Ковровский. Спортивные мотоциклы ещё позже появились, где­то в шестидесятых. Мы тогда не просто их ремонтировали. Делали все сами. Облегчали, урезали, вырезали, форсировали двигатели. Для каждого вида соревнований по-своему мотоцикл переделывали.

— Вас этому кто­то учил?
— Жизнь. Кто как мог, так и делал. Снимали цилиндры, там перепускные окна есть. Мы их расширяли. Для этого изгибали напильники, по миллиметру все это вручную выскабливали. Кто лучше других сделает, да если ещё и едет хорошо, значит, первое место себе обеспечил.

— Когда-нибудь пробовали подсчитать, сколько мотоциклов прошло через ваши руки?
— Это сложно. Даже примерно не возьмусь сказать. Я начал выступать пятнадцатилетним пацаном в 1949 году. Прав ещё не было, но на фигурное вождение меня допускали. Там препятствия разные на закрытой площадке, стакан воды с места на место перевезти надо было. А свою последнюю гонку я в Ташкенте проехал в 82-м году. Там проводили мотокросс и пригласили ветеранов со всего Союза. Мне уже 48 лет тогда было. Получается, что больше тридцати лет я ездил. Во всех видах. А их много — ипподромные, многодневные, ледовые, гаревые, кроссовые, шоссейно-кольцевые гонки. В мотобол играли. И для каждого вида отдельный мотоцикл был. Как тут подсчитаешь.

— А самый любимый вид у вас какой был?
— Мы с братишкой везде выступали. Есть такие гонщики, которые кросс, например, хорошо ездят, а на льду и ещё в каких­то других видах не могут. А у нас везде получалось. Мы универсальные спортсмены были, постоянные члены сборной команды Казахстана. Поэтому я не разделял дисциплины на любимые и нелюбимые. Мне все нравилось.
— Расскажите про мотобол. Игра для современного Казахстана экзотическая.
— Мотобол для нас начинался с мяча. В Союзе эту игру стали культивировать в 62-м году. Казахстан сразу откликнулся, мы начали её осваивать. Мотоциклы подготовили. Мяч особый нужен был. Он как футбольный, только гораздо больше, диаметром 40 см. Возможности приобрести настоящий мотобольный мяч не было. А тренироваться надо. И мы нашли выход. Покупали в аптеках так называемые медицин­болы. Потрошили их. Высыпали оттуда опилки, заправляли футбольную камеру и накачивали. Мяч все равно получался меньше, чем нужно. Он чуть больше баскетбольного был. Слишком легкий. Чтобы пнуть настоящий мотобольный мяч, надо хороший удар иметь. Но все­таки заниматься уже было можно.

— И как вы тренировались?
— На стадион нас не пустили. Сказали, что газон испортим. Выезжали за город. Искали подходящую по размерам ровную площадку, обозначали камнями ворота и играли. Там свои сложности. Недостаточно просто хорошо ездить на мотоцикле. Надо ещё по-футбольному хоть немного соображать. Без технико­тактических действий никуда — оборона, нападение. Команда состоит из пяти человек. Бить мяч можно ногой и колесом. Все пробовали, учились.
— Вратарю хуже всех, наверное, было?
— Да, в воротах непросто стоять. Вратарь тогда ещё тоже с мотоциклом играл (по новым правилам голкипер теперь пеший, на мотоциклах ездят только четыре полевых игрока. — Авт.). И когда он ловил мяч или отбивал его, был обязательным контакт вратаря с мотоциклом. Иначе назначается одиннадцатиметровый. Да и другие сложности подстерегали. Однажды на тренировке случай был. Еду я с мячом на ворота. Скорость большая, чувствую, что попаду, гол будет. Бью по мячу и вижу, что уже в ворота заезжаю. Я мотоцикл на бок положил, залетаю вместе с ним прямо под штангу. Её как срезало. И верхняя перекладина прямо на вратаря падает. Старков Боря у нас тогда на воротах стоял. Хорошо, цел остался.

— У казахстанской команды какие результаты в мотоболе были?
— Уже через год, в 63-м, состоялись первые всесоюзные соревнования. Участвовали восемь российских команд и среднеазиатская зона. Сначала мы выиграли все матчи в своем регионе. Играли навылет. Потом прошли все предварительные встречи до финала. В полуфинале обыграли московский «Спартак». И вышли в финал, где нашими соперниками стала команда из города Кропоткина. Играли в Москве на стадионе «Строитель». Много зрителей было. На восьмой минуте первого тайма я забил первый гол, мы повели. Во втором наша команда забила ещё два гола. Так со счетом 3:0 мы выиграли первый чемпионат Союза по мотоболу и получили первый Кубок журнала «За рулем».

— Вам довелось покататься на современных мотоциклах?

— Я и сейчас проехать могу. Соревноваться — уже нет, конечно. А прокатиться — пожалуйста. Современные гонки — это немного другое, чем у нас было. Сейчас такая техника, что спортсмену с ней ничего и делать не надо. Только садись и езжай. Она не ломается. Мощность огромная, динамика, скорость. Многие спортсмены просто физически не могут в полной мере использовать все её возможности. Выдыхаются. Нам важно было уметь напильниками работать, а современный спортсмен между гонками в тренажерном зале должен себя готовить. Но тут другие сложности. Если нам мотоциклы спортивные общества выдавали, то сейчас ты сам должен все покупать. А хороший мотоцикл как машина стоит, если не больше.

— На соревнования часто приходите?
— Ни одного не пропускаю. С удовольствием и мотокросс, и автокросс смотрю. У меня травм очень много было. Ноги дважды ломал. В левую руку пластину на шурупах вставляли, чтобы кость правильно срослась. Молодые были, ничего не боялись. А сейчас старые раны наружу вылазят. Неприятно. А на гонки как прихожу, так на душе легко сразу становится.

— Сами машинами не увлекались?
— Я тренером работал в республиканском автомотоклубе. Нам выделили две машины ГАЗ-51. Спецзаказ Министерства обороны, особое клеймо на двигателях было. Автокроссов тогда не было. Мы занимались фигурным вождением, соревновались за экономию горючего. Потом картинг начался. Я тоже катался и в соревнованиях участвовал. Но мотоциклы с самого детства как захватили меня, ещё зеленым пацаном, так и определили всю жизнь. Я — мотогонщик.
Автор: Юлия Копцева izvestia.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети