Тонкая махинация высокопоставленных лиц из Международного союза велосипедистов с целью деморализовать первую в Казахстане профессиональную команду «Астана» с треском провалилась. Нездоровое желание отдельных лиц, а может быть, и целых групп, дергающих за нити мирового велоспорта, указать место в иерархической лестнице молодой и амбициозной команде привело к обратному эффекту. «Астана» не только достойно пережила трудные времена, в новом сезоне она предстала еще более мощной, сокрушительной и звездной, чем когда-либо.
Пессимисты, поторопившиеся после разразившихся с гонщиками «Астаны» допинговых скандалов поставить крест на карьере казахстанской вело-конюшни, должно быть, стыдливо прячут глаза. Можно ли говорить об утрате позиций, репутации и престижа, если в команду пришли такие личности, как Йохан Брунель, Вячеслав Екимов и Альберто Контадор, а соглашение о спонсорстве подписывает всемирно известный бренд? Конечно же нет.
О делах и планах команды на 2008 год мы поговорили с вице-президентом Федерации велоспорта Казахстана Николаем Проскуриным.
Мы не тонущий корабль, нас никто не покинул
- Николай Абрамович, вы подписали всестороннее соглашение с известной в велосипедных кругах компанией. - Поясню, что Федерация велоспорта Казахстана не подписывает подобного рода контракты, в частности, это касается профессиональной вело-команды «Астана». Всеми делами клуба заведует фирма «Олимпус». Все, что принадлежит «Астане», находится на балансе этой фирмы, а она в свою очередь полностью принадлежит Казахстану, то есть нашей Федерации. «Олимпусом» руководит известный специалист и главный менеджер «Астаны» Йохан Брунель. Он же подписал контракт с корпорацией Trek Bicycle, являющейся законодательницей в мире велоспорта. Trek, который выкупил у Nike линию велоспорта, предоставляет нам неограниченное количество современных велосипедов, инвентаря. Мы за это ни копейки не платим, даже наоборот, платят нам.
- После известных событий были опасения, что титульные спонсоры откажутся от дальнейшего сотрудничества с командой. - Спонсоры с казахстанской стороны остались, никто нас не покинул. В этом году мы будем широко освещать деятельность наших партнеров, этим вопросом занимается специально созданная рабочая группа при «Олимпусе».
- Как и кем формировался состав команды на этот сезон? - Вопросами комплектования команды занимается главный менеджер Йохан Брунель. В его компетенцию входит подбор гонщиков и подписание контрактов.
- Финансовые возможности клуба позволяют ему не ограничивать себя в выборе кандидатов? - Бюджет «Астаны» остался таким же, как и в прошлом году.
- Можете назвать точные цифры, если это не секрет? - Скажу, что бюджет достаточный, чтобы содержать команду нашего уровня. У всех про-туровских команд - он практически равный, плюс- минус один-два миллиона евро в зависимости от количества лидеров и от поставленных перед клубом задач.
- Йохан Брунель согласовывает с вами кандидатов? Если не ошибаюсь, в численном плане иностранцев в «Астане» больше, чем казахстанцев. - Он ставит нас в известность. В команде есть гонщики, чьи контракты с нашим клубом еще не истекли. Возможно, Брунель и хотел бы заменить кого-то из нынешнего состава, но не может, пока действует срок контракта. Мы очень хотим, скорее всего, так оно и будет, чтобы в следующем году казахстанцев в команде было больше. Мы создали еще одну команду «Улан». Это дубль «Астаны». Оттуда планируем брать в основу уже подготовленных гонщиков. Это общепринятая норма в большом спорте, как, например, в футболе. Сейчас и про-туровские команды обязывают содержать фарм-клубы.
Желтая майка в коне концов у нас
- Кто в отсутствие Винокурова и Кашечкина считается первым номером? - Сегодня это победитель последнего «Тур де Франс» в составе американской «Дискавери Ченнел» испанец Альберто Контадор. С ним мы подписали контракт на три года. Вторым номером является бывший одноклубник Контадора американец Леви Лейфеймер, ставший на «Туре» третьим. Кроме них есть Андреас Клоден, Максим Иглинский, Андрей Мизуров и другие гонщики. Каждый из них па определенной гонке будет выступать в качестве лидера. Одним словом, собралась довольно серьезная компания. Брунель рассредоточит их по разным гонкам.
- Будет ли меняться экипировка «Астаны»? - Изменений практически нет ни в дизайне, ни в цвете нашей формы. На 90 процентов, она осталась прежней. Нам сначала предлагали ее изменить, но мы не согласились, это наш бренд, нашу экипировку узнают во всем мире. Если и были изменения, то незначительные, всего каких-то 7-8 процентов. Вот прочитал, мол, команда даже цвет формы поменяла. Нет, это неправда.
- Зато поменялся руководящий состав. - Бельгиец Йохан Брунель по праву считается одним из лучших менеджеров в истории велоспорта. В прошлом году он привел к победе Контадора, а до него семь раз приводил к финишной черте американца Лэнса Армстронга. Кроме генерального менеджера у нас работают пять спортивных директоров, двое из которых казахстанцы, это Шефер и Тетерюк. В прошлом году был один Шефер, в этом году взяли еще Тетерюка. Большие надежды связываем с приходом в команду в качестве спортивного директора Вячеслава Якимова, в прошлом двукратного олимпийского чемпиона. С этими людьми нам просто общаться, мы хорошо друг друга понимаем. Как минимум между нами нет языкового барьера. Например, журналисты могут звонить им напрямую и узнавать новости из первых уст. Никаких проблем.
Смеется тот, кто смеется последним
- Звезды в руководстве, звезды в составе... Значит «Астана» после скандальных событий не утратила позиций в мировом велоспорте? - Нас хотели убить, а мы ответили, что будем еще сильнее. Так оно и будет, поверьте. Вы увидите, в нынешнем сезоне везде будут мелькать наш флаг, надписи «Казахстан», «Астана». Болельщики получат в этом году солидную долю адреналина.
- Мировые СМИ, говоря про «Астану», всегда добавляют: казахстанско-швейцарская команда. - Нет. «Астана» - это казахстанская команда. Со всей ответственностью могу заявить, что все права на команду принадлежат исключительно нам. Другое дело, что наш оператор «Олимпус» зарегистрирован в Люксембурге, но опять же эта фирма полностью принадлежит Федерации Казахстана. Международный союз велосипедистов (UCI) обязал нас работать с другим платежным агентом, и мы выполнили их требование. Не скрою, было сложно менять агента, понимаете, вся документация, прочее и прочее.
- Где базируется штаб-квартира клуба? - В Бельгии. Это удобно во всех отношениях. Раньше команда базировалась в Швейцарии, которая не входит в шенгенскую зону. Часто проблемы с визами. С переездом в Бельгию все эти вопросы были решены.
- Почему казахстанская сторона отклонила предложение россиян создать совместный проект? - Вы неправильно информированы. Все дело в том, что 20 ноября это последний срок, когда утверждаются команды континентального тура и про-туровские. Встреча с представителями российского велоспорта состоялась после указанной даты. На встрече было принято решение создать совместную команду, но когда мы обратились в UCI, было уже поздно. Был выбор создать только профессиональную континентальную команду. Для нас в этом пока нет смысла. Решили, что мы создаем свою команду, они свою, а осенью можем объединиться.
- В чем плюс такого проекта для нас? - Мы говорим на одном языке, один менталитет, отличный от европейского или западного. Нам было бы проще и выгоднее иметь невысоко-бюджетную команду, которая показывала бы в принципе те же результаты. В перспективе еще одна про-туровская команда, почему бы и нет? Могли бы организовывать гонки. В Казахстане вообще не проводятся международные гонки. Та же Россия проводит их давно - «Сочинскую», «Пять колец Москвы», гонка в Чите и другие старты. В этом году планируем восполнить пробел, готовим совместный проект с Россией. Маршрут гонки Астана-Кокшетау-Боровое. Это популяризация и велоспорта в стране, и местных курортных зон. Гонщики перелетят затем в Москву и продолжат гонку там. Сроки сейчас согласовываем с UCI.
- Какая роль в этом году отведена «Улану» помимо подготовки резерва? - Иран в азиатском рейтинге опередил нас на 1000 очков. Мы не можем этого допустить. «Улан» в этом сезоне должен закрыть все азиатские гонки и заработать рейтинговые очки. Дома мы должны быть сильнейшими.
Европа не ценит подвигов
- Николай Абрамович, Винокуров заявил о своем уходе именно после вынесенного нашей федерацией решения о дисквалификации до июня 2008 года. - Это не правда. Дело в том что у нас не было другого выхода. В противном случае пас исключили бы из Международного союза велосипедистов. Мало того, UCI был недоволен малым сроком дисквалификации, мол, почему не отстранили на два года. Федерация все же отстояла минимальный срок. По Андрею Кашенкину вообще нет никакого решения. У нас на руках на сегодня нет ни одного документа, подтверждающего его вину. Сейчас он готовится к Олимпийским играм. Вино занимается своими делами.
- Как кандидат на Олимпийские игры Винокуров не рассматривается? - Нет. Он заявил о завершении своей карьеры. Его понять можно, ему обидно. Он при знался, что когда упал на том злосчастном этапе, у него был выбор: сойти с гонки или остаться. Поверьте, и в этом случае Александр был бы героем. А он хотел показать всему миру, какая молодежь должна расти, добиваться своей цели даже через боль и страдания. В итоге все обернулось против него. Это естественно, что изменение в крови происходит, когда идет воспалительный процесс. Это было ужасно. Могу спорить, что ни один человек в мире не повторил бы подвига Винокурова. Ему всю ночь делали операцию. После таких травм не каждый рискнул бы продолжить выступление. А он продолжил, его рвало после наркоза, мучили адские боли в ноге, а он продолжал крутить педали. Просто у нас разный менталитет. Не думаю, что европейцы прониклись его поступком, наоборот, начали подозревать. Были такие идиоты, другого определения и не подберешь, которые заявляли, что Вино упал специально. Это же бред.
- В женском велоспорте, помнится, с помпой встречали переезд в Казахстан олимпийской чемпионки Зульфии Забировой. Вы довольны ее результатами в минувшем году? - Откровенно говоря, Федерация недовольна ее выступлениями ни на международной арене, ни на чемпионате мира, ни на Азиатских играх. Мы ожидали большего. Как говорят в таких случаях, слова разошлись с делом. Последняя надежда - это Олимпийские игры.
- Николай Абрамович, подводя итог нашей беседы, что вы хотели бы сказать и пожелать отечественным любителям велоспорта? - Казахстан не сломить. Нас просто так не спишешь. Этот сезон покажет, кто мы есть. «Астана» будет на подиуме. Мы готовим еще один сюрприз, о нем узнаете через два-три месяца. Могу лишь сказать, что он уже в команде.
...или войдите через аккаунт соцсети