Мырзагали Айтжанов: «Той по поводу своего назначения устраивать не буду»
У сборной Казахстана по боксу — новый главный тренер. 54-летний Дамир Буданбеков, возглавлявший её без малого пять лет, был отправлен в отставку за низкие результаты на последнем чемпионате мира. Его преемником стал 39-летний Мырзагали Айтжанов — наставник сборной Южно-Казахстанской области.
Этот специалист, несмотря на относительно молодой возраст, уже успел заработать хорошую репутацию в мире бокса. Два его ученика — Биржан Жакипов и Еркебулан Шыналиев — становились призерами чемпионатов мира, а Шыналиев к тому же завоевал «бронзу» пекинской Олимпиады. Ни того, ни другого в Милане не было. Да и их тренер оказался вне сборной Казахстана на этом турнире. Свое назначение на пост главного тренера Мырзагали Куланович воспринял спокойно и признался в интервью нашему изданию, что у казахстанского бокса ещё будут светлые времена.
— Мырзагали Куланович, расскажите немного о своей карьере. Вы ведь довольно поздно пришли в бокс?
— Нет, не поздно. Боксом я стал заниматься в 1983-м, когда мне было тринадцать лет. Я рос в ауле и был хорошо развит физически. Мы тогда целыми днями пропадали на улице, играли в футбол, боролись, дрались. Это не как сейчас — ребенка сначала водят в бассейн, потом на гимнастику, потом на бокс или на борьбу. В те времена мы занимались спортом сами, да и по дому, хозяйству было много обязанностей. Поэтому я был готов к физическим нагрузкам и очень хотел научиться драться. И у меня сразу стало неплохо получаться. Уже через четыре года я был финалистом чемпионата СССР, стал мастером спорта, вошел в состав сборной. Годом позже, в 1988-м, выиграл чемпионаты СССР и Европы среди юниоров, получил звание мастера спорта международного класса. Побед было много — неоднократный чемпион Казахстана, победитель и призер различных международных турниров. Где-то становился первым, где-то вторым — в Корее, Индонезии, Турции, Болгарии. Отличные были годы.
— При этом тренировать вы начали довольно рано — в 26 лет.
— Не соглашусь, не рано. Я ещё сам боксировал, но поскольку любил бокс и хотел передавать свои знания молодым, решил попробовать себя и в качестве тренера. Я, если честно, очень хотел попасть на Олимпийские игры, но, увы, не получилось. Поэтому в 1998-м, ещё боксируя, я уже решил окончательно перейти на тренерскую работу — как говорят у нас в спорте, забил гвоздь и повесил на него перчатки. Те ребята, которых я готовил к турнирам, начали завоевывать медали — кто-то на областном уровне, кто-то на республиканском. В 2000-м меня назначили старшим тренером Южно-Казахстанской области. И вот до сегодняшнего дня работал тут. За это время наша область выиграла две Спартакиады — в 2001-м и 2007-м в Астане и Караганде. На Олимпиаде в Сиднее боксеры из ЮКО — Бекзат Саттарханов и Мухтархан Дильдабеков — выиграли соответственно «золото» и «серебро». Спустя четыре года в Афинах у нас, к сожалению, не было медалистов, но двое ребят из области попали в сборную. А вообще если перечислять всех боксеров из Южного Казахстана, которые брали медали на чемпионатах мира, Азиатских играх, чемпионатах Азии — много кого можно будет вспомнить. Самое главное, что уровень бокса в нашем регионе не падал. А с 2005-го медали начали завоевывать медали и мои родные ученики. Тогда бронзовым призером чемпионата мира стал Биржан Жакипов, а Еркебулан Шыналиев в тот год выиграл первенство Казахстана среди юниоров, и он же в Марокко взял медаль юниорского чемпионата мира. В 2007-м Еркебулан перешел во взрослый бокс и сразу же «выстрелил» в Чикаго, завоевав там «бронзу». А вот Биржану в последние годы немного не везло — на его пути постоянно вставал китайский боксер Цзу Шиминь. С этим парнем никто в мире конкурировать не может. Но я уверен, что Жакипов ещё не сказал своего последнего слова — списывать со счетов его рано.
— Правда ли, что Еркебулан Шыналиев не очень любит тренироваться, и его буквально заставлял ходить в зал собственный отец?
— Действительно, в зал мальчика привел его папа, к сожалению, уже покойный. Мы с ним родом из одного аула, он меня прекрасно знал, и я его знал очень хорошо. Привел сына, говорит — «сделай его хорошим боксером, как ты». Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок добился чего-то в жизни и, самое главное, вырос хорошим человеком. К сожалению, Еркебулан рано потерял отца, но зато выполнил его волю — буквально через 3–4 месяца после смерти папы он выиграл чемпионат Казахстана среди юниоров, получил звание мастера спорта. А насчет того, что он ленится время от времени, — так это у многих талантливых людей бывает. Вообще, Еркебулан — очень одаренный парень. Бог его щедро наградил. Посмотрите, он в любом виде спорта мог бы себя проявить. Он отлично бегает, быстро плавает, хорошо играет в футбол, баскетбол, игровые виды ему легко даются. И голова работает — это тоже немаловажно.
— Я слышал, что Шыналиев после Олимпиады сбежал из Южного Казахстана и даже перестал тренироваться под вашим руководством.
— Представители Федерации бокса Актюбинской области на каком-то мероприятии предложили Еркебулану сменить регион и выступать за Актобе — вроде как сам аким области этого хочет. А парень, если честно, чуть-чуть обиделся на Шымкент за то, что после Олимпиады его не наградили так же, как других призеров. Видит, что в других областях спортсменам дают квартиры, «джипы», много денег. А у нас в Южном Казахстане с этим было скромнее. Ну, парень и принял решение поменять прописку, чтобы показать свой характер. Всего неделю он прожил в Актобе, а затем вернулся домой. Пришел ко мне, глаз не поднимает: «Агай, я понял, что только у вас хочу тренироваться». Молодой, голова закружилась от обещаний, но все вовремя понял. Год пропустил Еркебулан, не тренировался. Вот сейчас снова начал заниматься. Не буду его хвалить и называть большой «звездой». Все сейчас зависит от него самого. Будет работать, соблюдать режим, дисциплину — вернется на хороший уровень. Но вообще никогда не знаешь, кто победит в конкретном бою. Даже очень сильный боксер может быть великолепно готов, но проиграть более слабому сопернику. У нас такое часто встречается. Поэтому мы и говорим — ринг покажет.
— Как Биржан Жакипов отреагировал на то, что его не взяли на последний чемпионат мира?
— Конечно, настроение у него упало, он обиделся… Но вы поймите, мы, тренеры, не просто грушу держим. Хороший тренер — это одновременно отец, друг, врач, психолог для боксера. Я поговорил с Биржаном, объяснил, что обижаться не стоит. И меня, и его, и многих других «зажимали» в свое время. Не поехал в Милан — значит, мы с ним тоже виноваты, дали повод усомниться в себе. На две недели отпустил парня в отпуск, а потом мы закрылись у себя на горной базе в Южном Казахстане. Отличное место. Пили кумыс, хорошо питались, бегали кросс — отличный сбор по общефизической подготовке получился. Биржан пришел в себя, вроде успокоился немного. Но потом посмотрел результаты финальных боев чемпионата мира, и настроение снова упало. В его весе в финал вышли два парня, которые ему проигрывали раньше! Он мне говорит: «Агай, я бы точно взял там медаль». Ну что поделаешь? Такова жизнь спортсмена. Нужно каждый день быть лучшим, чтобы тебя не сбросили…
— Вы, получается, тоже в Милан не попали…
— Ну да. Дел в Шымкенте хватает, если честно. У нас сейчас достаточно перспективных ребят — вот с ними и работал в эти дни.
— Есть мнение, что проблемы казахстанского бокса заключаются как раз в том, что у нас нет достойного резерва, из-за этого и произошел провал на чемпионате мира, да и на Олимпиадах мы берем все меньше медалей…
— Резерв всегда был и будет, потому что тренеров в каждой области хватает, а у каждого есть хорошие воспитанники. Просто необходимо выстроить систему подготовки, повысить требования к юниорам, к молодежи. Вот сейчас на заседании исполкома федерации как раз говорили о том, что уровень казахстанского бокса упал, много упущений сделали тренеры сборной. Я скажу так: не будем говорить плохо о тех, кто работал. Они сделали очень много для Казахстана, и ругать их не стоит. А нам сейчас необходимо сформировать новый тренерский штаб, который будет решать одну главную задачу. Надо вернуть те времена, когда мы были постоянно в числе призеров и победителей всех турниров. Это очень сложный путь. Но мы уже выбрали эту дорогу.
— Получается, для вас назначение на должность главного тренера — в некотором роде вызов?
— Мое поколение выросло при Советском Союзе. Мы — союзные люди. У нас другие цели, другая ответственность, не как у молодежи нынешней. Знаю, что есть люди, которые ждали, что я тут же организую той, банкет, буду отмечать свою должность. Но я уверен, что сейчас не время что-то праздновать. Надо работать, много вопросов решать. На заседании исполкома меня напутствовали уважаемые люди, я внимательно выслушал все, что они говорили. Понимаю, что работа главного тренера — огромная ответственность. Я все хорошо обдумал. Понимаю, что будет очень тяжело. Но если казахский народ доверил мне такое дело, значит, надо поднимать наш флаг. Вот в этом основная задача тренера сборной.
...или войдите через аккаунт соцсети