9 апреля 2007 (16:15)На что могут рассчитывать наши боксеры в олимпийском Пекине?
Наверное, бокс – самый популярный из олимпийских видов спорта в Казахстане. У него в нашей стране богатые традиции, казахстанские боксеры приучили нас к победам и призовым местам на Олимпийских играх и чемпионатах мира. Но в прошлом году случился неожиданный для многих провал – всего одно «золото» и лишь пятая позиция в неофициальном командном зачете по итогам летней Асиады, что, используя боксерскую терминологию, можно назвать если не нокаутом, то уж точно нокдауном.
И это за полтора года до Олипиады в Пекине, где именно с мастерами кожаной перчатки казахстанские поклонники спорта связывают главные надежды. А потому расширенное заседание исполкома Федерации любительского бокса с участием первых лиц Министерства туризма и спорта и Национального Олимпийского комитета, на котором в качестве основного обсуждался вопрос о подготовке казахстанских боксеров к Олимпиаде, не могло не вызвать повышенного интереса.
Наверное, бокс – самый популярный из олимпийских видов спорта в Казахстане. У него в нашей стране богатые традиции, казахстанские боксеры приучили нас к победам и призовым местам на Олимпийских играх и чемпионатах мира. Но в прошлом году случился неожиданный для многих провал – всего одно «золото» и лишь пятая позиция в неофициальном командном зачете по итогам летней Асиады, что, используя боксерскую терминологию, можно назвать если не нокаутом, то уж точно нокдауном. И это за полтора года до Олипиады в Пекине, где именно с мастерами кожаной перчатки казахстанские поклонники спорта связывают главные надежды. А потому расширенное заседание исполкома Федерации любительского бокса с участием первых лиц Министерства туризма и спорта и Национального Олимпийского комитета, на котором в качестве основного обсуждался вопрос о подготовке казахстанских боксеров к Олимпиаде, не могло не вызвать повышенного интереса.
Тяжело в бою, если легко в учении
О плане подготовки докладывал старший тренер сборной Казахстана Дамир Буданбеков. В частности, он сообщил, что планируется завоевать восемь олимпийских лицензий – три на чемпионате мира, который пройдет 15-30 сентября в Москве, три – на чемпионате Азии в начале следующего года и две – на международном турнире под эгидой Международной федерации любительского бокса (АИБА) также в первой половине 2008-го. Что же касается ближайшего чемпионата, который через три месяца примет Монголия, то там олимпийские лицензии разыгрываться не будут, поэтому казахстанская команда отправится туда наполовину молодежным составом. За время, оставшееся до начала игр в Пекине, намечено провести совместные сборы с кубинскими, украинскими, китайскими боксерами, матчевую встречу с командой США. А на самой Олимпиаде планируется завоевать одну золотую, одну серебряную и две бронзовые медали.
Буданбеков достаточно долго говорил о физической, технико-тактической, психологической подготовке боксеров, жаловался на то, что казахстанских спортсменов судьи «душат» на крупных международных турнирах, предъявлял претензии к тренерам на местах, воспитанников которых «приходится переучивать», но при этом весьма скупо высказался по поводу причин неудачи на Азиатских играх в Дохе. Из его слов выходит, что наши боксеры функционально были готовы хорошо, но не выдержали психологически: после того, как в полуфинальном бою «засудили» Сапиева, остальные занервничали и стали думать, что с ними поступят так же. Но в боксе с его довольно субъективной системой судейства ошибки и даже факты предвзятости со стороны рефери встречаются сплошь и рядом, и что это за команда, если один такой случай выбивает всю ее из состояния равновесия? Почему она оказалась неспособной «держать удар»? Чем занимались тренеры, одной из главных задач которых как-раз таки является психологическая подготовка спортсменов? Кстати, как заметил знаменитый Юрий Цхай, воспитавший Серика Конакбаева, в советское время тренеры старались готовить боксеров так, чтобы они выигрывали бои «с запасом» - это единственный способ противостоять судейскому произволу. Такой подход актуален и сегодня, тем более после того, как с уходом Бекета Махмудова с поста вице-президента АИБА мы потеряли свои прежние позиции в этой организации.
Участвовавшего в заседании министра спорта и туризма Темирхана Досмухамбетова выдвинутая Буданбековым версия провала в Дохе абсолютно не устроила. По его мнению, утверждение старшего тренера сборной о хорошей функциональной готовности боксеров не соответствует действительности. В прошлом году они слишком часто ездили на турниры, в том числе с весьма слабым составом участников, редко боксировали с сильными кубинцами, россиянами, их не было на соревнованиях, проводившихся в Азии, и неудача на Асиаде стала логическим следствием просчетов тренерского штаба. Просчеты были допущены и при формировании сборной – не все попали в нее по заслугам. Вообще, как заметил министр, в нашем боксе стало слишком много «заслуженных» - как спортсменов, так и тренеров, которые продолжают жить старым багажом и опытом. А олимпийский чемпион 2000 года Ермухан Ибраимов рассказал о том, как в прошлом году ездил на Кубу и встретил там китайскую сборную в полном составе – может, именно совместные тренировки с представителями страны, являющейся законодательницей моды в мировом любительском боксе, наряду с присущими спортсменам из Поднебесной трудолюбием и умением перенимать все новое и лучшее сыграли далеко не последнюю роль в их успехе на Азиатских играх, где они завоевали две золотые медали, хотя раньше, как говорится, звезд с неба не хватали.
Денег больше – результаты хуже
Выступавшие на заседании специалисты бокса много говорили о слабой материально-технической базе, о проблемах с экипировкой, с организацией питания спортсменов, что было довольно странно слышать, учитывая, насколько увеличилось финансирование со стороны и министерства, и федерации. Например, в Таразе построен настоящий дворец бокса, но там сборная практически не тренируется. «В чем дело? – спросил президент федерации, глава национальной компании «КазМунайГаз» Узакбай Карабалин. – Мы решили построить этот дворец в Таразе потому, что там воспитано немало прославленных боксеров, дешевые фрукты и овощи, а значит, можно организовать полноценное питание. Если вам здание не нужно, мы найдем ему другое применение». Как выяснилось из прозвучавших ответов, там нет необходимого оборудования и инвентаря. «Но почему вы молчали, почему не поставили меня в известность?», - удивился Карабалин.
По словам тренеров и врача сборной, очень важное значение в подготовке спортсменов имеет полноценное и сбалансированное питание, однако выделяемых на эти цели денег не хватает. На это министр возразил, что денег выделяется достаточно, а причина в плохой организации дела. «В штате национальной сборной всего 26 боксеров, и обеспечить их необходимым питанием, экипировкой нетрудно».
Вообще временами создавалось впечатление, что разговор идет не о взрослых и достаточно обеспеченных спортсменах , а, скажем, о воспитанниках интерната, которые не имеют возможности одеть и прокормить себя. Неужели «звезды» бокса, получающие довольно солидные деньги (а некоторые, как и их тренеры, имеют согласно контрактам с министерством оклады в несколько тысяч долларов), не могут выкроить небольшую сумму на собственное же питание, если считают, что их недокармливают? Ведь это нужно, в первую очередь, им самим.
Доказательств в пользу того, что дело не только и не столько в деньгах, можно приводить много. Например, наибольших успехов казахстанские боксеры добивались во второй половине 1990-х – первой половине нынешнего десятилетия, когда с финансированием спорта высших достижений у нас были серьезные проблемы. На Олимпиадах и чемпионатах мира они завоевывали гораздо больше медалей, чем представители других азиатских государств, и одно время Казахстан считался третьей в мире боксерской державой после Кубы и России. А сейчас, когда с финансированием стало гораздо лучше (скажем, в нынешнем году только Министерство туризма и спорта выделило на бокс более 90 миллионов тенге, а еще есть деньги федерации, местных бюджетов, спонсоров), результаты, наоборот, пошли на спад. Мы начали отставать от соседнего Узбекистана, где спортсменам, в том числе и боксерам, в силу экономических трудностей не могут создать таких условий, в частности, материальных, как в Казахстане. На той же недавней Асиаде узбекская команда завоевала три золотые медали, тогда как казахстанская, выступавшая в сильнейшем составе, - всего одну, которую принес Бахыт Сарсекбаев, воспитанник ... узбекского бокса, несколько лет назад перебравшийся на родину предков. Темирхан Досмухамбетов, сам в прошлом известный спортсмен и тренер, не понаслышке знающий об особом характере спортивного соперничества между Казахстаном и Узбекистаном, прямо заявил, что за оставание от соседей должно быть стыдно всем, кто имеет отношение к боксу.
Министр пообещал, что проблем с финансированием не будет, и теперь главное – грамотно и эффективно распорядиться выделяемыми средствами, выстроить стройную систему развития бокса в стране – от детско-юношеских спортивных школ до национальной сборной. Надо повысить роль тренерского совета, усилить контроль за организацией учебно-тренировочного процесса. С этой целью вводится должность государственного тренера по боксу, а Юрий Цхай стал советником министра.
Произошли изменения в составе исполкома федерации. Вице-президентами избраны Серик Конакбаев и Бекет Махмудов, генеральным секретарем – Болат Темиров.
... Казахстанские болельщики пока не могут рассчитывать на обилие олимпийских наград, и в Пекине на счету будет каждая завоеванная медаль. А потому с боксеров, обычно приносивших стране наибольшее количество призовых мест, и их тренеров спрос особый. Хотелось бы надеяться, что и сами они хорошо это осознают. "www.camonitor.com"
...или войдите через аккаунт соцсети