Еще не утихли страсти по выступлению казахстанских боксеров на чемпионате мира в Чикаго, а в уже Алматы стартовало первенство Азии по боксу среди кадетов, который окрестили смотром резерва. Это первенство продемонстрирует, насколько серьезна проблема подготовки молодых кадров. О важности тренерской работы, небольших суточных, будущем «Боксерском доме» и государственных проблемах в самом медалеемком виде спорта «Позиции KZ» рассказал государственный тренер РК по боксу Болат Манкенов.
Понравилось только в Костанае
- От чемпионата Азии в южной столице ждут очень многого – что бронзовый призер Олимпийских игр-1996 Болат Ниязымбетов привьет ребятам вкус к победам, поскольку уже несколько лет на юниорских чемпионатах мира казахстанцы не побеждали. Лично вас это не настораживает? - Не просто настораживает, а очень тревожит. После каждых Олимпийских игр необходимо подводить итоги. Поскольку многие первые номера сборной могут завершить карьеру или просто получить травму, несовместимую с большим спортом, необходимо всегда иметь под рукой замену. Сейчас, как мне кажется, созданы оптимальные условия для подрастающих кадров. Главный тренер кадетской сборной входит в совет молодежной команды, а уже наставник «молодежки» работает в тесном контакте с тренерами национальной сборной. Благодаря этому существует обратная связь, а боксер пройдет весь путь, прежде чем войти в состав главной команды страны. И уже на чемпионате Азии, скорее всего, мы увидим позитивные изменения.
- В последнее время все чаще говорят о скандалах с региональных школах бокса – в Актобе сотрудники одной из таких школ даже голодовку объявляли. Отчего, на ваш взгляд, происходят такие ЧП? - Вся проблема не в условиях - в областных центрах и в областных школах создана спортивная инфраструктура. Главная проблема - непрозрачность бюджета. В этом году я объехал четыре области, и понравилось только положение дел в Костанае. Там тренера знают свой бюджет постатейно – сколько выделено на турниры, на сборы, и там никаких скандалов нет и не будет.
- Вы согласны с тем, что юг Казахстана– Шымкент и Тараз - стали экспортировать в сборные команды гораздо меньше хороших боксеров, нежели ранее? - Нет. Во всех сборных очень много южан. В Шымкенте и в Таразе работает достаточно хороших тренеров. И на это хочу обратить особое внимание. Поскольку пока в Казахстане будут квалифицированные тренерские кадры – будет существовать и бокс. И необходимо создавать условия для наставников – дать базу, предоставить инвентарь…
36 гектаров бокса
- И повысить зарплату. На сегодняшний день оклад главного тренера сборной, как говорят в кулуарах, 1000 долларов, а его помощников - не более 700 у.е. В то время как у тренера Филимонова работающего в сборной Италии, по слухам, месячный заработок 18 тысяч евро. - Я считаю, тренеры сборной должны получать как топ-менеджеры нацкомапний, поскольку наша страна стремится попасть в число 50 самых развитых стран мира, а боксеры две Олимпиады подряд идут на третьем месте. Мне смешно, когда слышу, что раньше тренерам платили копейки. Позвольте: тогда была другая система, не было такой дикой конкуренции, как сейчас. А нынче к нам подходят из Ирака, Арабских Эмиратов и приглашают тренеров поехать к ним. На чемпионате мира в Чикаго китайцы и вовсе пошли дальше всех, открыто, при всех, предлагая почти всему тренерскому штабу очень хорошие контракты! Интерес к нашим специалистам, достижения казахстанских боксеров подтверждают – наши тренера одни из лучших в мире. И каждый человек, который выдает продукт и прославляет страну, должен получать адекватные деньги.
- …А тем временем в Китай уезжают наши специалисты, воспитывая нового серьезного соперника в Азии... - Это тоже очень большая проблема. Меня как-то спросили – отчего Бахыт Сарсекбаев выиграл чемпионат Азии, Азиатские игры, а в США проиграл китайцу? И ведь не многие вспомнят, что с Канатом Исламом (он же Силами Ханати- авт.) работал нынешний главный тренер сборной Дамир Буданбеков. Также трудились в Китае Галым Кенжебаев, Сафиуллин и многие другие. Они дали хорошие знания китайцам. И тех ребят, которые сейчас боксируют на мировом уровне, готовили и наши наставники – и не один год. И чтобы их удержать в Казахстане, нужно создавать оптимальные условия здесь.
- А ведь у того же Дамира Буданбекова в Алматы нет служебной квартиры. И у его помощников из других городов – тоже. Вопрос с жильем как-то будет решаться? - Эти вопросы мы подняли на исполкоме, а также во время встречи с министром спорта Темирханом Досмухамбетовым. Нам сказали, что проблема эта взята на контроль и будет решаться совместными усилиями.
- Тренер сборной Александр Апачинский отметил, что нынче казахстанских боксеров попрекают тем, что в Чикаго они по количеству золотых медалей уступили итальянцам. Но у тех есть прекрасные условия для подготовки, а у нашей команды нет ни базы, ни нормального инвентаря. - С сентября под Алматы строится база, которая станет настоящим боксерским домом. На 36 гектарах будут размещены два зала – боксерский и игровой. Кроме этого в наличии будет восстановительный центр, пищеблок, гостиничные номера, а также отдельно закрепят жилье для тренерского совета сборной. Мы надеемся, что строительство будет завершено в конце февраля, и что какой-то из этапов подготовки к Олимпиаде пройдет именно там. Эта база будет не только для первой сборной – планируется открыть детскую школу бокса, проводить в залах семинары для тренеров с регионов. И, конечно, в распоряжении будет весь необходимый инвентарь – а не только боксерские мешки и камни…
10 долларов в день на олимпийского чемпиона
- Вы согласны с утверждением, что бокс в Казахстане финансируется лучше остальных видов спорта, кроме футбола? - Мы не можем грешить на комитет по туризму и спорту, поскольку, согласно календарному графику, команды выезжают на турниры, выделяются средства на проведение учебно-тренировочных сборов. С этим проблем нет. Но есть один очень важный момент: все спортсмены, не только боксеры, приравнены к госслужащим. И сегодня, согласно закону, мы как командировочные получаем 1140 тенге в сутки на питание. Я не знаю, почему ребята приравниваются к гражданам, у которых нет диких тренировок, и которые не теряют два килограмма веса за одно занятие. А в сборной – чемпионы мира, призеры олимпиад, континентальные чемпионы. А как можно восстановить вес, не говоря уже о витаминах, когда на питание дается десять долларов в сутки? Вы не подумайте, что ребята у нас голодают: мы находим спонсоров, организовываем дополнительное питание за счет федерации… Мне кажется, что этот вопрос нужно прорабатывать на уровне депутатов. Я, например, не могу представить, чтобы велосипедист, шесть часов крутящий педали, смог собраться с силами, подкрепившись за три доллара…
- Сейчас активно говорят о том, что финансирование казахстанского спорта, и бокса в частности, находится на хорошем уровне. Но если мы хотим на равных конкурировать с грандами – траты должны быть совершенно другими. - В настоящее время в исполкоме создана рабочая группа, которая написала бюджетную программу: сколько необходимо средств в год, чтобы 4 состава – юношеская, молодежная, женская и национальная сборные – ни в чем не нуждались. Чтобы они могли готовиться на таком же уровне, как и лидеры мирового бокса.
- И какая же получилась сумма? - Порядка 312 миллионов тенге в год на все 4 сборные.
- До старта Олимпийских игр осталось девять месяцев. У казахстанских боксеров есть четыре путевки в Пекин, а также два лицензионных турнира, один из которых пройдет в Астане. Что необходимо, на ваш взгляд, сделать за оставшееся время, чтобы команда достойно выступила на Олимпиаде? - Необходимо всего одно: чтобы всем боксерам, их личным тренерам и тренерскому штабу сборной создали все условия для подготовки.
...или войдите через аккаунт соцсети