...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Волейбол


24 октября 2010 (00:10)

Нелли Щербакова: «Вижу свет в конце тоннеля»

Нелли Щербакова: «Вижу свет в конце тоннеля» С 29 октября по 14 ноября в Японии пройдет чемпионат мира по волейболу среди женских команд, в котором примет участие национальная сборная Казахстана. Уже 19 октября сборная вылетит в Страну восходящего солнца. Однако данное соревнование не станет единственным в этом году международным турниром для казахстанских волейболисток.

После небольшого перерыва казахстанкам предстоит выступление на летних Азиатских играх в Гуанджоу. В начале нынешней недели отечественная федерация волейбола обнародовала состав нашей сборной (Наталья Жукова, Ольга Наседкина, Коринна Ишимцева, Олеся Арсланова, Елена Эзау, Марина Стороженко, Юлия Куцко, Ирина Зайцева, Инна Матвеева, Людмила Анарбаева, Сана Джарлагасова, Ольга Дробышевская, Ирина Лукомская, Алена Омельченко). Однако в связи с тем, что увидеть нашу команду в действии последний раз можно было уже довольно давно, составить более-менее емкое представление о том, насколько готовы девушки защищать честь казахстанского флага на международной арене, довольно сложно. Со своими вопросами корреспондент «Капитал.kz» обратился к главному тренеру женской волейбольной сборной Казахстана Нелли Алексеевне Щербаковой.

— Как известно, не сможет принять участие в грядущем чемпионате мира Ольга Карпова, которая готовится стать мамой, и Татьяна Пюрова — из-за травмы. Все остальные готовы выступить на мировом первенстве? Состав оптимальный?
— Да (смеется). Оптимальней не бывает. За неимением какого-либо выбора, мы включаем в состав тех игроков, которые есть. Конкуренции в женской сборной Казахстана по волейболу нет, как таковой.

— Может быть, есть казахстанские волейболистки, которые в данное время заняты выступлением за иностранные клубы, но позднее присоединятся к национальной команде?
— Нет. Еще раз говорю, задействованные сегодня в сборной игроки — это единственные волейболистки, на которых мы можем рассчитывать.

— Не возникало ли у Вас желание вернуть в сборную тех игроков, которые уже завершили свою карьеру — Ильющенко, Грушко?
— На сегодняшний день, я думаю, эти девушки не находятся в такой физической кондиции, которая позволила бы им выступать за сборную Казахстана. А чтобы поддерживать необходимую физическую форму, конечно, необходимы большие усилия.

— Елену Павлову не привлекали в сборную?
— Этот вопрос поднимался и в прошлом, и в позапрошлом году. Но, во-первых, Лена запросила очень большие деньги. А таких средств просто нет в наличии у федерации, их невозможно найти. Во-вторых, нужно понимать, что речь идет о человеке, который только что вернулся после родов и долго не имел игровой практики. Обещание Лены быстро набрать необходимую форму звучит, на мой взгляд, достаточно безответственно. Я понимаю, что Павлова — уверенный в себе человек. Но, мне кажется, нередко в молодом возрасте уверенность переходит в самоуверенность. Федерация, тренерский состав сборной и я лично серьезно занимались решением вопроса о возвращении Лены в команду — взять на себя ответственность и уверенно сказать, что Павлова будет играть, никто не решился.

— Может быть, было бы целесообразно пригласить Павлову на тренерскую работу?

— Такой вопрос, насколько мне известно, даже не поднимался. Лично я думаю, что играющим сегодня девочкам Павлова ничем бы не помогла.

— Насколько изменился состав команды по сравнению с прошлым годом?
— Незначительно. Мы можем видеть в сборной почти все те же имена, которые делали команду в прошлом. Единственная волейболистка, которая добавилась к этому составу и уже прочно занимает место, — это Сана Джаралгасова.

— Генеральный секретарь Федерации волейбола Казахстана Ермек Амирбекович Сырлыбаев называл это имя еще 2,5 года назад. Кроме Саны других новых волейболисток в команде нет?
— Нет.

— Кто на сегодняшний день составляет первую шестерку сборной Казахстана?
— Это очевидно (смеется): Наседкина, Арсланова, Ишимцева, Матвеева, Дробышевская и Куцко.

— В этом году был поднят немалый шум из-за того, что некоторые волейболистки пожаловались на Федерацию волейбола Казахстана, обвинив ее в невыполнении перед ними неких финансовых обязательств. Это мешало создавать благоприятную обстановку в сборной?
— Понимаете, в чем дело, пока существовал алматинский клуб «Рахат», спонсоры выполняли все обязательства перед девушками. Но когда команда развалилась, ситуация повисла в воздухе. Обвинять кого-то в этом сейчас не стоит. Не только в спорте, вообще в нашей с вами жизни ничто не вечно. Постоянно что-то создается, а что-то разваливается. Люди многое теряют. Эти потери бывают самые неожиданные. Не нужно на этом зацикливаться и повторять: «Нам должны, нам должны!». А кто должен? Клуба ведь уже не существует. Надо оставить этот вопрос в прошлом и двигаться дальше. Федерация делает все для нашего волейбола, и даже невозможное.

— Как в последние две недели сборная будет готовиться к чемпионату мира, который уже в конце октября начнется в Японии?
— Ну, что вам сказать (тяжело вздыхает)? У нас очень сложная ситуация. Многие национальные команды перестроились еще 2 года назад. Ввели в составы молодых игроков, разбавили свежей кровью. Это необходимо делать, если ты хочешь, чтобы твоя команда играла не хуже, чем раньше. У нас такой возможности не было. В казахстанской сборной все осталось по-прежнему. В сборной продолжают играть волейболистки, которые уже все выдали, что у них было в резерве. В идеале мы должны стараться не просто дотянуть до прежнего уровня, а улучшать качество игры сборной, выступать лучше, чем вчера. Но мы не можем даже думать о таком. И главная причина этого — отсутствие резерва. Сегодня тренерами республики прилагаются немалые усилия по привлечению молодых игроков. Активно работают Тимертау, Караганда, Уральск, Костанай.

— Участие женской сборной на прошлом чемпионате мира и выход наших волейболисток на пекинскую Олимпиаду повысили интерес к этому виду спорта у нас в стране?

— Нет. К сожалению, ничего похожего не произошло. Для того, чтобы прорыв первой команды на международной арене привел к повышению интереса к виду спорта внутри страны, в первую очередь нужна достаточная материальная база. И это касается не только волейбола, мои слова повторят тренеры и по всем остальным видам спорта. У нас нет элементарных спортивных залов. Я даже не говорю о самых современных базах. Нам нужна хотя бы средненькая база, где можно было бы прийти в тренажерный зал, в медицинский центр, где есть массажисты. У нас всего этого нет. Если мы не прилагаем усилия по воспитанию молодых игроков, то никакого результата мы не получим.

— Вы у руля нашей сборной уже почти три года. За это время произошли хоть какие-то подвижки в этом направлении? Неужели никто не хочет открыть новую спортивную школу, волейбольный класс?

— Ничего у нас похожего не делается. Президент дал понять, что надо начинать строительство спортивных баз, привлекать детей, оздоравливать молодежь, но все осталось по-прежнему. Поэтому у нас остается единственный вариант поддерживать команду хоть на каком-то уровне — это привлекать игроков из стран — бывших союзных республик. Я в принципе не против натурализации, это нормальная практика, которая используется во всем мире. Но, кроме того, чтобы искать талантливых молодых иностранцев, нужно ведь заниматься и воспитанием собственных кадров.

— Кто виноват в том, что этого не происходит?
— Кого еще винить, если не тренеров? Где мы были все это время?! Казахстанскому волейболу уже 80 лет, у нас большие традиции, но сегодня похвастать нечем, резерва просто нет. Тренеров нужно осуждать. Чем мы занимались все это время?

— Вы чувствуете свою личную ответственность?!
— Ну, нет, конечно. Свою ответственность я не чувствую. Потому что я лично работала в детском спорте, занималась с детьми. Я собрала в свое время детей, которых отсеяли и сочли непригодными для профессионального волейбола. И с этими детьми я начала заниматься пляжным волейболом. С этим коллективом создала хорошую команду, вот почему своей вины я не чувствую. Но мне очень хочется помочь всем детским тренерам, поделиться опытом, как подготовить игроков так, чтобы они заиграли не в 18 — 20 лет, а в 16 — 18.

— В этом сезоне нашей женской волейбольной сборной предстоит принять участие сразу в двух очень важных соревнованиях — чемпионате мира в Японии и Азиатских играх в Китае. Какой из турниров, на Ваш взгляд, является наиболее важным?
— Трудно сказать. С одной стороны, чемпионат мира — это очень представительное, престижное соревнование, важнее которого, наверное, только Олимпиада. А с другой стороны, для нашей команды крайне важно достойно выступить на Азиаде, на нашем континентальном турнире, и может быть, даже более важно, чем на первенстве планеты. Конечно, крайне сложно готовить команду, когда на носу два таких турнира, да еще и подряд, почти без перерыва. Очень легко ошибиться в подготовке и «пролететь» и там, и там.

— Какие задачи ставятся перед сборной на турнирах в Японии и Китае?
— На чемпионате мира мы просто будем играть — никаких конкретных задач там мы ставить не можем. Как вы думаете? За какое место мы должны бороться на чемпионате мира, если у нас нет базы?

— Может быть, удастся выйти из группы?
— Может быть. А что это нам даст? Что это поменяет? Вот вы задали хороший интересный вопрос: «Что поменялось, когда девочки попали на Олимпийские игры?». Вы представьте себе, как это могло притянуть молодежь к волейболу, как это можно было «раскрутить». Но куда мне привести этих молодых ребят и девушек, которые пришли и хотят заниматься волейболом? Я констатирую глубочайший кризис в отечественном волейболе.

— Да. Но если сейчас добиться хорошего результата и прийти с ним к высокому руководству с мольбой: «Ну, дайте нам, наконец, по-человечески работать…».
— Я считаю, что выше результата, который заслуживает внимания руководителей, чем выход на Олимпийские игры, просто не бывает.

— Но перед выступлением на Азиатских играх перед Вашей командой обязательно будет сформулирована задача…
— 3-е место. Но как добиться этого результата, когда у нас элементарного нет. Из последних сил девушки лезут, федерация лезет. Нам тренироваться негде — у нас по две тренировки в день по два часа. А люди работают по 6 часов в день. В Китае, Японии, Южной Корее и Таиланде волейболом занимаются очень активно. Этот вид спорта развивается в данных азиатских странах. Я думаю, пусть девочки едут, пусть выступают там, как смогут, и честь им и хвала. Они уже заслужили это.

— И на этом нужно остановиться?
— Нет, конечно. Мы просто живем в такое время, очень трудное время. Может быть, пройдет лет десять, и жизнь будет другая, и тогда придут новые тренеры, так вот сейчас мы и сохраняем то, что осталось для будущего поколения. Я уверена, что найдутся люди, которые примут то, что мы сбережем. А сейчас есть причины, по которым спорт испытывает кризис, может быть, не хватает понимания того, что нужно делать, может быть, нет достаточного количества средств…

— Как же средств не хватает, если руководитель Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» говорит, что ежегодно на спорт выделяется 100 миллионов долларов…
— А вы думаете, это так много? Кому-то хватает, а кому-то — нет.

— На сегодняшний день сборная Казахстана по волейболу получает финансирование от государства или от спонсоров?

— От спонсоров, в основном. Но Дирекция штатных национальных команд взяла на себя обязательство — это стипендии молодым игрокам, выступающим за юношескую, молодежную и национальную сборные страны.

— Вас приглашали для беседы в спорткомитет?
— Постоянно приглашают, просят отчитаться по проделанной работе. Сейчас же всех еще интересует вопрос, как проходит подготовка к Олимпийским играм 2012 года. Стоит задача выйти в финальный турнир Олимпиады.

— А как же добиваться этой цели?
— Наряду с тем, что ситуация в целом складывается довольно мрачная, у нас есть, как говорится, свет в конце тоннеля. В данный момент федерация разрабатывает проект спортивного комплекса, где будет все: и тренировочные залы, и тренажерные залы, и гостиница, и медицинский центр, и большая арена непосредственно для игр. Все это финансируется спонсорами. Такой комплекс будет построен в Алматы в ближайшие 2 — 3 года. И вот представьте, что будет, если сейчас мы все отступимся и скажем, что волейбол в Казахстане не имеет никакой перспективы…

— Чемпионат Казахстана за последние годы претерпел какие-то изменения, по интриге, по регламенту?
— По интриге, конечно, никаких изменений нет. По-прежнему, есть команда — фаворит, на которой базируется сборная, и все остальные. Но очень хорошо, что теперь в национальной лиге играются матчи плей-офф. В последнем чемпионате до последнего дня не было известно, кто станет чемпионом. Это дает дополнительные силы и мотивацию всем игрокам.

— В Талдыкоргане не так давно прошли четвертьфинальные игры Кубка Казахстана по волейболу. Они Вам дали дополнительную информацию для подготовки к грядущим соревнованиям на международной арене?

— В очередной раз пришлось убедиться, что нам необходимо заниматься резервом. Единственное, что хочу отметить — тренер карагандинской команды Нурлан Садыков привез нескольких хороших игроков из Украины, сделал довольно сильный коллектив, и турнир стал интереснее.

— Начало национальной лиги в этом сезоне из-за чемпионата мира и Азиатских игр отложено до декабря. Это же очень плохо…
— Почему?

— Ну, что же будут делать все те девушки, которые не приглашены в сборную?
— Без дела никто не останется. Кто-то будет выступать в высшей лиге, кто-то будет играть за молодежную команду Казахстана, кто-то продолжит тренироваться. У нас, еще раз повторяю, не так много кадров, чтобы было трудно придумать для них занятие (смеется).

— Можно быть уверенным в том, что Вы останетесь у руля сборной до 2012 года?
— У меня нет такого особенного желания. То есть я не ставлю перед собой задачу — продержаться на тренерском мостике до 12-го года. Я хочу просто передать кому-нибудь свой опыт, чтобы волейбол продолжал существование. Моя задача — собрать вокруг себя тренеров, чтобы они видели, как я делаю, и делали еще лучше.

— Задача выхода в финальный турнир Олимпийских игр 2012 года выполнима, на Ваш взгляд?
— Нужно обязательно это делать. Если присутствует мысль, что это невыполнимо, и вся работа делается впустую — нужно тогда просто сразу уходить.
Автор: Валентин Лещинский kapital.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети

  • может она и видит для нашей команды свет в конце тонеля!НО я вижу Тонель в конце света для самой НЭли АЛексЕевны точнее на ее перспективах в нашей сборной!Ответить

    • 5 декабря 2010, 16:01
    • Алматы
    • 206 записей
    • 6248 дней на портале
  • МрачноОтветить

    • 17 ноября 2010, 08:52
    • Алматы
    • 459 записей
    • 6027 дней на портале
  • Нужно иметь время, для того чтобы накопить силы .... Чтобы что-то дать волейболу !!! А не как Щербакова, все 24 часа только берёт от волейбола и волейболисток !!!Ответить

    • 16 ноября 2010, 03:08
    • Алматы
    • 150 записей
    • 5897 дней на портале
  • Тем, кто не готов жить волейболом 24 часа в сутки, нечего делать в сборной страны.Ответить

    • 15 ноября 2010, 09:30
    • 722 записи
    • 6629 дней на портале
  • Из методики подготовки Щербаковой к играм на Чемпионате Мира !!!-Я скажу вам "Ха", А вы мне ответите два раза: "Ха...Ха..."Я отвечаю вам: Ха...Ха...Ха...Ха...Ха... И ещё раз Ха... Госпожа Щербакова !!!! Такого тупизма в тренировочном процессе, где идёт подавление личности, программирование на негативе и отрицательных эмоциях...Редко встретишь в мировой практике !!! Как жалко девчонок... Они, ветераны волейбола, мамы...До сих пор вздрагивают при встрече с Щербаковой !!! До такой степени напряженности довести психику своих учениц......Эти дурацкие, ничего не дающие собрания, вконец изматывают волейболисток...не отдохнуть не подготовить себя к тренировкам. Нельзя 24 часа в сутки жить волейболом !!! В девчонках не было азарта, свежести, куража...Была тяжёлая изнурительная работа, на фоне психической усталости !!! О каком результате может идти речь ???????Ответить

    • 7 ноября 2010, 23:24
    • Алматы
    • 150 записей
    • 5897 дней на портале
  • Щербакова 3 года у руля женского волейбола. И что??? Одна говорильня и пустые обещания. Сегодня нужны молодые и энергичные тренера, а не музейные экспонаты. Давно надо было бы привлечь Павлову к тренерской работе, и результаты сегодня были бы налицо... Но Щербакова не хочет иметь молодых конкурентов. Убрала Сауле... Отодвинула Павлову по каким-то совершенно не обоснованным причинам. Кормит всех обещаниями давно утраченных иллюзий ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ!!!! Сегодня волейбол – уже давно не тот, в котором была Щербакова полвека назад!!!! Провальный результат на Чемпионате Мира - веское и серьезное основание для торжественных проводов Щербаковой на пенсию. Дорогу молодым тренерам!! Не на словах, а на деле. Хватит жить в миру несбыточных иллюзий! Ответить

    • 7 ноября 2010, 01:09
    • Абай
    • 6 записей
    • 5868 дней на портале
  • После провального чемпионата мира тренеров следует отправить в отставку! Не видно никакой работы тренера. Даже на тайм-аутах никаких полезных советов я не услышал. Такое чувство, что Щербакова берет тайм-ауты только для того, чтобы сбить темп соперников, а не наладить свою игру. Очень и очень не доволен тренерской работойОтветить

    • 5 ноября 2010, 13:53
    • 8 записей
    • 6036 дней на портале
  • что имеем то имеемОтветить

    • 31 октября 2010, 21:45
    • Актобе
    • 8 записей
    • 5931 день на портале
  • сплошное засилье во всех видах спорта Ответить

    • 26 октября 2010, 16:11
    • Астана / Нур-Султан
    • 913 записей
    • 5972 дня на портале
  • представляю какой настрой у нешей сборной, если тренер сама в себя неверит. незнаю всех тонкостей отечественного воллейбола, но оптимизма у этого тренера точно нет.Ответить

    • 25 октября 2010, 14:48
    • 87 записей
    • 6946 дней на портале