...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Борьба


27 августа 2008 (13:01)

Не перевелись батыры!

Не перевелись батыры!

В детстве, когда вся наша семья приезжала в аул к дедушке и бабушке, мы всегда с нетерпением ждали главный сельский праздник. И не только за вкусности и всеобщее веселье, но и за захватывающие выступления местных палуанов. Со всех окрестных деревень собирались могучие парни, чтобы показать свои силу и мощь в перетягивании каната, борьбе, лазании и других состязаниях.

И тогда дед принимался рассказывать, как и он, будучи молодым, накачивал мускулатуру в домашнем хозяйстве, оттачивал спортивное мастерство в поединках с товарищами и сражался за звание лучшего борца на таких вот тоях. Позже я прочитала, что суровая кочевая жизнь казахского народа определила самобытную систему физического воспитания. В основе ее лежали национальные виды спорта и подвижные игры. Их состязательный характер способствовал развитию у молодежи силы, ловкости и выносливости, воспитанию храбрости, мужества и других качеств, необходимых кочевнику-шаруа и воину-сарбазу.

К тому же издревле многие праздники и торжества у казахов сопровождались массовыми играми и конными соревнованиями. Самыми своеобразными и в то же время почему-то забытыми в наши дни являются игры, связанные со сватовством и свадьбой, ценность которых состоит не только в том, что в них наиболее полно проявляется духовная культура народа, но и в том, что посредством игр свадебный обряд превращался в удивительное представление. Само собой разумеется, что во всех этих играх и состязаниях, в байге и на тоях народ хотел видеть своих джигитов смелыми, сильными и ловкими.

Современные виды конного спорта возникли на основе национальных конных игр — кыз куу и кокпаре. Джигиты становились смелыми, сильными и ловкими, участвуя в аламан-байге, жорга-жарысе, жаугашты, аударыспаке, кумис алу, казак куреси. Среди казахов было много метких стрелков. Меткость наряду с силой, ловкостью и смелостью считалась неотъемлемым качеством настоящего джигита, потому распространенным видом спорта в дореволюционном Казахстане была стрельба из лука — жамбы ату.

И конечно, казахи всегда славились своими бойцами-батырами. Легендарный Палуан Шолак уже в молодые годы прославился как непобедимый борец. Никому не уступал он и в джигитовке, демонстрируя настоящие цирковые трюки: на всем скаку стоял на лошади, кружился в седле, мог на ходу без поводьев опуститься на брюхо коню. Палуан Шолак легко удерживал на плечах бревно с двадцатью джигитами, в 35 лет на ярмарках поднимал тяжести весом в 51 пуд (816 килограммов) и, конечно же, отлично боролся, оправдывая свое прозвище Палуан — борец. Говорят, что сам Кажымукан хотел помериться силой с Шолаком, но, познакомившись с ним поближе, отказался от этой затеи. Хотя и сам был незаурядным спортсменом: первый казахский чемпион мира по греко-римской борьбе Кажымукан Мунайтпасов выступал в 54 странах мира и завоевал 48 медалей!

О том, кто первым из числа казахов одержал победу на официальных соревнованиях мирового уровня, до сих пор спорят исследователи. Большинство утверждает, что такого достижения первым добился Жаксылык Ушкемпиров, ставший чемпионом Московской Олимпиады 1980 года по классической (греко-римской) борьбе, потому что сумел завоевать не только золотую олимпийскую медаль, но также и звание чемпиона мира.

Сегодня казахстанский спорт достойно заявляет о себе на мировых аренах. Подтверждение тому — выступление наших спортсменов на Пекинской Олимпиаде. Не перевелись в стране настоящие джигиты, батыры степей!

Асель Муканова
г. Астана


Казахстанская правда

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети