30 июля 2007 (08:05)неВИНОвен?
В то время, как одна «Астана» медленно, но верно расстается с «грехами прошлого», выйдя во второй раунд футбольной Лиги чемпионов, другая оказалась втянута в крупный допинговый скандал. Он потряс мировой велоспорт и катализировал разговоры об «изгнании» этого вида из программы Олимпийских игр. Анализ пробы, взятый у Александра Винокурова, показал, что накануне триумфальной разделки на «Тур де Франс» казахстанскому велопрофи было сделано переливание крови другого человека. Не дожидаясь разглашения результатов пробы «B» (подтвердившей факт применения допинга), «Астана» покинула самую популярную многодневку планеты.
Год назад отчеты о «Тур де Франс» напоминали средневековую охоту на ведьм. Любой рассказ начинался или заканчивался напоминанием о нехороших дядьках-организаторах, не допустивших к гонке гордость отечественного велоспорта, команду политического значения «Астану», созданную после громыхнувшего скандала в рамках операции «Пуэрто». Основной лейтмотив высказываний был в духе «сын за отца не отвечает», «мы-то здесь причем?», а иногда и вовсе отдавал параноидальным «а наших бьют!» Теперь мы здесь замараны по самое не хочу. И что самое горькое и обидное, так это не то, что Александр Винокуров, по всей видимости, так никогда и не выиграет «Большую петлю», а то, что в центре всего этого скандала оказался он сам. Его репутация.
Никогда даже в самые суровые годы допинговой войны имя Александра не всплывало в списках «аптечных воинов» и «достижений химической промышленности». Это был один из немногих гонщиков с честным именем и многочисленнейшие пробы, бравшиеся у него после прекрасного «Тур де Франс» в 2003-м, после выигранных гонок, других туров – да того же «серебра» в 2000-м! показывали – он чист. Нынче же все это обязательно будет ставиться под сомнение. И не только потому, что то, на чем попался Винокуров, стало определяться медициной только в 2004-м, но и по простой причине – ему крайне сложно будет «отмыться».
Чувства смешанные. Шок и горечь. Боль и непонимание. Очень не хочется выступать прокурором или адвокатом Александра, искать конспирологические версии о том, что переливание произошло за несколько дней до разделки, во время операции неким врачом. Просто следует признать: факт применения допинга доказан, пускай и доказательства эти очень сомнительны и попахивают чьим-то заговором. Но это не меняет одно: казахстанский спорт не имеет атлетов такого класса, как Винокуров, и нынче, кроме Ильи Ильина, не видно, кто сможет приблизиться к достижениям Вино в ближайшие годы.
Это один из немногих людей в стране, делающий для пропаганды и развития этой самой страны больше, чем многие из политиков. Знают ли мажилисмена X в Германии? Сомневаюсь. Возьмут ли у него автограф датчане? Вряд ли. Будет ли выстраиваться очередь после гонок во Франции, чтобы просто похлопать его по плечу или оказаться счастливчиком и сфотографироваться? Естественно, нет. Александр Винокуров этого добился.
Главная интрига заключается даже не в том, сможет ли вернуться в большой спорт Вино и не прекратится ли существование «Астаны» – в любом случае это политический проект, и он, скорее всего, будет существовать еще не один год, другой вопрос – в каком качестве. Самое интересное в том, как именно сейчас воспримут Винокурова дома. В Казахстане.
Особенности казахстанского «боления» таковы, что при первых неудачах чемпиона сначала подвергают обструкции, обвиняют в отсутствии патриотизма и едва ли не приравнивают к предателям Родины, а позже о нем начинают забывать. Кто вспоминал о Василии Жирове после его проигрыша техническим нокаутом Майклу Муреру? Единицы. А пример Геннадия Головкина, выигравшего почти все, что можно, на любительском ринге и проигравшего главный бой – бой олимпийский – после чего оказавшегося фактически никому не нужным, иллюстрирует нашу любовь к тем, кто прославляет (уж простите за банальность!) отечественный спорт.
Очень не хочется видеть и превращения Александра Винокурова в героя, которому подлые шпионы вкололи чужую кровь во время сна или подмешали в сок запрещенную таблеточку. Но и выливания на него грязи – а уж тем более забвения через пару лет – недопустимо.
Пока же Винокурову грозит двухлетняя дисквалификация, которая, скорее всего, станет началом конца – завершением его карьеры. А это означает, что еще одна мечта Вино – выиграть Олимпиаду – так и останется мечтой. Занавес.
Два дня, которые потрясли мир
Вторник
Выиграв в понедельник 15-й этап, Винокуров в общем зачете поднялся на 21-е место. Но уже вечером, по информации Reuters, казахстанец был уличен в применении гемотрансфузии (кровяного допинга). Спустя пятнадцать минут представители «Астаны» заявили, что покидают «Тур де Франс»
Среда
Русскоязычный сайт Евроспорта публикует материал под заголовком «Вино-вампир», а шесть французских и две немецкие команды провели акцию протеста против применения допинга перед 16-м этапом «Тур де Франс».
В то же время допинг-проба В Александра Винокурова также показала наличие следов «кровяного допинга».
В этот безумный день говорили многие. И гонщики «протестующих» команд, по слухам, обеспокоенные амбициями и результатами «Астаны», и сам Александр Винокуров. Велопрофи в интервью зарубежным СМИ отметил, что «я никогда не прибегал к допингу, поскольку нахожу это неприемлемым для своей профессии. Разговаривал с докторами команды – они считают, что положительный тест мог стать следствием аномального количества крови в моих бедрах. Все это произошло не случайно. Успехи нашей команды вызывали зависть у многих. Стыдно, что приходится покидать «Тур де Франс» таким образом, но я буду бороться за то, чтобы доказать свою невиновность. Слышал версию, что мне перелили кровь моего отца. Это абсурд. Могу сказать, что если бы это было так, тесты показали бы наличие водки».
В среду вечером стало известно, что еще один гонщик на «Туре» был уличен в применении допинга. В крови итальянца Кристиана Морении было обнаружено чрезмерное количество гормонов тестостерона. Сам велопрофи признал свою вину, не дожидаясь оглашения результатов пробы B. Чуть позже клуб Морении «Кофидис» снялся с «Тур де Франс».
А чуть позже и вовсе грянула сенсация. Датчанин Михаэль Расмусен – лидер «Большой петли» – был отстранен руководством команды «Рабобанк» от участия в гонке. Представители клуба отделались общей формулировкой «за нарушение внутренних правил команды», и внезапно вспомнили, что он обманул начальство и в июне вместо тренировок в Мексике находился в Италии. Сам Расмусен заявил, что «я – чист». Хочется верить хоть в это, потому что веры в велоспорт уже не осталось.
Мегаполис
...или войдите через аккаунт соцсети