23 июля закончилась двухлетняя дисквалификация самого известного казахстанского велосипедиста Александра Винокурова, обвиненного в 2007-м в применении кровяного допинга, но его спортивное будущее ещё неизвестно. Пока велопрофи обсуждает условия своего пребывания в «Астане», а действующий менеджер клуба Йохан Брюнель дал по этому поводу несколько язвительных и жестких комментариев, в Алматы завершена съемка документального фильма с ориентировочным названием «Команда „Astana“. Возвращение Винокурова».
Питер Берман — давний друг Винокурова — автор создания фильма. Вначале планировал написать о велосипедисте книгу, а затем пришла мысль «сделать кино — ведь это гораздо проще и интереснее». Он общался со многими режиссерами, но, в конце концов, решил создавать картину с Муратом Нугмановым — «единственным в Казахстане режиссером после Бекмамбетова, кто делает настоящее кино».
Мурат, являющийся исполнительным продюсером нашумевшей картины «Подарок Сталину», предложение снять фильм о спорте вначале принял настороженно.
— Я согласился не сразу, хотя участвовал в съемке двадцати документальных фильмов, потому что от спорта и событий, происходящих в нем, был далек. Вначале я изучал ситуацию, и меня поразила сама история. В ней присутствуют все факторы драматургии — победы и поражения, триумфы и падения. Возможно, придет время, когда мы снимем про Винокурова настоящее игровое кино. Это будет кино о мальчике, который мечтал заниматься велоспортом и дорос до звезды мирового уровня. И у которого на пути не все было гладко, но он никогда не сдавался.
— Меня настолько увлекли события, произошедшие в 2007-м на «Тур де Франс», что я постарался досконально изучить все материалы, связанные с той гонкой. Так что, если и дальше буду снимать фильмы о спорте, — буду знать о нем все, — смеется Мурат.
— Мы думали, что сбор информации станет нашей основной проблемой, но этого не произошло, — продолжает Питер Берман. — Это был какой-то снежный ком! Мы только коснулись темы велоспорта, и все посыпалось на нас само собой! Вначале мы хотели рассказать об одном Винокурове, но в итоге вспомнили и про трагически погибшего Андрея Кивилева (в фильме есть уникальный кадр, где гонщик перед тем самым смертельными стартом прощается с женой), и про дисквалифицированного Андрея Кашечкина. На эту тему, если честно, мы вышли случайно: брали комментарии по дисквалификации Саши у юриста-международника, а он предоставил кучу документов, в которых рассказывается о многочисленных нарушениях прав человека в отношении Кашечкина.
В большом потоке информации, коим насыщен фильм, есть и несколько настоящих бриллиантов.
— За три дня до начала монтажа мы заполучили в свое распоряжение ещё одну уникальную информацию, — продолжает Питер. — Брюнель отправил Александру Винокурову смс-ку, в которой говорилось, что, если «Астана» не выплатит менеджеру зарплату за два года, то у него широкие связи в мире велоспорта…
Отдельная тема фильма — нашумевшая дисквалификация сначала Александра Винокурова, а затем и Андрея Кашечкина.
— Больше всего в этой истории меня поразило даже не то, что судьбу таких гонщиков решают посторонние люди — это очень сложно доказать. Куда сильнее изумило, что спортсмены — люди зависимые. И они всегда остаются крайними. Заметьте, тогда не пострадал никто из руководителей, тренеров, врачей… Вне спорта остались именно велосипедисты, — считает Мурат Нугманов.
— Мы проделали без преувеличения грандиозную работу, — утверждает Питер, — связались с огромным количеством людей, которые поддерживают Винокурова и Кашечкина. Один известный парижский профессор и вовсе считает, что Саша был подставлен! И он заявляет, что готов доказывать свою правоту в любом суде. Он отмечает, что работал с тестами Винокурова и они на сегодняшний день недостоверны. Именно потому был затребован альтернативный тест на ДНК, но без всякого основания лаборатория WADA (Всемирное антидопинговое агентство. — Прим. Ред.) в этом отказала.
— В деле того же Кашечкина очень много странностей, — отмечает Мурат. — Обратите внимание: у него трижды во время «Тура» брали пробу на допинг. А когда он «попался»? Уже после того, как «Астана» снялась с гонки.
— Я вам больше скажу: во многих медицинских книгах ясно говорится: срок, за который эритроциты от применения кровяного допинга выводятся из организма, составляет 120 часов. Это пять суток, — откровенничает Питер. — Даже если мы предположим, что Андрей действительно принимал кровяной допинг и сделал это 23 июля — в последний день участия «Астаны» в «Туре», то как так получилось, что это было обнаружено только 2 августа, когда у него брали допинг-пробу?
Неизвестно, будет ли в фильме сделан на это акцент, но до сих пор остается загадкой: отчего же тогда Федерация велоспорта Казахстана заняла отстраненную позицию, наблюдая, как дисквалифицируют двух ведущих гонщиков нашей страны?
— Я вместе с Николаем Проскуриным (вице-президентом Федерации велоспорта Казахстана. — Прим. Ред.) ездил в Бельгию на встречу с вице-президентом МОКа, — говорит Берман. — И в фильме наш чиновник делает официальное заявление: ему сообщили, что, какие бы мы ни предпринимали шаги, мы проиграем. Тот же Саша Винокуров уверен, что у него были все предпосылки для победы в суде. Но для подготовки всей документации ему потребовались бы огромные суммы. И он мог бы выиграть судебный процесс, вложив все свои сбережения, но остался бы нищим…
Как утверждают создатели спортивного кино в картине
«Команда „Астана“. Возвращение Винокурова», у них нет цели кого-то обелить или обвинить. Куда важнее положение спортсмена в современной антидопинговой борьбе.
— Это действительно стало проблемой, которая произрастает из благого дела очищения спорта в банальное нарушение прав человека, — чеканит Питер Берман. — Понимаете, любого спортсмена при желании можно поймать на допинге! Горничная заходит в номер и вкачивает запрещенный препарат в тюбик зубной пасты. Или какое-то вещество подсыпают в солонку с солью. Или… Примеров может быть множество, и мы не собираемся только констатировать факты, а идем дальше — создаем Международный фонд защиты прав спортсменов!
Несмотря на то, что создатели фильма хотят запустить свое творение как можно скорее, они намерены взять небольшую паузу.
— Это все Мурат, — улыбается Питер. — Я бы уже сейчас все смонтировал, чтобы в конце августа можно было показать фильм, но он хочет дождаться первого официального старта Винокурова.
— Я надеюсь, что Александр выступит на августовском чемпионате Азии, — «парирует» Мурат. — И на самом деле неважно, какое он место там займет. Он все равно победит, даже если останется без медали. Хотя бы потому, что за два года он не сдался и продолжает бороться. И его поддерживают в этой борьбе простые люди — в фильме есть кадры, где болельщики проезжают на велосипедах в казахстанской форме с портретами Винокурова, после чего подъезжают к гонщику и общаются с ним. Выглядело это очень трогательно.
— А ещё меня очень порадовала реакция олимпийского чемпиона боксера Ермахана Ибраимова, — резюмирует Питер. — Он посмотрел черновой вариант нашего фильма, подошел, пожал руку и сказал, что это настоящее кино о спортсменах.
...или войдите через аккаунт соцсети