Все дальше уходит от нас Сиднейская олимпиада 2000 года. На рубеже тысячелетий весь мир узнал имя нового чемпиона по боксу в весе до 57 кг Бекзата Саттарханова. В тот год ему было всего лишь двадцать лет, но зрелости и умению вести бои с разноплановыми соперниками дивились многое повидавшие на своем веку маститые специалисты. Ему прочили яркое будущее, но нелепая трагедия на трассе в Южно-Казахстанской области за сорок минут до 2001 года оборвала жизнь талантливого спортсмена, любимого сына и надежного друга. Человека, который сделал бы для страны очень много. Сегодня своими воспоминаниями о Бекзате с «ЛИТЕР-Неделей» делится чемпион Сиднея, партнер и старший товарищ Бекзата Ермахан Ибраимов.
ЛИТЕР-Неделя: Когда состоялась ваша первая встреча с Бекзатом? Е.И.: Впервые его я увидел во время матчевой встречи Казахстан – Куба в преддверии Сиднейской олимпиады. Бекзат вернулся из Аргентины, где стал вторым на чемпионате мира среди молодежи. Мне было известно, что он включен в состав национальной сборной. Тогда вместе с ним свои первые шаги в большом спорте делали Серик Елеуов, Олжас Оразалинов, Данияр Мунайтбасов, и Бекзат был самым ярким представителем этой плеяды молодых боксеров. Я выиграл свой поединок у кубинца, и после этого боя ко мне подошел Бекзат с просьбой сфотографироваться на память. Я, помню, даже пошутил, что, мол, успею тебе еще надоесть, буду посылать тебя за пирожными в магазин и ты будешь готовить мне чай, имея в виду совместное пребывание в лагере сборной.
ЛИТЕР-Неделя: А когда вы увидели его впервые в деле? Е.И.: На турнире памяти Галыма Жарылгапова в Караганде он выиграл у Галиба Джафарова, и я еще подумал, что это хороший и перспективный боксер, но не более того. Однако его результаты удивляли всех, кто так или иначе соприкасался с боксом. Бекзат очень быстро прогрессировал, словно губка, впитывая в себя все, что касалось профессионального роста. Приведу пример. На сборах мы практикуем игры в футбол, баскетбол. В самом начале его появления в сборной мне приходилось делать ему замечания: не туда пас отдает, не двигается по площадке во время игры в футбол, не может сделать передачу или попасть в кольцо в баскетболе. Однако буквально через два месяца он был одним из лучших, что в футболе, что в игре под кольцом. Что касается кроссов, то и здесь ему не было равных: всегда приходил первым, намного опережая остальных партнеров по сборной. Все это говорит о таланте, проявляющемся во всем, чем бы ни занимался Бекзат. Жизнь на сборах сблизила нас. Он тянулся ко мне, всегда просил, чтобы мы жили в одной комнате на сборах. Относился, как к старшему брату, и всегда заботился о том, чтобы чай был вскипячен вовремя, и обеспечивал дастархан разными сладостями и лакомствами. Я заметил за ним одну отличительную черту. Он был требователен к себе и никогда не отклонялся от рекомендаций врачей, допустим, поминутно расписывавших, когда и в каком количестве принимать витамины и другие препараты. Четко следовал указаниям тренеров по поддержанию формы и учитывал все мелочи в совершенствовании своего боксерского арсенала. Также уделял много времени теоретической подготовке, что характеризовало его как целеустремленного парня, готового штурмовать самые трудные вершины. Ему всегда было интересно мое мнение после очередного поединка.
ЛИТЕР-Неделя: О чем он мечтал накануне Олимпиады в Сиднее? Е.И.: Тренерский штаб был готов к тому, что Бекзат дойдет до медали, но на «золото» всерьез мы не рассчитывали. В СНГ равных ему не было, а в мире было два-три боксера, которые могли его остановить. Однако трудолюбие и талант вместе с его желанием стать лучшим привели к серьезному прогрессу. Уже на предварительной стадии ему удалось одержать победу над одним из претендентов на медали – Рамазом Палиани. Всего лишь одно очко выиграл Бекзат в четвертьфинале у турка, и это был, пожалуй, самый трудный поединок Саттарханова в Сиднее. Причем победил он опытного соперника благодаря своему нестандартному мышлению, нанеся длинный удар справа снизу в голову. Перед финалом с американцем Хуаресом я посоветовал Бекзату набрать побольше очков в первых двух раундах, так как знал, что американец «просыпается» в концовке боя. Я попросил Бекзата не давать бить себя и делать все, чтобы лишить Хуареса оперативного простора. Он сделал все как надо и выиграл с ощутимым преимуществом (22:14), заслуженно, хоть и неожиданно для всех нас, взял золотую медаль.
ЛИТЕР-Неделя: Как вы восприняли смерть Бекзата? Е.И.: Его смерть, по-моему, затормозила развитие казахстанского бокса на пару лет. Он мог стать лидером команды и ее капитаном на протяжении всех последних лет. Потому что своим отношением к делу и жизни демонстрировал способность вести за собой, а это качество очень ценится в спорте. Его уход стал тяжелой утратой для нашего спорта, потому что такие, как Бекзат, рождаются раз в тысячу лет. Мы должны сделать все, чтобы память о батыре жила в нашем народе вечно. 4 апреля ему исполнилось бы 28 лет. К этой дате приурочен международный турнир по боксу в Шымкенте. В планах – включение турнира памяти Бекзата Саттарханова в календарь АИБА (Международная федерация любительского бокса). Цель – дать возможность молодым ребятам сделать на ринге то, что не успел сделать Бекзат. Талгат Садыков, Алматы
...или войдите через аккаунт соцсети