Мужская сборная Казахстана по хоккею не сумела пробиться на Олимпийские игры в Ванкувер. Не присутствуя на этих матчах, крайне сложно сказать: почему так произошло и кто в этом виноват. Но ясно одно: попади наша команда на главные старты четырехлетия, это стало бы огромным шагом для развития хоккея в нашей стране.
На взгляд среднестатистического любителя спорта, поражения нашей команды сборным Дании и Норвегии сродни катастрофе, потому что об этих сборных не так часто говорят, они не являются постоянными участниками первенства мира в элитном дивизионе и Олимпийских игр. Но развитие хоккея в этих странах идет бурными темпами, что они — и особенно норвежцы — подтвердили на турнире в Осло. Я, кстати, никогда не считал сборную Дании слабым соперником и встречи именно с этой командой ждал с опасением — в 2004 году наша молодежная сборная датским сверстникам уступила. И вот та датская молодежь подросла и внесла решающий вклад в победу своей сборной.
Сейчас очень много говорится о подготовке сборной Казахстана на этот отборочный турнир. Сравнивая с предыдущими годами, скажу одно: таких хороших условий у главной команды страны не было никогда. Ни в 1998-м, когда наши ребята блистали на Играх в Нагано, ни в 2006-м, когда достойно выступили в Турине, ни на чемпионате мира в Чехии, где тогда (невиданное дело для нынешних времен) мы уступили чехам 1:2 и обыграли немцев.
В таких условиях и при таком финансировании команда могла выступить лучше. И то, что этого не произошло, — вина главного тренера сборной и генерального менеджера, которые и комплектовали команду. Понимаю, что есть оправдания тому факту, что на этот турнир не приехали многие сильные хоккеисты из российских клубов, которых разными путями не отпустили в команду. Но ведь и раньше ситуация была непроста! И в 1998-м, когда нашему выдающемуся тренеру Борису Александрову приходилось в полной мере пользоваться своим авторитетом, и в 2005-м, когда тогдашний наставник сборной Николай Мышагин вместе с федерацией проводили колоссальную работу, и наши игроки из России ехали в сборную! И тогда у российских команд было сумасшедшее финансирование и стояли большие задачи, но ведь как-то эта проблема решалась…
Анализируя неудачное выступление нашей сборной, хочется обратить внимание на следующий факт. Из стран, чьи клубы участвуют в Континентальной хоккейной лиге, на Игры едут россияне, белорусы и латыши. Да-да, те самые латыши, чье рижское «Динамо» считают командой очень возрастной. Я не берусь судить, насколько богат или беден этот коллектив в сравнении с «Барысом», зато знаю, в чем именно латыши нас превосходят. На 2,5 миллиона населения (Алматы и Астана вместе взятые) у них есть 25 ледовых дворцов! У нас же на 16-миллионную республику наберется от силы 10 нормальных ледовых арен…
Мне не хочется искать виновных и требовать их наказания. Нужно задуматься совсем о другом: тот хоккейный ресурс, что существовал с советских времен, мы уже выработали. И в бой теперь пойдет та молодежь, что воспитана именно в годы независимости. Так откуда же появится сильная сборная, когда юниоры и молодежь за последние лет пять не выиграли ничего, а выступление молодой команды в этом году на первенстве мира в Квебеке оказалось просто кошмарным? Если раньше наша сборная выезжала за счет тех же братьев Корешковых, то уже на прошлогоднем первенстве мира в Китае стало понятно: им уже не по силам тянуть команду на себе. А молодых хоккеистов, способных стать лидерами, у нас не появилось. Попробуйте, к примеру, назвать яркого казахстанского игрока 1979 года рождения? Вам не придется долго гадать — Евгений Набоков. Не возникнет проблем и с Николаем Антроповым, родившимся в 1980-м, а вот вспомнить ярких ребят, появившихся на свет после 1985 года, не представляется возможным.
Этому есть разумное объяснение: дети, которые хотели стать хоккеистами, видели перед собой закрытые дворцы, а когда секции стали появляться, не каждый родитель оказывается способным платить большие деньги для обучения своего ребенка. Да и многие хорошие детские тренера просто уехали в ту же Россию или стали заниматься бизнесом…
И поэтому сейчас мы имеем Петропавловск — город со славными традициями, — в котором нет клуба. Такая же ситуация с Павлодаром, Костанаем, Актюбинском и многими другими городами.
Многие считают большим утешением тот факт, что в КХЛ участвует столичный «Барыс». И я полностью с этим согласен! Такая школа будет полезна нашим, казахстанским хоккеистам, которые, сражаясь с игроками мирового уровня, окрепнут и обязательно усилят национальную сборную. Но вот кто в «Барысе» стал главным открытием сезона? Канадец Даллмэн. Это очень замечательно, что у нас нашли и сумели раскрыть такого игрока. Но на его месте — раскрывшегося хоккеиста, ставшего звездой, — должен ведь быть хотя бы завтра казахстанец. И то, что в клубе есть легионеры, — понятно и объяснимо. Они необходимы для решения серьезных задач.
Сейчас в казахстанском хоккее будут происходить большие перемены. С осени начнется собственный чемпионат, во многих регионах собираются строить компактные и недорогие ледовые арены. Но, к сожалению, перемены не касаются Алматы. Когда южная столица осталась без большого футбола — это вызвало ажиотаж. Когда-то же самое произошло с хоккеем — все молчали. Алматинский хоккей «похоронили» в августе прошлого года, ещё до кризиса, когда закрыли клуб «Енбек», отказавшись выделять даже тот мизерный бюджет, что был раньше.
Надежды на то, что в Алматы — городе, который вместе с Астаной примет зимнюю Азиаду, — будет своя хоккейная команда, у нас ещё есть. Ведется работа, ищутся спонсоры… Надежда и в самом деле умирает последней. Алматы нужен хоккей с шайбой. Как и всему Казахстану.
...или войдите через аккаунт соцсети