Николай Бабенко: «Очень благодарен, что дали возможность мне вернуться в хоккей»
Несмотря на то, что должность генерального менеджера клуба в хоккейном мире существует давно, в Казахстане такие специалисты есть далеко пока не во всех клубах. Чаще их функции выполняют заместители директора либо спортивные директоры клубов.
Каковы же они, эти функции? В первую очередь — подбор персонала, в том числе и главного тренера, определение стратегии развития клуба. Главный тренер команды не должен подыскивать конкретных игроков сам — у него других дел хватает. Вопросами селекции руководит именно генеральный менеджер, которому наставник команды должен суметь правильно объяснить параметры и качества необходимых ему хоккеистов. Потому очень важно, чтобы генеральный менеджер и главный тренер имели одинаковые взгляды на хоккей и полностью доверяли друг другу.
С этого хоккейного сезона в карагандинской «Сарыарке» на посту генерального менеджера клуба работает Николай Бабенко. Карагандинские и темиртауские хоккейные болельщики со стажем, конечно, помнят этого выступавшего в конце 80-х — начале 90-х за наши команды нападающего. Потом мы имели возможность лицезреть его игру уже в составе российских клубов, где этот прирожденный бомбардир добился приглашения в национальную сборную России. Однако молодым казахстанским любителям хоккея генеральный менеджер ХК «Сарыарка» известен куда меньше. Потому и решили мы попробовать сделать с ним, так сказать, ознакомительное интервью.
— Николай Николаевич, Вы ведь в Темиртау родились? Когда начали играть в хоккей?
— Да, родился 8 июня 1970 года в Темиртау. В 7 лет начал заниматься хоккеем у Бориса Киприча. В Темиртау тогда очень хороший 1970-й год подобрался — вместе со мной и Паша Цуканов тренировался, и Андрей Потайчук, и Владимир Антипин, и Вадим Гловацкий, и Валерий Шеститко, и другие хорошие игроки.
— Насколько я знаю, в «Строитель» Вы начали привлекаться в совсем юном возрасте?
— Подключать к команде мастеров нас начал в 16 лет главный тренер «Строителя» Юрий Бокий. Но потом у меня был немаленький перерыв. В 18 лет ушел в армию, потом еще год в хоккей не играл, соскучился. Но темиртауской команде, выступавшей во 2 лиге чемпионата СССР, я оказался, видимо, неинтересен. Пригласили играть в Орск за «Южный Урал». И так получилось, что первую свою игру за орскую команду я проводил против «Строителя» в Темиртау. Забросил 2 или 3, не помню точно, шайбы землякам. А вечером начальник карагандинского «Автомобилиста», выступавшего в 1 лиге, Борис Рыб позвонил, сказал, что будут рады видеть меня в своей команде.
— Как дальше складывалась Ваша карьера хоккеиста?
— Нагрузка была достаточно большая. Одно время мы с Пашей Цукановым одновременно и за «Автомобилист» играли, и за «Строитель». По 4–5 игр в неделю иногда выходило. А в 1993 году меня пригласили играть за тюменский «Рубин». Годом позже образовалась Межнациональная Хоккейная Лига.
— В «Рубине» Вы добились немалых успехов. В том числе и за сборную России на Призе «Известий» сыграли…
— Да, но в сборной я особо не блистал. Играл в третьем-четвертом звеньях. Но для 26-летнего парня из провинции, конечно, в сборной России все было в диковинку. Мы тогда неплохо играли за «Рубин», только в полуфинале Кубка МХЛ очень сильному московскому «Динамо» уступили.
— Не было перспектив закрепиться в составе российской сборной?
— Меня сразу на этот счет предупредили, что для этого необходимо переходить в один из московских клубов. А я из «Рубина» никуда уезжать не хотел, обжился уже к тому времени в Тюмени.
— Но Вы ведь и за «Северсталь» потом играли?
— Когда в «Рубине» финансовое положение начало ухудшаться, в 2000 году меня пригласил играть в Череповец нынешний наставник «Салавата Юлаева» Сергей Михалев. Очень хорошая там тогда команда подобралась. В первый сезон заняли 5 или 6 место, а на следующий год выиграли бронзовые медали чемпионата России. Со мной в одной тройке нападения играли известные по выступлениям за сборную России Раиль Муфтиев и Дима Денисов, потом в центре Вадим Епанчинцев выступал. Из того коллектива Максим Соколов до сих пор в воротах питерского СКА стоит.
— Но потом, помню, Вы опять приезжали в составе тюменской команды в Караганду на матчи с «Казахмысом»…
— В 2002 году меня пригласили в Тюмень помочь становлению «Газовика». У нас с женой были два маленьких сына, надоело по съемным квартирам болтаться. Я собрался и поехал в свой город. Стал играющим главным тренером «Газовика». Кроме меня тогда только Валерий Белов был в подольском «Витязе» одновременно и главным тренером, и игроком.
— Вы ведь довольно поздно закончили выступления?
— Лет в 35–36. Выбора не было. Я один воспитываю двух сыновей, о каком хоккее могла идти речь?!
— Конечно… Но Вы ведь и тренером различных сборных немало поработали?
— В 2003 году на базе «Газовика» была сформирована студенческая сборная России для участия в Универсиаде в Италии. Мне доверили ее комплектацию. До того россияне 10 лет Универсиады не выигрывали, а мы сделали это, обыграв в финале словаков. В той команде, кстати, у меня Ильгиз Нуриев, Евгений Исаков играли. Был у Александра Якушева помощником во второй сборной России, где тоже большинство игроков из Тюмени выступало. Два раза мы становились вторыми на Кубке Монблана во Франции — каждый раз финнам по разнице шайб уступали.
— Ваши сыновья хоккеем занимаются?
— Старший, Егор, занимается и показывает довольно приличные результаты. По 1997 году рождения по Уралу в пятерку лучших бомбардиров входит. Младший, Даниил, не хоккеист.
— Как Вы оказались в Караганде?
— Немного засиделся без своего любимого дела — хоккея, и очень благодарен директору ХК «Сарыарка» Аргыну Зайруллаевичу Нигматулину, что вновь дал мне возможность заниматься любимым делом. Думаю, что сейчас нахожусь на своем месте.
— Как идет работа?
— Все кандидатуры хоккеистов мы обсуждаем с директором клуба, главным тренером. Все вопросы решаем сообща. Задача у нас стоит одна — создать сильный коллектив, за который будут выступать хоккеисты, обладающие хорошими человеческими качествами. Это сейчас на первом плане.
Если все получится с Молодежной Хоккейной Лигой, идею об участии в которой горячо поддерживает директор нашего клуба, то это будет большим шагом вперед для хоккея всей Карагандинской области. Мальчишки с 7 до 17 лет занимаются в хоккейной школе, а потом не знают, куда пойти — это большая трагедия. Нам необходимо заполнить эту нишу. Создание молодежной команды будет большим подспорьем и для школы, и для клуба. Ведь местные хоккеисты играют не только за деньги. На трибунах сидят их родители, друзья, родственники. Караганда для них — не пустой звук. И уже с 16 лет игроки будут привычны полностью выкладываться на площадке.
Досье «Sports.kz»: Николай Бабенко
Генеральный менеджер ХК «Сарыарка»
Родился 8 июня 1970 года
Воспитанник темиртауского хоккея
Выступал за команды «Строитель» (Темиртау), «Автомобилист» (Караганда), «Рубин» («Газовик», Тюмень). Бронзовый призер чемпионата России-2000/2001
В 1996/1997 годах играл за национальную сборную России, победитель Приза «Известий»
В 2002/2003 годах — главный тренер тюменского «Газовика». Главный тренер студенческой сборной России — победительницы Универсиады в Италии
Тренер второй российской сборной двукратного серебряного призера Кубка Монблана в 2004/2005 годах
...или войдите через аккаунт соцсети