...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Атлетика


9 июня 2009 (00:49)

Николай Лаврентьев: «Хороший тренер — это больше, чем тренер»

Николай Лаврентьев: «Хороший тренер — это больше, чем тренер» Николай Федорович Лаврентьев за свои 63 года побывал и трактористом, и танкистом, и спортсменом, и тренером… Сейчас он привыкает к размеренным будням пенсионера.

Заслуженный тренер страны, почетный деятель спорта Республики Казахстан, старший тренер Северо-Казахстанской области по гиревому спорту Николай Лаврентьев имеет высшую категорию тренера-преподавателя высшего уровня квалификации. За время своей работы Николай Федорович подготовил более сорока спортсменов высокого класса и сегодня он со спокойной душой уходит на заслуженный отдых, зная, что северо-казахстанский гиревой спорт, который стал делом всей его жизни находится в надежных руках талантливых воспитанников.

«Обеспеченные парни пиво пьют»

Мы встретились с Николаем Федоровичем в маленьком спортзале близ железнодорожного вокзала, куда гиревики переехали недавно. «Меньше года мы тут занимаемся, — пояснил Николай Лаврентьев, — зиму вроде перезимовали. Правда, отопления не было, даже цветы все померзли. Я попытался соорудить несколько каминов, но это мало помогло».

«Новое» место жительства петропавловских гиревиков больше походит на полузаброшенный школьный спортзал, нежели на специализированные апартаменты. Более того, эти квадратные метры разделены волейбольной сеткой — на одной стороне тренируются боксеры, на другой — гиревики. До этого любители «железа» 27 лет занимались на стадионе «Локомотив» (ныне — «Жастар»). В прошлом году на стадионе постелили искусственное поле, административное здание переоборудовали под школу футбола, а гиревому спорту, тяжелой атлетике и армрестлингу вежливо указали на дверь. Предложили другой зал, площадь которого раза в три меньше. Выбора особого не было… Так мастера спорта, чемпионы Азии и мира оказались в этом мрачном помещении, где, не капризничая, ежедневно приобретают спортивные навыки и оттачивают свое мастерство.

— Николай Федорович, жалко было расставаться с прежним спортзалом?
— Конечно, мы уже привыкли к нему, все знали, что мы там занимаемся — новички шли туда. Когда нас выселяли, мне предлагали зал в другом конце города, но я отказался. Перенести зал в отдаленный район — значит, потерять весь состав воспитанников. А какой смысл тогда работать? Если туда идти, надо снова набирать детей. У «Локомотива» хорошее расположение — мы охватывали детей Рабочего поселка, Бензостроя и других городских окраин. Здесь живут не самые богатые люди, и, поверьте мне, эти ребята не смогли бы ежедневно тратиться на общественный транспорт, чтобы добраться до спортзала. Обеспеченные парни спортом не занимаются — они пиво пьют в кафешках. (Улыбается.) Предоставленный зал хоть и маленький, но он находится в этом же районе, что, несомненно, радует.

«Мало знать свое дело, надо его любить»

Николай Федорович Лаврентьев родился в селе Кочкурово Починковского района Нижегородской области соседней России. Мы попросили заслуженного тренера Казахстана рассказать о том, как он оказался в нашей стране.

— В Казахстан я переехал в 1960 году, тогда мне было уже 14 лет. Семья у нас была большая — девять ребятишек, я самый старший. Родители были крестьянами, отец — ветеран войны. Наш переезд имеет довольно простую предысторию. В Нижегородской области служил солдат из Казахстана, который познакомился с сестрой отца и увез её с собой. Она потом писала отцу, мол, приезжай, хорошая страна, добрые люди. В России тогда было тесно — земли мало, а тут — раздолье. Отец приехал, осмотрелся — ему понравилось, он собрал всю нашу дружную семью и перевез.

— Школу вы окончили уже в Казахстане?

— Нет. В России я отучился девять классов, а здесь поступил в училище механизации по специальности тракторист-комбайнер. Год до армии я работал трактористом в совхозе. В 1965 году призвали в армию, служил в Туркмении в танковых войсках. Так что, я мастер по ремонту танков. (Улыбается.)

— И как же мастер по ремонту танков стал мастером спорта?

— Ещё со школы я занимался акробатикой, лыжами. Потом потянуло в тяжелую атлетику. В армии я подумал: если хочу полноценно заниматься, надо относиться к этому серьезнее. Пошел учиться в индустриальный техникум, где готовили техников-механиков. Меня привлекала не столько специальность, сколько условия для занятий спортом, которые там создавались. Там были хорошие залы, спортинвентарь… Регулярно выступал за трудовые резервы. После техникума пошел работать в совхоз механиком отделения, а потом стал шофером на железной дороге. Вошел в сборную области по тяжелой атлетике, и меня пригласили работать тренером в спортивный клуб железнодорожников «Локомотив». Мне тогда было 26 лет. В качестве спортсмена я дважды становился мастером спорта — по тяжелой атлетике и по гирям. По тяжелой атлетике я занимал скромные места на уровне республики. Штанга в Казахстане всегда была довольно развитым видом спорта, и стать чемпионом — задача не из простых.

— Трудно было из спортсмена переквалифицироваться в тренера?

— Если человек любит свое дело, никакого сложного перехода не будет. Я вижу, что многие тренеры случайно ступают на этот путь, что очень печально. В любой профессии мало знать свое дело, надо его любить.

«Самой молодой штанге — 20 лет»

— Мастера спорта по гирям вы выполнили уже в 45 лет… Выходит, возраст нормативам не помеха?
— Ну, это не совсем так. Вообще-то любой спорт — это удел молодых. Просто в 1990 году популярность гиревого спорта только набирала обороты, и мне хотелось увлечь за собой пацанов. Я хотел доказать, что при желании можно и нужно добиваться серьезных результатов в любом возрасте.

— Сейчас вы тренируете гиревиков, хотя в своей спортивной карьере отдавали предпочтение штанге. Или в Петропавловске нет желающих заниматься тяжелой атлетикой?
— Не в этом дело. Сначала я занимался со штангистами, но постепенно тяжелая атлетика в нашей области утратила свою популярность. По каким причинам — лично мне не понятно. Даже соревнования городского и областного масштаба перестали проводить. Ребятам выступать стало негде, условий для тренировок не было, и этот вид отошел на второй план. Нам то, тренерам, многого не говорят — может, это было кому-то нужно… Через 18 лет вспомнили о штанге, открыли отделение, даже тренера взяли, но подходящие условия для занятий так и не создали. Так тренер и ушел, практически не начав работу. Обидно, конечно. Для примера скажу несколько слов о соседнем Кокшетау. Там тяжелая атлетика была всегда. Достаточно посмотреть на условия, которые создают спортсменам кокшетауские власти — и можно быть спокойным за будущее этого вида спорта в регионе. Там такие спортзалы и такой спортинвентарь, что нам остается только порадоваться за соседей. У них четыре штатных тренера, если я не ошибаюсь — 15 новых олимпийских штанг!

— А что вы имеете на сегодня?
— Во всей Северо-Казахстанской области нет ни одной олимпийской штанги! Почти весь инвентарь — самодельный. У нас самой молодой штанге — 20 лет, остальным больше. Гантели — все самодельные. Только некоторые гири есть заводские. Мы проводили чемпионат области — нам стыдно было выступать: у нас даже нет нового грифа. Много лет никто ничего не покупал. Хотя, с другой стороны, быть может, одна из причин хороших результатов кроется в том, что здесь все приспособления простые и проверенные временем. В спорте все должно быть просто.

«Моя гордость — чемпионы Азии и Мира»


— Расскажите о первых попытках культивировать гиревой спорт в Северо-Казахстанской области.
— Гиревой спорт к нам пришел в начале девяностых годов. Сам я регулярно выступал за честь города и области, однажды был первым на чемпионате Казахстана. Гири стали развиваться благодаря председателю спортивного клуба «Локомотив» Николаю Евдокимовичу Селезневу. Он несколько раз посылал меня в Россию в командировку, чтобы я приобрел хоть какой-то опыт в подготовки гиревиков.

— За время своей тренерской карьеры вы подготовили более сорока мастеров спорта, в том числе и международного класса, есть чемпионы Азии и мира. А кого из них вы по праву считаете своей гордостью?

— Всех чемпионов Азии и мира. Ребята молодцы, защищают честь страны, делают все, чтобы не ударить в грязь лицом. В разные времена на разных аренах блистали Олег Чегадаев, Андрей Свистунов, Владислав Третьяков, Сергей Куликов, Дмитрий Киселев, Виталий Диденко (на фото). Кстати, Виталя в 2008 году в Италии стал пятикратным чемпионом мира по гиревому спорту, и я верю, что это ещё не предел.

— Сколько человек у вас занимаются гиревым спортом?

— А мы не считаем, сколько человек к нам приходит. У меня две группы спортсменов — мастера спорта и «международники», у моего воспитанника Олега Чегадаева в армрестлинге тоже две группы. Конечно, и новички есть. Нам же смену надо готовить, детей просматривать. Девчата иногда приходят. Гиревой спорт ценен и полезен для здоровья, к нам идут охотно. Большинство приходят просто «подкачаться». Хочется хорошо выглядеть, и это нормальное явление для молодежи. Да и не каждому дано быть великим спортсменом. Например, если у человека нет гибкости в суставах — он не выполнит упражнение правильно, а если нет идеального исполнения — не будет мастерства и результата.

— Среди ваших воспитанников есть ребята из сел области?
— В основном это студенты, которые учатся в Петропавловске. Да и вообще в спорте сейчас — студенты и школьники, рабочему классу не до спорта.

— Занятия спортом учебе не мешают?
— Нет. Мастера спорта у меня, как правило, имеют высшее образование. Я им всегда говорю, что необходимо сочетать умственную и физическую работу. Вот, например, пятикратный чемпион мира Диденко Виталя окончил Северо-Казахстанский государственный университет по специальности «агроном» с красным дипломом. И он не один такой. Только умный и одаренный человек может понять, что все зависит от него и если он захочет стать мастером спорта, он обязательно им станет. Глупого человека не заставишь пахать. С талантливым спортсменом легко и приятно работать. Спорт — это ещё одна жизнь, дополнительные нагрузки, которые не каждому по плечу.

— Как вы считаете, всегда ли хороший спортсмен может стать хорошим тренером?
— Скажем так, у хорошего спортсмена больше шансов стать хорошим тренером. Он более тонко чувствует и знает свой вид спорта. Тренерская работа сложная. К сожалению, тренер у нас выполняет все функции, даже те, которые не должен выполнять. И деньги на соревнования просит, и ребят на учебу устраивает, и железо ремонтирует, и пол метет… Но это жизнь. Хороший тренер — это больше, чем просто тренер, он должен все уметь.

«Таланты найдутся»

— Хотелось бы услышать вашу оценку уровню развития гиревого спорта в стране?
— Довольно высокий уровень. Несколько раз сборная нашей страны входила в тройку на чемпионатах мира. Конечно, в гиревом спорте лидирует Россия. Лучшие спортсмены там получают зарплату и с ними очень трудно состязаться.

— Что, по вашему мнению, может способствовать ещё более интенсивному росту гиревого спорта в Казахстане?

— Нужно ставить спорт на профессиональную основу. Если спортсмен будет получать зарплату, с него можно будет требовать результат. У нас этого пока нет, к сожалению.

— В каком возрасте лучше всего приходить в гиревой спорт?
— Можно и с 10 лет, но мы таких малышей не берем по той простой причине, что для них нужны соответствующие условия — маленькие гири и так далее. Для нас же это больной вопрос. Я не скажу, что условий совсем нет… худо-бедно, но выживаем. Когда мы занимались на своем прежнем месте — на стадионе «Локомотив», — там у нас своя сауна была, а тут даже технички нет, мы с ребятами сами пол моем. Но я слышал, что скоро нас погонят и отсюда… Куда — не знаю. Лично я — на пенсию. (Улыбается.)

«Планку нужно держать»


— За выступлением казахстанских тяжелоатлетов следите?

— Конечно, постоянно! Дай бог, в Казахстане тяжелая атлетика будет жить и процветать. Конечно, звезда — Илья Ильин — сверходаренный парень, у которого большое будущее. Он молодой, талантливый, если все нормально — ещё не раз о себе заявит. Все зависит от того, как он сумеет себя сохранить. Отрадно, что наша казахстанская земля родила такого чудо-богатыря.(Улыбается.) Вот ещё пару таких талантов, и тяжелая атлетика Казахстана очень внушительно выглядела бы на мировой арене. Для этого нужно популяризировать спорт, открывать залы, привлекать молодежь. И я уверен — таланты найдутся.

— А в Северо-Казахстанской области есть предпосылки к возрождению тяжелой атлетики?
— Сейчас в этом направлении работают некоторые районы области, но уровень спортсменов очень низкий. Забросить было легко, возродить — гораздо сложнее. Было время, когда мы первенство области проводили два дня, участников — больше ста человек… а сейчас за день вполне управляемся. У нас есть штангисты-любители, но даже при желании сборную области собрать мы не сможем. Разве что детскую. Взрослой команды нет и при таком отношении — быть не может.

— Будучи пенсионером, вы продолжите работать?

— Нет, хватит уже работать. (Улыбается.) Нужно уступать дорогу молодым — пусть они стремятся и добиваются результатов. Команда нашей области всегда была в тройке лучших в стране. Эту планку нужно держать.
Автор: Дарья Тушина prosportkz.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети