На нашу встречу бронзовый призер Олимпийских игр в Пекине по греко-римской борьбе Нурбахыт Тенизбаев приехал на новенькой Тоуоta Саmгу 40-й модели. Не трудно было догадаться, что это чудо японского автопрома подарок нашему герою за медаль в Пекине.
Разумеется, многое в жизни Тенизбаева после удачного выступления на Олимпиаде изменилось в лучшую сторону. Слава, дорогие подарки… Но в Нурбахыте неизменным осталось одно — его простота в общении с окружающими, искренность и феноменальное трудолюбие.
Обычно ведь как бывает, после серьезного результата спортсмены на полную катушку пользуются послаблениями, которые тренеры дают своим подопечным. В принципе это общепринятая практика в спорте. Но Нурбахыту такая «роскошь» в тягость: не любит он долго без дела сидеть. В начале года Тенизбаев отборолся на первом серии Голден Гранд турнире в Турции. Стал третьим, так сказать, размялся перед долгим сезоном. Единственное, что позволил себе борец из Жаркента, так это не мучить себя весогонкой, выступил в весовой категории 66 кг. Затем сборы в Венгрии, откуда вместе с командой он вылетел в Клермон-Ферран на Кубок мира. Во Франции Тенизбаев проиграл только одну-единственную встречу китайцу. В остальных очных встречах с кубинцем, французом и венгром казахстанец как всегда был на высоте. По приезде наших палуанов наставник сборной Танат Сагиндыков на встрече с журналистами отметил высокий уровень борьбы Нурбахыта. В эти дни медалист Пекина готовится к чемпионату Казахстана, который пройдет 14 и 15 марта в Костанае.
— Нурбах, салем, уже думал, что до Костаная не доведется с тобой увидеться, твой телефон был отключен.
— Готовлюсь к «Казахстану», постоянные звонки отвлекают, приходится частенько отключать.
— Мечты действительно сбываются, ты согласен?
— Ты о медали?
— Ты прав, ещё перед Пекином, думал, если выступлю удачно, обязательно возьму «сороковку».
— Но тебе её подарили, угадал?
— Да, это подарок. Ключи мне вручили во время празднования 80-летия Панфиловского района. Моему тренеру Кудайбергену Агимову подарили квартиру и автомобиль ВАЗ-2107, ещё одну «семерку» получил Ернар Рамазанов за второе место на Чемпионате мира среди студентов. Районный акимат и местные бизнесмены сделали нам дорогие и очень приятные подарки.
— Как они угадали с твоим предпочтением?
— Я, наверное, так много говорил о сороковке, что об этом знали все. (Смеется.) Мой тренер уж точно знал, о какой машине мечтаю.
— Когда только начинал заниматься борьбой, предполагал, что достигнешь таких высот?
— Я родился и рос в селе Ушарал, это недалеко от Жаркента. В семье я десятый ребенок. Боксом только брат занимался в студенческие годы. Не поверишь, но тогда я думал, что тренировки это что-то вроде школьной программы, что спортом можно заниматься, пока в школе учишься (Смеется.) Сам понимаешь, отдалённый район, информации мало, условий для занятий спортом тоже почти никаких. Когда в Жаркенте открыли профессиональный клуб «Даулет» все изменилось. Мы, мальчики, часами могли смотреть на развешанные в зале фотографии наших знаменитых борцов Жаксылыка Ушкемпирова, Даулета Болатовича Турлыханова. Все это настолько завораживало, без борьбы я уже не мог. Мой дядя даже в Жаркент перевез меня жить, он меня как раз и привел в первый раз к Кудайбергену Агимову, домой только на выходные ездил. В 2000 году приехал в Алматы, поступил в колледж спорта имени Хаджимукана. С того момента и начался мой осознанный путь борца, в том же году впервые боролся на чемпионате Азии среди кадетов, где стал треть им. Через год уже выступал на чемпионате мира среди молодежи.
— Впечатления от первого знакомства с большим ковром, наверное, неизгладимы?
— Ещё бы. Когда в первый раз попал на молодежный «мир», я понял, борьба — это целое искусство, что в мире много сильных парней, с которыми придется конкурировать. После своего первого чемпионата мира вернулся другим, с другими взглядами на борьбу, на подготовку. В следующем году пропустил все международные соревнования, вообще не выезжал. И в 2003 году выиграл молодежный чемпионат мира в весе 58 кг. Знаешь, эта победа мне очень дорога, до сих пор свежа в памяти. Быть чемпионом мира — особое чувство. Мне было 20 лет. В финале боролся с сербом Давором Стефанеком. Чемпионом мира среди молодежи он стал только два года спустя в 2005-м в Вильнюсе.
— В Афины ты пытался пробиться в двух весах…
— Я боролся в 60 кг, но на отборе в Нови-Саде стал одиннадцатым. Лицензию в этом весе потом взял Нурлан Койжаганов. В 55 кг боролся Асет Иманбаев. В Сербии он стал шестым и не смог взять квоту в Афины. На последнем квалификационном турнир в Ташкенте в этом весе я стал третьем. Вот так и попал на свою первую Олимпиаду.
— Какие ощущения?
— Несмотря на дебют, настраивался на победу. В первом круге проиграл корейцу, правда, засуживали схватку. В итоге довольствовался только 17-м местом. Тогда дал себе обещание: даст Всевышний, со следующей Олимпиады с пустыми руками точно не вернусь.
— Мандраж испытывал?
— Нет, стрха не было вообще. Знаешь, на ковре все в равных условиях. Звездам даже тяжелее бороться. На них все по-особенному настраиваются, изучают их технику. От них ждут ещё и результата, что тоже психологически давит.
— За Афины сильно попало?
— Не скрою, на меня возлагали определенные надежды. Поэтому серьезный разговор, конечно же, был.
— Нурбахыт, ты то в 55, то в 60 кг выступаешь, не трудно сгонять вес?
— Перед Афинами 10 месяцев был на диете. Но это не помешало за три месяца до Олимпиады выступить на чемпионате Азии в Алматы в весе 60 кг, дома проиграл корейцу. Кстати, в Афинах он стал чемпионом.
— Сейчас ты спокойно и в 66 кг борешься?
— Да, проблем нет.
— Собственный вес?
— 66 килограммов. Согнать его не составляет труда, вес всегда держу под контролем.
— В сборной в твоей категории собрались достаточно серьезные соперники, это подстегивает?
— Конечно, все хотят вы ступить на чемпионате мира или на Олимпийских играх. Расслабишься, все, даже не поймешь, как твое место занял кто другой. Да вот пример. В 2005 году на чемпионате Казахстана в Астане стал третьим. На чемпионат мира, соответственно, не поехал. Поставил задачу в следующем году обязательно попасть на «мир». Выиграл, как положено, чемпионат Казахстана, затем на континентальном первенстве в Алматы стал чемпионом. А на чемпионате мира в Гуанчжоу выиграл у японца, затем опять же у серба Стефанека, но в третьем круге проиграл турку Виньямину Эрику, он потом бронзу вы играл. В итоговом протоколе я занял 8-е место.
— На предолимпийском чемпионате мира в Баку твой результат принес стране лицензию, получил удовлетворение?
— Честно сказать, думал только о медали, тогда даже мысли не было ограничиваться попаданием в первую восьмерку. Начало было хорошим, «убрал» поляка, затем венесуэльца, в третьем круге встретился с чемпионом Росси Исламбеком Альбиевым. Схватка была тяжелая. Первый период выиграл я, во втором победу одержал он. Заключительная двухминутка была самой напряженной. Но победу зубами я все-таки вырвал. Во время нашей с Альбиевым встречи ногу травмировал. В схватке за выход в полуфинал уступил чемпиону Европы румыну Эусебио Диакону. Румын, откровенно говоря, испортил схватку. Когда меня поставили в партер, сразу после свистка я смог уйти от захвата и встать на ноги, продолжаю, значит, бороться, а он руками разводит, судье доказывает, что он не успел зафиксировать захват. В общем, повторный партер, я три балла и отдал.
— Задача-минимум все же была выполнена.
— Для меня нет. Тогда я про лицензию даже не думал. В голове была медаль.
— И все-таки, второй раз ты сумел завоевать для страны лицензию. После Баку все мысли были о Пекине?
— Да, восстанавливался, лечил ногу, фактически ни куда не выезжал, готовился к Олимпиаде.
— В 2003 году на чемпионате мира среди молодежи ты ещё был темной лошадкой для своих соперников. Сейчас — личность известная, соперники по-особенному настраиваются на тебя?
— Настрой у всех и на всех начинается уже с жеребьевки. (Смеется.) Первый, психологический, барьер проходишь, изучая соперников в подгруппе.
— На Олимпиаде в Пекине у тебя была внутренняя уверенность, что выиграешь медаль?
— Да, я верил в это. Надежда окружающих окрыляла меня, придавала больше уверенности. Хочу сказать всем спасибо за поддержку. На старте всегда тяжело бороться, но норвежца прошел без проблем. Во втором круге встретился с олимпийским чемпионом Афин из Кореи Джи Хьюн Джунгом. Первый период проиграл, во втором провожу накаты, но опять судьи ничего не замечают. Во втором периоде он в партере, но я не смог взять балл, и мне надо было любой ценой отстоять позицию в партере, и тогда по последнему действию победа досталась бы мне. Значит, был бы шанс выиграть третьем периоде. Но ему удалось повести в счете, а за 10 секунд до конца периода я поймал корейца на «кочергу», дали три балла. Период остался за мной.
В третьем периоде я нарастил темп. К концу схватки у меня открывается второе дыхание, а он наоборот — начал сдавать. В полуфинале, к сожалению, проиграл азербайджанцу Виталию Рахимову. Настроение — ноль. Но потом осознал что есть шанс взять бронзу и начал настраиваться на вечернюю схватку за третье место. За бронзу боролся, как в последний раз в жизни. На первых же секундах опять применил свою любимую «кочергу», которая выбила из колеи китайца. Он потом больше дергался, чем боролся.
— Нурбахыт, интересно узнать, во время международных совместных сборов борцы тесно общаются или же все ограничивается тренировкой?
— Нет, конечно, общаемся, после тренировок вместе проводим много времени, узнаем о наших странах.
— Ты владеешь английским?
— У нас у борцов свой, своеобразный английский (смеется), главное, что мы друг друга понимаем.
— А кто в нашей сборной нормально владеет английским?
— Наш главный тренер Танат Умурзакович.
— С кем дружишь в своем весе?
— С Ерболом Коныратовым, Алматом Кебиспаевым, Ельдаром Кайратовым, Маргуланом Асембековым, Ермеком Кукетовым, да со всеми дружеские отношения.
— Ты верующий человек, намаз читаешь?
— Да, как положено, пять раз в день.
— Это не мешает тренировкам, режиму?
— Нет, пост держишь раз в год. Допустим, когда он совпадает с соревнованиями, то пост можно перенести на поздние сроки. Считаю, что соблюдение всех норм ислама — это тоже своего рода режим, ведь ты не пьешь алкогольные напитки, с плохими компаниями дружбу не ведешь. Рано ложишься спать, рано встаешь.
— Времена, когда в общаге жил, не забыл?
— Нет. (Улыбается.) Когда в ЦОПе жили, проблем не было… Снимать квартиру было дорого. Однажды я взял сумку и хотел уехать домой, тут Найзабек-ага с КазАТК спрашивает, что случилось, говорю, так и так, жить негде, поеду домой. К ректору Серику Айтахыновичу Алпысбаеву зашли, агашка объяснил: вот надо комнату в общежитии, лицензию для страны взял. А у КазАТК хорошее общежитие, столовая, комнаты. Так нам самую хорошую комнату выдели ли. Знаешь, я из простой семьи, поэтому, чтобы добиться чего-то в жизни, должен трудиться день и ночь. Мы с Маргуланом Асембековым часто на эту тему рассуждаем, надо пахать, чтобы в жизни чего-то добиться.
— Нурбахыт, ты теперь человек известный. Это, наверное, здорово помогает в жизни, решать какие-то вопросы, например, когда нарушаешь правила дорожного движения на своей «сороковке»?
— Если и нарушаю, то не специально (смеется), я законопослушный, надеваю ремень, как и все водители, не езжу с тонированными стеклами.
— И какая реакция у сотрудников дорожной полиции?
— Многие узнают в лицо, другие по фамилии. Иногда даже шутят, что нам с водителями уже надо ездить. (Смеется.)
— Тебе аким области квартиру в Талдыкоргане подарил, уже обжился?
— Сейчас документы оформляю. Когда квартиру подарили, Серик Абикенозич Умбетов лично зашел в гости, поздравил, много хороших и теплых слов сказал. Квартира на первом этаже, сейчас решетки на окна устанавливаем.
— Соседи, наверное, уже прознали, с кем будут по соседству жить?
— Да, знают, соседи все хорошие люди.
— Значит, в будущем в областном центре обоснуешься?
— Посмотрим, загадывать не будем. Мне Жаркент нравится, там природа, такой больше нигде нет.
— Когда невесту приведешь?
— Всему свое время.
— Но кандидатура есть?
— Есть. (Улыбается.)
— Кто для тебя пример в спорте?
— Жаксылык Ушкемпиров, Даулет Турлыханов, Юрий Мельниченко. У них уникальные результаты. Вот Юрий Васильевич, к примеру, все, что борьбе разыгрывается, выиграл.
— С кем-нибудь из борцов хотел бы побороться не ради результата, а скажем так для души?
— Это Исламбек Альбиев. Он очень хороший борец. Я у него на чемпионате мира выиграл, но интерес у меня к нему есть. В Пекине, к сожалению, мы с ним в разных сетках боролись.
— Как проводишь свободное время?
— Сразу домой еду. У моего старшего брата есть свое хозяйство, летом выезжаю на жайляу. Обожаю природу, с удовольствием провожу время в горах, что может быть лучше, чем наслаждаться синевой неба, чувствовать запах свежей травы, попить свежий кумыс, покататься на лошади.
— Думаешь о Лондоне?
— Впереди ещё чемпионаты мира и Азиатские игры. Нужно там себя показать.
— Тогда тебе будет 29 лет.
— Хороший возраст. Бувайса Сайтиев в 33 года свою третью олимпийскую медаль выиграл. Для нас, казахов, это самый хороший возраст. Мужаешь духовно и физически.
— Кстати, как тебе новые правила, по ним уже чемпионат Казахстана пройдет.
— Поправки приняли по делу, борьба стала динамичной. Но я так скажу, если ты готов, то разницы, по каким правилам борешься, не вижу. У меня вот проблема была — тянуть обратным. То есть для каждого борца в каждых правилах есть минусы. Поэтому надо быть готовым побеждать при любых правилах и обстоятельствах.
...или войдите через аккаунт соцсети