29 марта 2007 (10:00)Об играх, быте и… игре
Хоккейный клуб «Казахмыс» завершил свое участие в российском чемпионате. Набрав 105 очков в 56 играх, команда заняла третье место. Хорошо ли это или «Сатпаевские волки» могли претендовать на большее? Комментирует главный тренер ХК «Казахмыс» Анатолий Картаев.
- В принципе, мы остались на прежних позициях – на третьем месте. По всем показателям улучшили победные матчи, но так же ухудшили поражения. Стало меньше ничьих. Из-за этого мы недобрали очки. Уровень забитых и пропущенных шайб остался на том же уровне. Доволен или недоволен? Конечно, хотелось бы лучшего. Но есть моменты, которые не дали нам играть лучше и подняться на ступеньку выше. Во-первых, вратарская линия, которая подвела нас, мы под занавес сезона остались практически без вратарей. В начале сезона клуб самовольно покинул Гелашвили. Затем был игровой спад основного вратаря Губарева, что тоже сказалось на результатах целой серии игр. Тем не менее – результат нормальный, если учесть, что еще незадолго до финишной прямой мы занимали пятое-шестое место. Концовку провели очень мощно. Мы обыграли всех, включая и «Казцинк-Торпедо».
Уверенно заявляю, что улучшилась реализация численного неравенства. В игре 5 на 4, 5 на 3 мы улучшили прошлогодний результат. А вот игра 3 на 5 меня удовлетворила больше, чем 4:5. Были моменты, когда пропускали шайбы, которые не следовало бы. Но, как я уже сказал, в этом сезоне у клуба были определенные трудности с вратарями.
- Возможно, по отношению к Губареву Ваши и клуба требования оказались слишком завышенными?
- Все хоккеисты, которые у меня есть, они со своим характером. Губарев очень своеобразный человек, для которого понятие «команда» оказалось меньше понятия «мое личное». Если требования и предъявлялись к нему, то только по игре: такой профессионал, как Губарев, чемпион Казахстана, не имеет права пропускать шайбы, тем более легкие. Ведь за спиной вратаря вся команда, весь клуб, все болельщики. И если вратарская линия слабая, то вся работа клуба пойдет насмарку. Поэтому любая шайба, просто брошенная в сторону ворот, но проходящая мимо вратаря, остается на его совести. Понимаете, если игрок хороший, ни один тренер не уберет его. Да, будут стычки, споры, разговоры, но – по игре, по его действиям, не более. Это естественный процесс, к тому же наша профессия, как и другие, оплачивается. Поэтому сейчас требования к хоккеистам выше, чем были, скажем, во времена СССР, когда играли именно за идею. Или когда мы только начинали в Караганде. И если игрок не забивает в пустые ворота или пропускает шайбу между ног, как я могу промолчать? Да, общение бывает очень жесткое, но без оскорблений и унижений с моей стороны. А Губарева я не выгонял, и на его публичные высказывания не обижаюсь, пусть это останется на его совести. Да, никто не любит, когда с него требуют, но без этого нельзя. Иначе мы даже детской команде станем проигрывать.
- Но в целом игрой хоккеистов Вы удовлетворены?
- В целом – да. А если отмечать по результатам игровой деятельности, то уровень основных игроков – Льва Крутохвостова, Алексея Коршкова, Константина Касаткина, Виталия Казарина – остался прежним – очень хорошим, по подсчетам индивидуальной игровой деятельности они находятся впереди. Хотелось бы, чтобы и другие игроки подтянулись, улучшили свои результаты. Доволен молодыми игроками Данияром Ахметовым и Артемием Лакизой. Илья Соларев добавил в игре и стал выдвигаться в лидеры, к Касаткину и Крутохвостову, играя с ними в одном звене. А вот чем недоволен, так это дисциплиной, невыполнением хоккеистами игрового задания.
- А Максим Бец может играть продуктивнее?
- Может. Но у него очень уважительная причина для небольшого спада: дочка недавно родилась. Так он все за жену переживал, она ведь в России.
- А что скажите о сатпаевце Вячеславе Токареве?
- Его мы отдали в Павлодар. У Токарева хорошие задатки, но зазвездился страшно. Пока наблюдаем за ним, и если Слава исправится – вернем. Такое у нас практикуется.
- А с чем связана невыразительная игра команды дома и отличная борьба на выезде?
- Перестройка внутренней системы. Человек ведь не машина. В начале сезона это переселение из квартир в общежитие (в Караганде жили в квартирах). А там в первые дни света нет, вода бежит, санузел не работает, даже холодильники маленькие, туда кастрюлю супа с трудом заталкиваешь. Но сейчас в бытовом плане все устраивается, приходит в норму. Игроки уже понимают, зачем сюда приехали: показать хоккей, заработать.
- Тем не менее, бытовой и культурный уровень Караганды и Сатпаева разный?
- Огромный! Но я всегда говорил и говорю: вы сюда приехали не развлекаться и по казино ходить, вы сюда приехали, чтобы повышать свое мастерство, защищать честь клуба. А увеселительные мероприятия оставьте для отпуска. Кое-кто, конечно, не понял, и нам пришлось расстаться.
- В апреле этого года у многих игроков «Казахмыса» заканчивается контракт, что ждет клуб в новом сезоне?
- Верно. 80 % контрактов заканчивается в апреле. С каждым игроком будет индивидуальная беседа. Конечно, взяли бы хороших игроков, но они на контрактах в своих клубах. Кроме того, боятся идти в сатпаевскую команду потому, что мы базируемся, по их мнению, где-то в деревне посреди пустыни. Правда, когда приезжают, видят «деревню», начинают говорить уже другое. Но самое неприятное, так это то, что те, кто играет в российских клубах и потом переходят к нам, становятся легионерами. И чтобы потом вернуться обратно, им приходится платить очень большие деньги – до одного миллиона рублей. А откуда у игрока такие деньги? Клуб платить не будет. Обидно, ведь мы играем в чемпионате России, почему мы должны считаться легионерами? Нельзя так поступать с теми, кто рядом. Но пока Федерация хоккея России облагает легионеров сумасшедшими налогами, вынуждая россиян оставаться дома.
- Что можете сказать об игроках «Казахмыса»-2?
- Прогрессируют. А некоторые – Лакиза и Ахметов – досрочно пополняют состав основной команды. Кроме того, шесть игроков второй команды вошли в молодежную сборную Казахстана (главный тренер – Олег Болякин), девять человек – в юношескую сборную.
- Как идет подготовка к первенству Мира в Китае?
- Основной костяк – игроки «Казцинк-Торпедо» и «Казахмыса» (на этот раз планируется 12 человек, вместо прежних шести). После игр чемпионата Казахстана 18-19 марта в Усть-Каменогорске и 22-23 марта в Сатпаеве начнется подготовка сборной для участия в первенстве Мира. Моя задача – сплотить ребят, объяснить им, что они уже не соперники, а единая команда. Затем переезд в Усть-Каменогорск, где проведем несколько товарищеских матчей, оттуда в Хабаровск – для акклиматизации и двух контрольных матчей с местным «Амуром». И 13 апреля отбываем в Харбин, где в его пригороде Цицикар по круговой системе встретимся с командами хозяев, Польши, Франции, Голландии, Эстонии. В это же время вторая группа будет играть в Словении. После чего команды-победительницы каждой группы оспорят лидерство. Наша цель одна – победить. Но для этого нам еще надо подготовить команды так, чтобы все выручали друг друга.
- В начале сезона, когда Вы встречались с журналистами, Вы переживали, как команду примет город. Принял?
- Да. Социальная жизнь стала более насыщенной, город развивается, строятся новые магазины. Значит, и мы внесли в это дело свою лепту. Но самое главное, что сегодня уже более тысячи детей активно занимаются спортом: футболом, хоккеем, плаванием. И родители вместе с ними приходят и на тренировки, и на соревнования. Эти дети уже не бросят спорт.
Нурия Ильясова
«Спортивная жизнь»
"Sports.KZ"
...или войдите через аккаунт соцсети