Несмотря на то, что количество лицензий, завоеванных нашими атлетами для участия в зимних Олимпийских играх в Ванкувере, оказалось самым низким за последние двенадцать лет, никакой паники в казахстанском спорте не намечается. В нынешний четверг окончательно станет известен полный список участников Олимпиады в Ванкувере. Пока же олимпийские путевки завоевали 36 спортсменов — это на 15 меньше, нежели в Солт-Лейк-Сити в 2002-м, и на 19, чем четыре года назад в Турине.
Основной, самой главной причиной «лицензионного упадка» стало неучастие ни мужской, ни женской хоккейных сборных на Олимпиаде. Попеременно выступавшие на главных стартах четырехлетия с 1998 года по принципу «мальчик-девочка-мальчик» обе команды синхронно проиграли отборочные турниры.
— Неудачи наших сборных можно объяснить не только тем, что «мы» отстаем, но и что «они» прибавили, — считает член исполкома Федерации хоккея с шайбой Сергей Шавернев. — Те же норвежцы, победившие мужскую команду в споре за путевку на Олимпиаду, которых раньше никто в расчет не брал, добились большого успеха во всех направлениях! Ряд их игроков выступает в НХЛ, на чемпионате мира по молодежи в элитном дивизионе норвежцы выступили очень даже неплохо. А на последнем чемпионате мира по юношам наши хоккеисты уступили не только им, но и итальянцам…
Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь — словно вдохновившись этой максимой, казахстанский спорт, лишившись 20 хоккейных лицензий, начал набирать олимпийцев в тех видах, где их никогда не было.
Благодаря фееричному прошлогоднему выступлению 15-летнего Дениса Тена на чемпионате мира, влюбившего в себя искушенную американскую публику, в Ванкувере выступят сразу два казахстанца в одиночном фигурном катании — кроме Дениса лицензию получил и Абзал Ракимгалиев. Оба фигуриста уже давно не тренируются в Казахстане — соответствующих условий для тренировок нет, а свое карьерное становление на родине парни получили, выступая на… льду, залитом в разных торговых центрах. Это поколение спортсменов тренеры в шутку зовут «магазинные дети».
Кроме мужского фигурного катания, прорыв произошел и в шорт-треке. Серебряный призер Олимпийских игр, а ныне тренер, китаец Ли Джа Джун, не сработавшийся с голландской сборной только потому, что не владеет никаким языком, кроме китайского, в начале своей деятельности в Казахстане был шокирован уровнем казахстанских «бегунов», но сейчас ситуация выправляется — Айдар Бекжанов завоевал олимпийскую лицензию и отправится в Ванкувере в забег на 1500 м.
В отличие от резко рванувшего вперед биатлона или регрессирующего хоккея положение дел в прыжках на лыжах с трамплина и конькобежном спорте с виду одинаково. Оба вида делегируют в Ванкувер столько же атлетов, сколько и в Турин — по четыре (правда, «летающие лыжники» имеют шансы получить и пятую путевку), и объединяет их то, что сейчас для тренировок в Казахстане ни у тех ни у других нет никаких условий. Комплекс лыжных трамплинов снесен, на его месте строят новый, реконструируют и «Медео». Как итог: чемпионаты страны внутри этой самой страны организовывать нет ни малейшей возможности. Оттого конькобежцы два первенства республики провели…в российском Челябинске.
— На самом деле это нонсенс и парадокс. Насколько я помню, такая ситуация существует только у румын, чей чемпионат из-за отсутствия льда проходит в Германии. При том, что конькобежцы из этой страны выступают много хуже, чем мы, — говорит трехкратный бронзовый призер нынешнего первенства Азии Дмитрий Бабенко.
Вторит одному из лидеров сборной и вице-президент Федерации конькобежного спорта Сергей Цыбенко, считающий, что трудности — возникшие по объективной причине — это почти катастрофа.
— Дети, которые идут в наш вид спорта, занимаются чем угодно: бегают, прыгают, ездят на роликах и велосипедах, но не катаются на коньках! Конькобежец должен восемь месяцев проводить на льду. Мы же делаем анализ по регионам, так ребята катаются чуть больше месяца! Сейчас мы выжимаем все, что есть. Благодаря тренерам в юниорской сборной появилась Екатерина Айдова, ставшая призером на нескольких Кубках мира, второй сезон поражает специалистов Роман Креч. В 2008 году он стал серебряным призером чемпионата мира среди юниоров, а в прошлом был признан самым перспективным молодым конькобежцем планеты. Я не могу сказать, что в нашем виде спорта все плохо — на сборную выделяются хорошие деньги, есть возможность пригласить тренера такого уровня, как Вадим Саютин. Но именно сейчас, в связи с отсутствием Дворцов спорта, мы теряем самое юное поколение конькобежцев.
Если в Казахстане положение в зимних видах спорта никого не удивляет — есть ведь проблемы и серьезнее,-то в Европе время от времени наши условия поражают и солидных специалистов, и простых болельщиков.
— На одном из этапов Кубка мира, где я попал в тридцатку сильнейших, начали расспрашивать: какие условия для развития нашего вида спорта, — рассказывает один из лидеров сборной Казахстана по прыжкам на лыжах с трамплина Николай Карпенко. — Как мог, обрисовал ситуацию, на что услышал: как же в таком случае вы попадаете в ту же тридцатку, не имея своей базы, своей школы? Я ответил, что мы рады, что у нас появятся свои трамплины, и ради этого готовы потерпеть. Зато потом, в родных стенах, будем тренироваться сколько угодно.
Нынешнее предолимпийское положение в нашей стране следует признать уникальным — говоря о несомненной важности Олимпийских игр, представители всех видов спорта чеканят: для спортивного руководства Азиатские игры, которые пройдут в нашей стране в следующем году, имеют куда большее значение, нежели Белая олимпиада. Оттого и просил на прошлой неделе министр туризма и спорта Темирхан Досмухамбетов у премьер-министра Карима Масимова дополнительные средства на организацию этого меро-приятия (около 13 миллиардов тенге!), потому и слышатся бодрые рапорты, что строительство объектов Азиады идет в срок. Вот только за 368 дней до старта остается неизвестным: кто будет режиссером церемонии открытия, когда начнется подготовка к этому мероприятию? Или в весьма скором времени мы услышим оправдания и ссылку на очевидные и объективные трудности?
...или войдите через аккаунт соцсети