Хоккей с шайбой (с мячом, впрочем, тоже...) в некогда советских среднеазиатских республиках, а ныне государствах, являющихся южными соседями Казахстана, всегда относился к экзотическим видам спорта, — ввиду климатических особенностей этих стран. Но времена меняются, и популяризация данной игры постепенно набирает обороты даже в самых, на первый взгляд, нехоккейных уголках планеты Земля.
Одним из государств, интенсивно накапливающих свой хоккейный потенциал, можно считать Узбекистан. Именно в этой стране ведутся сейчас серьезные разговоры о том, чтобы включить свои клубы в состав участников чемпионата Казахстана по хоккею с шайбой, а также во вторую по силе российскую лигу — ВХЛ.
Корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz решил поподробнее разобраться в сложившейся ситуации и связался с ветераном узбекского хоккея, приложившим немало усилий для возрождения этого вида спорта в своей стране, ныне являющимся учредителем и главным тренером ташкентского «Бинокора» Алишером Азимовым.
— Алишер, насколько серьезен интерес Узбекистанской Федерации хоккея к тому, чтобы местные клубы участвовали в чемпионате Казахстана?
— Насколько все это серьезно, можно судить по ледовому дворцу, который нам подарило государство, вместимостью в 12 с половиной тысяч посадочных мест. Сейчас мы впервые будем проводить на этой арене турнир среди детей 2008 года рождения, он пройдет со 2 по 5 июня. Можно сказать, что хоккей в нашей стране взял старт вполне серьезного уровня.
— С чем связан такой толчок в развитии хоккея в Узбекистане?
— После выборов президента в стране много чего поменялось в лучшую сторону. Наш новый президент поддержал зимние виды спорта и дал старт строительству ледового дворца. В этом и есть основная причина.
— Насколько вообще реально, что уже со следующего сезона узбекские клубы смогут играть в чемпионате Казахстана, учитывая, что времени до утверждения регламентов его проведения остается не так и много?
— Я могу сказать точно, что узбекский клуб будет выступать в ВХЛ, а команда будет называться «Хумо», — так же, как и наша арена.
— Но речь заходила и о чемпионате Казахстана тоже?
— У нас есть свои молодые местные ребята, ученики и воспитанники. Мы бы хотели, чтобы они выступали в молодежном казахстанском чемпионате. Поэтому планируем, чтобы один клуб представлял нашу страну в ВХЛ, а второй выступил бы в казахстанском молодежном чемпионате.
— Молодежная команда будет образованы на базе нового клуба «Хумо»?
— Пока окончательного решения в этом вопросе нет, поэтому я не могу сказать, будет ли эта команда называться «Хумо» или «Бинокор», — но хотели бы, чтобы наша молодежная команда тоже где-то выступала.
— Насколько такие преобразования могут повысить интерес к хоккею с шайбой в Узбекистане?
— Конечно, интерес повысится. Недавно проводился мини-турнир, на котором мы посмотрели на наших пацанов. В этом году у нас впервые прошел чемпионат Узбекистана, где участвовало 4 команды. В них, в основном, играли легионеры — ребята из Молодежной и Высшей хоккейных лиг России. Своих ребят мы проверили у себя на мини-турнире, на котором собралось очень много народу — около 6 тысяч человек. Интерес к хоккею в стране есть, и он хороший.
— Насколько будет сопоставим уровень молодежной команды из Узбекистана с казахстанскими соперниками, на Ваш взгляд?
— Пока я не могу этого сказать. В прошлом году наши воспитанники впервые выступили в чемпионате РК по 2007 году, где из 9 команд заняли 4 место. Конечно, мы участвовали там вне зачета, но, в любом случае, ребята показали себя достойно. Играли с «Барысом» и «Торпедо», выигрывали и проигрывали, проведя, в общей сложности, четыре тура.
— Игроками какого уровня будет комплектоваться команда, которая станет представлять Узбекистан в ВХЛ? Насколько известно, уроженец Ташкента Максим Майоров играет в КХЛ в уфимском «Салавате Юлаеве», в ВХЛ за «Тамбов» выступает уроженец вашей столицы Максим Томкин, за океаном набираются опыта 17-летние ташкентцы по рождению Артур Калиев («Гамильтон Булдогс») и Люсьен Лошак (юношеская команда «Анахайм Дакс»). Планируете ли привлечь в состав кого-то из этих хоккеистов?
— Будут ли привлекать Томкина и Майорова, я не знаю, но у нас есть и другие хорошие и способные ребята. В Самаре у нас есть парень 1999 года рождения Жавохир Расулов, который, кажется, выступает за «Комету». Он там вырос, но имеет узбекский паспорт. Таких ребят у нас много. В Чикаго есть парень 1999 года. В Барнауле играют два брата — оба с узбекскими паспортами, 1999 и 2000 годов. ВХЛ эти парни могут еще не потянуть, а в казахстанской лиге мы хотели бы как раз их и проверить.
— В последнее время все чаще говорится о том, что в КХЛ может вступить клуб из ОАЭ. Вы сами играли в этой стране и хорошо знакомы с эмиратским хоккеем. Что думаете на этот счет?
— Действительно, большой слух пошел о том, что у арабов вот-вот появится команда, но пока они не тянут на такой уровень. В Абу-Даби у них единственная арена рассчитана на 3 или 3 с половиной тысячи зрителей.
— А если говорить об уровне самого хоккея?
— Он там держится, в основном, на легионерах из-за океана. Там играют канадцы, которые уже закончили свою профессиональную карьеру. Есть много североамериканцев, которые работают в этой стране, — пилоты, морпехи, все бывшие хоккеисты. Если бы Эмираты замахнулись на ВХЛ, то еще можно было о чем-то говорить, но в КХЛ, на мой взгляд, — это нереально. Конечно, если есть большие деньги, то купить игроков можно, как это сделал «Куньлунь РС». Я знаю, сколько денег вкладывают в ОАЭ в хоккей, и пока особо больших средств там нет. В футбол они вкладывают, да, — а в хоккее шейхи пока не так заинтересованы.
— В свое время бывший игрок ташкентского «Бинокора» Виктор Нечаев стал первым советским хоккеистом в НХЛ. Когда второй игрок узбекского клуба может оказаться в лучшей хоккейной лиге мира?
— Я думаю, что в ближайшие 8-10 лет в Узбекистане должны вырасти ребята, достойные хотя бы уровня КХЛ. У нас есть молодые парни, один из которых сейчас выступает в «Авто» по своему возрасту 2007 года рождения, поэтому у наших игроков есть уровень, чтобы их приглашали такие команды как легионеров.
...или войдите через аккаунт соцсети