Олег Тусумханов: «Бума велоспорта в Казахстане не будет»
Одни из самых приятных, радостных эмоций на Олимпийских Играх-2012 подарил нам финиш групповой велогонки, где Александр Винокуров выиграл для Казахстана первое золото. Теперь же этот легендарный спортсмен заканчивает свою карьеру велогонщика и возникает вопрос: появится ли в Казахстане еще один такой же признанный всем веломиром авторитет?
Государственный тренер РК по шоссейным велогонкам Олег Тусумханов пролил свет на реалии казахстанского велоспорта и его будущее после завершения карьеры Винокурова в интервью интернет-порталу «Sports.kz».
— Расскажите о том, как получают лицензии в велогонке на Олимпиаду?
— Тут, вообще, все зависит от рейтинга. Те, кто занимал высокие места, получили максимальную квоту — пять лицензий, кто ниже — 4, дальше — 3, и Казахстан имел право выставить двух велогонщиков. Но еще нужно учесть, что страны могут выставить на Олимпиаду тех спортсменов, у которых есть очки в рейтинге UCI. Например, Люксембург тоже получил 5 мест, но у них были только братья Шлеки, которые имели очки — вот и поехало у них в Лондон только два гонщика.
— По тому, как Александр Винокуров по ходу Тур де Франс набирал форму, можно ли было прогнозировать, не буду говорить — «золото», но — медали?
— Он говорил, что вообще на Олимпиаду поедет, только если будет себя чувствовать в форме и сможет там на что-то претендовать. До последнего момента не давал согласия, когда уже Александр Дьяченко и Асан Базаев согласились. А когда на Тур де Франс он хорошо ехал в горных этапах, стал занимать хорошие места и пытался уехать в отрыв, было видно, что он готов физически. Потом он сказал: да, я поеду.
— После успеха в групповой гонке многие казахстанские болельщики надеялись на повторение успеха в раздельной гонке на время. Что там повлияло на результат Александра Винокурова?
— 23 место — хороший результат. На этой разделке участвовали все лидеры Тур де Франс — британцы Брэдли Уиггинс, Крис Фрум и немец Тони Мартин. Индивидуальная гонка требует специфичной в отличие от групповой гонки подготовки. Но Вы знаете, что Александр Винокуров два раза становился бронзовым призером чемпионата Мира.
— Он поедет на Чемпионат Мира?
— Не знаю. Это нужно спросить у него самого. Если захочет — поедет, но очень трудно выходить на крупные старты. Нужно помнить, что Александр выступает после тяжелой травмы — это все очень выматывает. Велоспорт — это не тяжелая атлетика, где ты знаешь, сколько поднимешь, и готовишься к соревнованиям, в велосипедном спорте в каждом новом старте нужно начинать все сначала. В групповой гонке будет сложно, но в индивидуальной, где все зависит от самого спортсмена, можно что-то показать.
— После завершения карьеры Александра Винокурова появятся ли те, кто может пойти по его стопам покорять веломир?
— Можно отметить Алексея Луценко — он тот, кто может в ближайшие 4 года заменить Александра на лидирующих позициях казахстанского велоспорта. Ему только не нужно бояться, хотя парень только 1992 года рождения. Сагану, который выигрывал этапы на Тур де Франс, всего 22 года, и на Олимпиаде мог бы показать себя, если бы был групповой финиш. Если тренеры Алексея не будут его искусственно придерживать, то он вполне может вырасти в высококлассного велогонщика. Луценко будет выступать на чемпионате Мире в возрастной категории до 21 года, и там он должен себя показать. И команда должна сплотиться вокруг него, чтобы добиться победы.
— После такого успеха на Олимпийских Играх ожидается какой-либо бум велоспорта в Казахстане?
— Я — реалист. И никакого бума не ожидается. У нас в некоторых регионах есть специализированные школы велоспорта, в том числе в Западно-Казахстанской области, и на чемпионат Казахстана они даже не выставили команду. О каком буме говорить? Вот с 21 по 26 августа в Кокшетау пройдут соревнования среди юниоров, придите и посмотрите в заявочные листы команд и поспрашивайте тренеров — почему так? А ведь эти соревнования организует ДШНК. В Карагандинской области есть специализированная школа в Сарани, так они выставляют отдельную от области команду. Вот этот чемпионат покажет, как кто готовился, и как в регионах развивается велоспорт.
— Несмотря на все это, как-то в Казахстане появляются профессиональные велогонщики…
— Повторюсь: я человек-реалист. Убери «Астану», и кого из наших возьмут в профессиональный велоклуб?! Только, может быть, Иглинского, а остальных — маловероятно.
— Есть хоть какие-то поводы для оптимизма в нашем велоспорте?
— Хорошо, что в этом году появилась профессиональная континентальная команда «Астана»-2. Ведь не ко всем велогонкам сборная Казахстана допускается. Наша сборная может участвовать в Кубках Наций, на Тур де Ловер, а в остальных имеют право принимать участие профессиональные клубы. И то, что организовали «Астана»-2 — это прогресс. Мы надеемся, что наши гонщики будут находить себе место и в главной «Астане». Должны перейти из «Астаны»-2 в «Астану» три наших гонщика — Луценко, Камышев, Тлеубаев, на их место хотим взять юниоров.
— В велоклубе «Астана» чьи интересы приоритетны — сборной или клуба?
— На сегодняшний день клубные интересы в «Астане» главнее. Там менеджер Мартинелли сам итальянец и пытается больше ставить итальянцев на Про Туры. Тот же Асан Базаев мог проехать Тур де Франс. Надеемся, после прихода Александра Винокурова к рулю «Астаны» политика велокоманды поменяется. Сейчас готовимся к Азиатским Играм, и там будут выходить на старт Луценко, Фоминых — ребята 1991–92 годов рождения. Если будем специально готовиться на них, то медали наши должны взять.
— Говорилось, что у «Астаны»-2 были финансовые проблемы?
— Никаких проблем не было, да и не такие уж и большие финансы требуются на содержания «Астаны»-2. «Астана» дает нам хорошие велосипеды, которые они сами проездили, и все идет нормально.
— Александра Винокурова называют наследием советского прошлого. Так он воспитанник советской школы или уже независимого Казахстана?
— Мнение, что он воспитанник советской школы, неправильно. Да, пришел он заниматься велоспортом во времена Союза. Потом, после того, как Казахстан получил независимость, и благодаря тому, что ДШНК давал зарплату нашим велогонщикам (не так много, конечно, как сейчас…), удалось сохранить велоспорт. Потом предложили тому же Винокурову, Кивилеву собраться поехать на сборы на Иссык-Куль или сидеть дома — они получили зарплаты и поехали, и мы стали двигаться дальше. Начали отправлять заявки на участие в разных велогонках, и благодаря 10 велогонкам и «выжили» наши спортсмены. Прошло 2–3 года, и ими заинтересовались профессиональные велокоманды — Винокурова пригласили в «Казино», Кивилева — в «Кофидис», и пошло движение. Конечно, мы много потеряли тренеров после развала Советского Союза — именно высококлассных тренеров, знающих тренеров… Они уехали за пределы Казахстана.
— В Бразилии у Казахстана могут быть медали в велоспорте?
— Медали приносят имена, и после ухода Винокурова освободилось место лидера, которое может занять Иглинский. Но ему 30 лет, а в Бразилии будет 34. Еще нужно, чтобы человек психологически был готов к роли лидера. Будем смотреть, как у молодежи состоится переход в профессионалы — это обычно проходит трудно, но для кого то, наоборот, больше подходит именно это, и он бывает словно окрылен. Ведь профессионал должен сам заниматься, и тренер не подгоняет его: сегодня нам нужно 100 километров проехать, завтра — 200.
...или войдите через аккаунт соцсети