...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Олимпиада


17 июля 2012 (16:48)

Олег Ушанов: «На Олимпиаде могут и засудить…»

Олег Ушанов: «На Олимпиаде могут и засудить…» Чуть больше недели осталось до летних Олимпийских игр в Лондоне. От Казахстана будут участвовать 115 спортсменов, из них семеро — борцы вольного стиля. Впервые в нашей стране в мужской вольной борьбе лицензию на Олимпиаду завоевали спортсмены во всех семи весовых категориях. Из них пятеро -казахстанцы. Это тоже впервые. Как они подготовились к олимпийскому ковру, с каким настроением и с какими надеждами едут, рассказывает Заслуженный тренер РК, тренер ЦСКА по вольной борьбе Олег Ушанов.

— Олег Жанович, сколько борцов-вольников едут в этом году на Олимпиаду и кто?
— Я рад сообщить, что в этом году наши борцы сработали хорошо, им удалось завоевать лицензии на участие в Олимпийских играх во всех семи весовых категориях. Такого еще никогда не было, чтобы борцы вольного стиля завоевали лицензии на Олимпиаду во всех весовых категориях, это впервые в истории независимого Казахстана.

В категории 55 кг будет выступать Даулет Ниязбеков, молодой спортсмен 1989 года рождения, двукратный чемпион Казахстана, призер Чемпионата мира. В Олимпийских играх будет участвовать впервые, представляет Кызылординскую область. В категории 60 кг выступает Даурен Жумагазиев, спортсмен из Талдыкоргана, тоже призер Чемпионата мира. Несмотря на молодость, эти ребята уже опытные борцы, они имеют все шансы завоевать медали.

В весе 66 кг — Акжурек Танатаров, 74 кг — Хаким Шапиев, 84 — Ермек Байдуашев, 96 кг — Таймураз Тегиев и в тяжелой категории 120 кг — Даулет Шабанбай. Они все могут претендовать на победу, кто-то больше, кто-то меньше, но ковер покажет, кто будет лучше готов.

Из всех этих спортсменов участниками предыдущих Олимпийских игр были только Таймураз Тегиев — на Пекинской Олимпиаде он завоевал серебро — и Хаким Шапиев. Это я говорю про мужскую вольную борьбу.

В женской вольной борьбе — четыре весовые категории, лицензии на участие в Олимпийских играх завоеваны по трем. В греко-римской борьбе, насколько я знаю, завоеваны шесть лицензий из семи. Кто именно — не хочу говорить, вдруг в последний момент состав изменится.

— В каком весе тяжелее выступать?
— Труднее выступать спортсменам легких категорий, потому что у них много соперников и со многими из них предстоит побороться.

— Как идет подготовка наших борцов? Вы, как тренер, довольны?
— Обычно спортсмены начинают подготовку к Олимпиаде сразу после завершения предыдущей. То есть олимпийский цикл составляет четыре года — от Олимпиады до Олимпиады — и самым тяжелым является последний предолимпийский год, когда надо завоевывать лицензии на участие в этих играх.

Борцы вольного стиля первые четыре лицензии завоевали на Чемпионате мира, который прошел в прошлом году в Стамбуле, остальные три лицензии завоевали на турнирах в Дубае и стали готовиться уже в полном составе. Про весь год подготовки я не буду говорить, скажу лишь, что последние два сбора мы провели под Алматы на базе Тау Самал, и вот буквально неделю назад тренировки там закончились. На этих сборах обычно идет подготовка по увеличению функциональных возможностей спортсменов.

Затем несколько дней была самостоятельная подготовка с личными тренерами, естественно, под контролем тренеров сборной команды. После этого наши борцы выехали в Астану, где с 15 июля по 2 августа будет проходить так называемая ковровая подготовка, в ходе которой будем смотреть технику и тактическую подготовку спортсменов.

2 августа команда вылетает в Лондон и стартует там 9–10 числа. 13-го мы уже заканчиваем выступления, и будет известно, кто какой результат показал.

— Почему борцы-вольники будут выступать в числе последних?

— На разных Олимпиадах по-разному, это зависит не от нас, а от Международного Олимпийского Комитета, который составляет график выступлений по дням. Если в этом году борцы вольного стиля завершают единоборство, то в предыдущих Олимпийских Играх они, наоборот, начинали.

— Сколько медалей планируется в вольной борьбе?

— В вольной борьбе в мужском виде планируются две медали, в женском тоже две, а в греко-римской, я слышал, намерены завоевать три. Какого достоинства будут эти медали — золотые, серебряные, бронзовые — мы пока не можем утверждать, потому что спорт такая вещь, что никто не даст стопроцентную гарантию. Это лотерея, выигрыш в которой зависит от многих факторов. Мы планируем одно, а может получиться совсем другое — больше или, наоборот, меньше.

Но все настроены на победу, хотя, как говорится, в Олимпийских играх главное не победа, а участие. Одно то, что спортсмен попал в олимпийскую сборную, и будет участвовать в столь высоком — самом высоком — соревновании говорит о том, что он многого достиг в спорте. Тем не менее, наши борцы уже сейчас думают о выступлениях на олимпийском ковре, о том, чтобы завоевать медали для страны, настраиваются, стараются не травмироваться, не заболеть. Кто-то вес уже начинает придерживать, кому-то какие-то травмы надо залечить. Словом, подготовка идет полным ходом, с каждым спортсменом работает определенная бригада.

— Сколько в сборной команде борцов-казахстанцев и сколько легионеров (привлеченные зарубежные спортсмены), которые едут на Олимпиаду?
— Из семи олимпийцев пять — казахстанцы, два легионера. В истории нашей страны это тоже впервые, чтобы сразу пять казахстанских борцов вольного стиля завоевали лицензии на участие в Олимпийских играх.

— Как Вы думаете, это нормально, что привлекаются легионеры, ведь на их приобретение и подготовку тратятся огромные средства. Почему не взращиваются отечественные спортсмены, у нас же много талантливых ребят, тем более борьба, можно сказать, в крови у казахов, у нас достаточно сильная борцовская школа.

— Конечно, как тренер, который занимается подготовкой борцов, начиная с юношеской команды до сборной, я хотел бы, чтобы мы готовили своих спортсменов, чтобы на всех соревнованиях высокого уровня выступали именно наши спортсмены, но, к сожалению, у нас в некоторых весовых категориях бывает, что нет явных лидеров, поэтому мы вынуждены приглашать легионеров. Подчеркиваю, только в некоторых случаях приглашаем, ну, один-два человека, хотя можно пригласить всех. Но мы этого не делаем, мы специально этим не занимаемся.

С другой стороны, от привлечения легионеров тоже есть польза, они помогают нам усилить сборную, на их фоне происходит профессиональный рост наших спортсменов, появляется здоровая конкуренция. Но как бы мы не говорили, сейчас тенденция идет к тому, что у нас в основном выступают свои спортсмены. Вот на Олимпиаду в Лондоне, как я уже сказал, едут пять казахстанцев и только два легионера. То есть у нас борьба растет, улучшается техническая подготовка наших спортсменов и это очень заметно, это показывают различные соревнования высокого уровня. Могу смело утверждать, что сегодня в мире с нашими борцами считаются, мы в командном зачете на международных состязаниях входим в пятерку-шестерку лучших. К примеру, на чемпионатах Азии уступаем, может быть, только борцам из Ирана, так что рост налицо.

— Говорит ли это о том, что в Казахстане созданы хорошие условия для развития спортсменов экстра-класса?

— Скажу честно, если сравнивать с другими странами, то мы в этом плане отстаем. Я всю жизнь работаю тренером, выезжаю со своими ребятами на совместные сборы в различные зарубежные страны и у нас есть возможность сравнивать. В той же России или в Беларуси, или в Иране, Турции, Азербайджане условия для тренировок намного лучше, чем у нас. Я имею в виду не качество тренерского состава, а качество спортивных баз и обслуживание этих баз, понимаете? У нас нет специализированной базы для борьбы, а у них есть. Есть всё, чтобы хорошо тренироваться и готовиться к соревнованиям. А у нас, что десять лет тому назад было, что двадцать лет тому назад было — всё как было, так и осталось. Конечно, в регионах стали строить спортивные залы, но они очень маленькие, неудобные, особенно для сборной. Я считаю, что для национальной сборной база подготовки должна быть более высокого уровня, как в этих странах.

— Недавно я где-то читала, что в Астане и Алматы открылись Олимпийские центры по различным видам спорта. Разве борьба туда не входит?

— Входит, но я говорю о том, что нужен именно борцовский спортивный центр, понимаете? Нужны добротные борцовские залы, где были бы тренажеры, восстановительные центры, работали различные медицинские группы, где постоянно лежало бы минимум шесть ковров. А у нас этого нет. У нас сейчас самый большой зал вмещает всего лишь три ковра. Этого недостаточно, тем более, что борьба в Казахстане является популярным видом спорта, дает медали на всех Олимпиадах. Из-за нехватки места на ковре мы во время сборов вынуждены делить спортсменов по заходам.

— Какие борцы, на Ваш взгляд, могут составить наибольшую конкуренцию нашим спортсменам?
— Все спортсмены, которые попадают на Олимпиаду, очень сильные спортсмены, ведь туда идет жесточайший отбор, слабые не проходят. Тем не менее, сильными считаются российские борцы, иранские, американские и кубинские.

— Могут ли на Олимпиаде засудить наших борцов?
— Могут. Там, где непосредственно человек принимает участие в оценке действий, судейство не всегда точно определяется, всегда присутствуют какие-то негативные моменты, об этом говорят примеры предыдущих Олимпиад. Очень много случаев, когда оценивают неправильно, либо не по достоинству, поэтому там могут засудить. Если честно, это очень даже легко сделать, и для вас, для зрителей, это будет незаметно, это может понять только специалист. А мы, тренеры, все это видим. И спортсмены, конечно, это видят. В общем, Олимпийские игры — это самые тяжелые соревнования, какие существуют в спорте.

— А как насчет допинговой проблемы? Есть ли она среди ваших спортсменов?
— Слава Богу, нет. В борьбе невозможно рассчитать действие допинга на момент выступления и вообще среди борцов не принято употреблять допинг. У нас не было такого, чтобы спортсмен попался на допинге, мы этим не занимаемся. Единственное, некоторые спортсмены употребляют препараты для форсированной сгонки веса. Но опять же в нашей сборной это не принято, эта проблема у нас не стоит, личные тренеры строго следят за диетой, за питанием спортсменов и сгонку веса мы начинаем намного раньше, чем те спортсмены, которые употребляют для этого препараты. Но это тренер виноват, если его воспитанник применяет такие препараты.

— У олимпийских спортсменов есть охрана, вы их как-то оберегаете, чтобы им никто не навредил Мало ли что… Бывают завистники, недоброжелатели, которым тяжело пережить успехи других…
— Думаю, нам это не грозит. У нас, наоборот, к тем, кто выиграл лицензию на Олимпиаду, относятся очень хорошо, помогают, поэтому у нас абсолютно никакой охраны нет. Правда, на сборах рядом с каждым спортсменом находится его личный тренер, который, можно сказать, и день, и ночь следит за ним, за его подготовкой, за его здоровьем и так далее.

— Можно немного о женской борьбе? Для чего она нужна, ведь это не женский вид спорта и вообще это неженственно.
— Лично я не приветствую, чтобы женщины занимались борьбой и не только борьбой, но и другими видами единоборств — дзюдо, боксом и так далее. Не хотел бы, чтобы моя дочь занималась этим, есть другие виды спорта, женские или более подходящие, где можно проявить себя. Но что поделаешь, если сегодня женщины не хотят отставать от мужчин, хотят экстрима. А раз есть такие, то пусть занимаются, я не против. Между прочим, тут есть свои плюсы и об этом можно долго говорить. Конечно, с эстетической точки зрения кажется странным, когда девушки на ковре. Некоторые, наверное, думают, что это как-то физиологически влияет на женщину, она грубеет, становится мужеподобной. Я бы так не сказал. Девочки, которые занимаются борьбой, действительно выглядят мощнее, но когда они заканчивают выступления, то опять принимают прежнюю форму.

— А как сами мужчины-борцы смотрят на женщин-борцов? Они воспринимают их?
— Воспринимают, так как спортсмены в первую очередь уважают друг друга за его отношение к тому делу, которым он занимается, за результаты, которых он добился, потому что каждая спортивная победа — это титанический труд, каждодневная работа над собой, целеустремленность, дисциплина и так далее. Конечно, женская борьба отличается от мужской, ведь у мужчин и женщин разная психология, разное мироощущение, разное мировосприятие…

Скажу больше, с девушками работать намного сложнее. У меня есть девушки, которые выступали на чемпионатах мира и Азии, становились призерами, но с ними трудно работать, они намного агрессивнее, намного жестче, не хотят уступать друг другу ни в чем. Но мы, спортсмены, очень хорошо относимся к ним и всячески стараемся им помогать. Тем более, что женская борьба еще совсем молодая, в олимпийские игры включена с 2000 года и это только третья Олимпиада, где она будет представлена.

— Глава нашего государства Нурсултан Назарбаев пообещал лично присутствовать на Олимпийских играх в Лондоне. Это хорошо для наших спортсменов или это их будет смущать?

— Конечно, хорошо. Недели две назад представители олимпийских сборных по всем видам спорта, в том числе по борьбе были в Астане на приеме у нашего Президента. Такие встречи с главой государства создают дополнительный импульс к тому, чтобы спортсмены очень ответственно подходили к соревнованиям. А если Нурсултан Абишевич будет еще и присутствовать на Олимпийских играх, сидеть на трибуне, то это вдвойне-втройне повысит ответственность ребят, каждый спортсмен постарается максимально мобилизоваться и показать хорошие результаты.

Я заметил, что наш Президент очень любит спорт и осведомлен во всем, что происходит в спортивном мире. Когда на Олимпиаде в Сиднее наш борец Ислам Байрамуков завоевал серебро, и когда после возвращения с Олимпийских игр Президент собрал нас — спортсменов и тренеров — у себя и награждал нас, я поразился тому, насколько он разбирается в деталях каждого вида спорта, знает, кто как выступил. Не каждый Президент может так хорошо владеть спортивной информацией. Обстановка была непринужденной, мы хорошо побеседовали и я до сих пор помню эту встречу.

— Повезет ли наша сборная в Лондон свои продукты питания?
— Кое-что возьмут, это само собой. Например, если есть возможность, икру черную, красную, национальные казы, карта, которые дают калории, но не в больших объемах. Некоторые, может быть, думают, что спортсмены должны кушать много и от этого они будут сильнее. Это не совсем так. Питание должно быть калорийным, сбалансированным и минимальным. Спортсмен не должен переедать, особенно в день выступления, поэтому они мало кушают.

Другое дело, что не всем нравится еда той страны, куда мы приезжаем, ведь в каждой стране свои специфические блюда, и наши ребята зачастую их не воспринимают, потому что не привыкли к ним, поэтому мы стараемся брать свою еду. А чтобы вести с собой своего повара, такого у нас нет, хотя некоторые страны это делают. Даже личный тренер, если он попадает на Олимпийские игры, может сам готовить еду своему воспитаннику.

Мы тоже, бывает, сами готовим, но это, как правило, бывает на чемпионатах мира, особенно если твоему спортсмену необходимо сбросить вес, тогда им нужна особая диета, поэтому мы готовим легко усваиваемые деликатесные блюда, которые легко выводятся из организма. Обычно это куриный бульон, мясной бульон, мясо отварное, овощные блюда. Не поверите, но мы даже возим с собой кастрюли, казаны, чтобы готовить спортсменам.

— А Вы сами в Лондон едете?
— Нет, количество членов нашей делегации ограничено, едут только главный тренер и тренеры национальной сборной в количестве двух-трех человек, которые отвечают уже за всю команду. У меня практически на всех Олимпийских играх принимали участие мои ученики, но в этот раз едет один ученик.

Конечно, можно было бы поехать самостоятельно в качестве туриста, но дело в том, что в таком случае тебя не подпустят к спортсмену, к ним вообще никого не подпускают, их охраняют, чтобы не случилось каких-то непредвиденных ситуаций. Не то что к спортсмену, ты даже в Олимпийскую деревню не попадешь, то есть не получишь аккредитации. Ты будешь просто как зритель на трибуне, но это очень дорогое удовольствие, путевка стоит 15 тысяч долларов, тренер не может себе такое позволить.

— Все ли ваши спортсмены знают гимн Казахстана?
— Однозначно, все. У них даже принимали зачет, знает или не знает. Гимн не сложно выучить, его знают и спортсмены и тренеры. В прошлом году мой ученик завоевал золото на Чемпионате мира в Венгрии и когда играл гимн Казахстана, я подпевал про себя.

Пользуюсь случаем, хочу пожелать всем нашим олимпийцам победы, достижения намеченных целей, хорошей жеребьевки, чтобы никто не заболел, не травмировался и чтобы флаг Казахстана как можно чаще поднимался на олимпийской арене. Олимпиада — не просто почет, это огромнейшая ответственность за себя, за страну, участие в этих высоких соревнованиях поднимают престиж страны, делает ее узнаваемой в мире. Помню, когда в 1993 году мы впервые в истории независимого Казахстана выехали в Канаду на Чемпионат мира, никто не знал нашу страну, а сейчас знает почти весь мир.
Автор: Торгын Нурсеитова sport.zakon.kz

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети