Через несколько недель в китайском Шанхае возьмет старт чемпионат мира по водным видам спорта. Данный турнир для многих стран важен не только с медальной точки зрения, но и с позиции грядущих Олимпийских игр. Многие предпочитают решить вопрос с бронированием билетов в Англию уже сейчас, чтобы спокойно готовиться к главным стартам четырехлетия. Наша страна грозной силой в водных видах не является. На что же мы можем рассчитывать в олимпийском бассейне Лондона в следующем году?
Наиболее стабильными из всех представителей нашей страны в водных видах спорта выглядят пловцы, которые стабильно участвуют в Олимпийских играх. Хотя в нынешнем отборочном олимпийским цикле отечественным пловцам, в том числе и самому именитому из них Владиславу Полякову, придется непросто. О новой системе распределения лицензий в плавании и о шансах наших ребят попасть в олимпийскую деревню нам рассказал главный тренер сборной Казахстана по плаванию Олег Вагизов.
— Олег Михайлович, многие болельщики считают, что у нас в стране, кроме Владислава Полякова, больше нет пловцов…
— Почему? У нас не только Поляков плавает, есть национальная сборная, юношеская команда, примерно 50 человек, которые защищают честь нашей страны на международной арене. Есть еще штатная национальная команда — она находится на балансе ДШНК, в ее состав на данный момент входит 13 спортсменов.
— А по результатам кто-то подтягивается к уровню Полякова?
— Если говорить об уровне, давайте вспомним Азиатские игры в Гуанчжоу. Мы выиграли тогда одно серебро, как раз его завоевал Поляков на дистанции 100 метров брассом, и одну бронзу в комбинированной эстафете у мужчин. Причем в эстафете принимало участие семь пловцов, один состав утром, один вечером. Это лучшее, что мы имеем на данный момент. В эстафете Полякову помогали Евгений Рыжков, Артур Дильман, Станислав Осинский, другие ребята.
— Что в женской сборной?
— У нас есть хорошие спортсменки. Очень хорошо в этом году выглядит Екатерина Руденко. Она примет участие на чемпионате мира, даже на двух — юниорском и взрослом. Есть еще Анастасия Прилепа, она тоже завоевала путевку на чемпионат мира, но так как она выступает на тех же дистанциях, что и Руденко, мы решили, что она останется дома. Хороший рейтинг у Эльмиры Айгалиевой, в этом году в команду пришла Айзада Жусупова из Павлодара, наша молодая брассистка.
— Значит, в команду вливаются новые спортсмены?
— У нас идет процесс омоложения, это нормально. Просто некоторые спортсмены по разным причинам где-то перестают расти, где-то уже из-за возраста снижают свои результаты. Так что мы меняем их, в этом году в штатную команду пришли пять молодых пловцов. Мы связываем с ними большие надежды. В этом сезоне они, наверное, еще не готовы бороться за высокие места, но в следующем, я думаю, достойно будут представлять нашу страну.
— Сколько человек отправится на чемпионат мира в Шанхай?
— Этот год у нас предолимпийский, он очень важен для нас, так как мы будем бороться за лицензии. Мы приняли решение отправить в Китай двоих пловцов. Это обусловлено тем, что немного изменились правила отбора на чемпионат мира, теперь надо выполнять такие же нормативы, как и на олимпиаду. У нас по этому принципу отобралось семь человек, но мы решили отправить Руденко и Полякова. По разным причинам, просто кто-то выполнил норматив В на дистанциях, которые у нас уже заняты, как в случае с Прилепой, кого-то мы решили отправить на другие соревнования, Станислав Осинский примет участие на чемпионате мира среди военнослужащих, который пройдет в эти же сроки. Кто-то отобрался на дистанции, которые не являются олимпийскими, и смысла посылать людей мы не видим.
— Расскажите о системе получения лицензий…
— Чемпионат мира — это один из основных турниров, где можно будет побороться за лицензии. Но после него будет еще ряд соревнований. Отбор в Лондон начался с 1 марта этого года и закончится только 1 июня следующего года. Отбор длинный, и в отличие от других лет его ужесточили. В Пекине в турнире принимало участие около 1300 спортсменов, в этом году ввели квоту до 900 человек. Кроме того, была изменена система нормативов. Если раньше они назывались, А и В, то теперь они называются олимпийский квалификационный норматив, выполнив который спортсмен сразу же попадает на олимпиаду. Второй норматив — олимпийский отборочный. Кроме того, существует приоритетность попадания в число 900 участников. В первую очередь отбираются пловцы, выполнившие квалификационный норматив, затем будут определяться спортсмены, которые примут участие в эстафетах, на олимпиаду попадут 16 команд в каждом виде эстафетного плавания, каждая отобранная страна получить право заявить еще по два пловца. В третью очередь будут отбираться спортсмены по принципу универсальности. Как правило, это национальные федерации стран, где плавание почти не развито, и представители этих стран даже в отборе не принимают участие. Но федерации могут заявить одного мужчину и одну женщину, чтобы просто принять участие в играх, в этом заключается принцип универсальности. Всего для таких стран выделено 150 мест. В последнюю очередь отбираются пловцы, выполнившие отборочный норматив, причем отбор будет идти согласно накопленному рейтингу. И к 1 июня 2012 года Международная федерация плавания после просмотра рейтинга даст окончательный список участников Олимпийских игр.
— В этом заключается главная сложность отбора?
— Да, чтобы попасть сразу на олимпиаду, надо выполнить квалификационный норматив, а это очень высокий результат. В нашей команде он по силам только Полякову, Рыжкову, Руденко и еще нескольким людям. Основная часть будет отбираться по отборочному нормативу, и до 1 июня мы просто не будем знать, попадут ли наши ребята в Лондон или нет. В этом заключается сложность отбора в нашем виде. Но, в любом случае, нужно показывать максимально возможные результаты, чтобы занять более высокое место в рейтинге.
— Мы уже не раз вспоминали Владислава Полякова, как проходит его подготовка?
— Владислав смог отобраться на чемпионат мира еще на Азиаде в Гуанчжоу, поэтому он не поехал в этом году на традиционный международный турнир «Маре Нострум», он готовится у себя, в США, в небольшом городке Корал-Спрингс. Рассчитываем, что в Шанхае он сможет выполнить квалификационный норматив и отобраться уже в Лондон. После Шанхая Поляков примет участие во Всемирной универсиаде.
— Да, отобраться в Лондон действительно будет очень сложно…
— Не забывайте про огромную конкуренцию в плавании, многие страны уделяют большое внимание именно этому виду спорта. Он один из самых медалеемких: 32 комплекта наград в бассейне и 2 на открытой воде. Поэтому для любого пловца попадание на игры при такой сложной системе отбора уже большое достижение. Он попадает в элиту, ведь на олимпийском турнире, за исключением спортсменов, попавших по принципу универсальности, выступают все сильнейшие!
— Когда наши пловцы смогут бороться за медали олимпиад?
— Хороший вопрос. Если брать современность, лучшие результаты на олимпиадах показывал Поляков, еще в Афинах в 2004-м, где он занимал пятые места. В Пекине мы ставили ему уже медальные задачи, очень рассчитывали на это. Не могу сказать, что Слава плохо выступил в Пекине, он проплыл по своим лучшим результатам, но это оказалось недостаточно, для того чтобы попасть в финал. Вы представляете, насколько высок был уровень конкуренции? Обычно всегда ставим первую задачу Полякову, попадание в финал. А там уже все участники претендуют на что-то. Поэтому сложно говорить о том, что вот мы завоюем медали. А когда мы сможем бороться за медали? Наверное, когда все будет хорошо, все элементы нашей подготовки. Это машина, целая система, которая должна хорошо работать, чтобы мы смогли подготовить сильных спортсменов. Когда в этой машине будет работать хорошо каждый элемент — придут успехи. Все начинается с простого — с развития детского плавания, школ, массовости. Плавание сейчас доступно не везде, скажем прямо. Потому что, приходя в Центральный плавательный бассейн, родитель должен выложить немалые деньги, чтобы ребенок занимался плаванием. Получается, что для нас плавание — дорогой вид спорта. Увы, это наши условия, к которым надо адаптироваться, в которых мы живем.
...или войдите через аккаунт соцсети