Споров относительно итогов зимних Олимпийских игр в Ванкувере в Казахстане практически нет. Серебряная медаль Елены Хрусталевой спасла Темирхана Досмухамбетова и Ко от исполнения традиционной песни «почему мы проиграли», переведя нынешние Игры в разряд «успешных». Потому можно предположить, что в ближайшие несколько лет в зимних видах спорта ничего не изменится. Ведь все у нас хорошо, не правда ли?
То, что даже безмедальные Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити и Турине не пробили трещину в системе спорта, — момент показательный. Так отчего можно надеяться, что, когда у казахстанской команды появилась вожделенная награда, что-либо переменится?
Все эти годы наш спорт живет по принципу «одно лечим — другое калечим». Нет никакого комплексного, долговременного подхода. Есть только метания от крупнейших стартов в летних видах спорта к зимним. Перед Пекином-2008 конькобежная команда Казахстана долгое время провела дома, не имея возможности выехать на сборы, в то время как россияне провели уже три УТС-а. Сказалось это в 2010-м или нет — судить не нам. Но у нашей сборной в Ванкувере не было не то что наград — даже намеков на них — а у россиян в наличии «серебро» и «бронза». Стоит ли говорить, что перед Играми-2010 финансирование уже в летних видах было если не кастрировано, то существенно урезано Комитетом по спорту, а у «зимников» все распрекрасным образом появилось?
Появившиеся деньги утекли на подготовку той малочисленной группы спортсменов, что есть сейчас. При этом «за кадром» остались люди, которые в силу разных причин в сборные не пробились — для них нет условий ни в тех же коньках, ни в прыжках на лыжах. Базы отсутствуют и будут достроены лишь к лету этого года.
Старые песни о слабом финансировании теперь не поются. В олимпийские годы сборные могут тренироваться где угодно и сколько угодно, зато добавилась новая проблема. Тренерская. Растеряв большинство своих наставников, игнорируя тренеров с опытом (как Людмилу Прокашеву в многократно упоминаемом конькобежном спорте), во многих видах успехи достигнуты там, где работают иностранные специалисты. Ли Джа Джун в шорт-треке менее чем за полгода сумел подготовить Айдара Бекжанова для «достойного выступления на Олимпиаде», Денис Тен стал фигуристом мирового класса, тренируясь в России у Водорезовой и иногда Тарасовой, а биатлонной дружиной почти год управляет россиянин Александр Голубев.
Что осталось в отечественном спорте неизменным — те же люди, что были во главе и год, и пять лет назад. Как функционировал Олимпийский комитет с господами Новиковым и Досымбетовым, так они и продолжают вкалывать во благо отечества (а ведь еще Минтур-спорта, Спорткомитет — и там все без перемен!). Кроме них во всех федерациях — знакомые все лица. Терпеливо объясняющие причины поражений, радующиеся малочисленным победам и остающиеся на своих местах, что бы ни случилось!
Единственное, чему научился казахстанский спорт за последние годы, в чем практически добился идеала, — натурализовывать спортсменов. От горячих южных парней в борьбе (Манукян, Цурцумия, Лалиев, Тигиев, Муталимов и т. д.) до экзотичных китаянок в тяжелой атлетике и россиян во многих видах включая Елену Хрусталеву. Спасшую в конечном итоге престиж отечества. Своих, доморощенных призеров зимних Игр за четыре года в нашей стране воспитано так и не было.
...или войдите через аккаунт соцсети