Карагандинская земля дала мировому профессиональному боксу немало настоящих, а не телевизионных, королей ринга. И одну пока королеву. Чего стоят имена таких мировых знаменитостей, как Олег Маскаев, Наталья Рагозина (она, правда, боксом начала заниматься уже после переезда в Россию), Денис Бахтов, Геннадий Головкин, наконец… Кто, хотя бы мало—мальски знакомый с миром бокса, их сегодня не знает?
Все эти спортсмены делали свои первые шаги в профессиональном боксе за пределами Казахстана, где ныне и проживают. И далеко не все в курсе, что живет сейчас в нашем городе боксер, который, возможно, станет следующей карагандинской звездой профи-ринга.
В среде боксеров-профессионалов весьма популярны прозвища. Маскаева кличут Большим О, Головкина — Золотым Мальчиком, Рагозину — Кувалдой. Михаилу Криницыну ничего придумывать было не нужно. Приняв ислам, молодой боец принял имя Аль-Хаттаб (не секрет, что новообращенные мусульмане нередко берут себе второе, мусульманское, имя), которое и воспринимается теперь многими как его боевой псевдоним.
Любитель
Михаилу Криницыну специалисты прочили серьезные успехи в любительском боксе. В сентябре позапрошлого года молодой карагандинец выиграл свои первые взрослые соревнования — международный турнир памяти Искандера Хасанова в Алматы, занял второе место на Всеказахстанской Универсиаде. Но самое главное — был включен в состав национальной сборной Казахстана, ездил в её составе на сборы лучших боксеров-любителей страны. За год, напомню, до Олимпиады в Пекине. А в декабре того же года вдруг провел свой первый бой на профессиональном ринге.
Впрочем, вдруг — это только для тех, кто не знаком с положением дел и подводными течениями в нашем любительском боксе. Михаил мог выступать в весовых категориях до 75 либо 81 кг. Однако в первом весе безоговорочно солировал олимпийский чемпион Афин Бахтияр Артаев, во втором тренеры делали ставку на занявшего третье место в Пекине Еркебулана Шыналиева. Перспектив выступить на Олимпийских Играх в столице Китая у нашего земляка было совсем немного, и это ещё — мягко говоря… В итоге сразу после любительского чемпионата Мира, где шанса проявить себя ему не дали, 19-летний карагандинский боксер ушел в профи.
Многие известные профессионалы становились ими, добившись серьезных успехов на любительском ринге. Олимпийскими чемпионами были Мохаммед Али в бытность его ещё Кассиусом Клеем, Рой Джонс, Владимир Кличко… Михаил Криницын отправился на профессиональный ринг, едва шагнув из молодежного бокса во взрослый. Почти как Тайсон!
Профессионал
При всей их схожести, профессиональный бокс отличается от любительского примерно так же, как хоккей с шайбой от хоккея с мячом. И главное тут вовсе не во внешнем виде боксеров — любители, как известно, дерутся в защитных шлемах и майках, а профи — с голым торсом и незащищенной головой, или в несколько разнящейся конструкции перчаток. И не в продолжительности боя — поединок за звание чемпиона Мира среди профессионалов, напомню, длится 12 раундов по 3 минуты! И даже не в различиях в правилах — вопросе определения нокаута, схеме проведения соревнований. Самое главное — у боксеров-профессионалов совершенно другой взгляд на бокс. Профи выходит в ринг с целью уничтожить противника, нокаутировать его. В то же время задача боксера-любителя — выигрывать бой за боем в турнирной сетке, экономя силы для финального поединка. Соответственно, профессиональный бокс более зрелищный, зрители получают от него большее удовольствие. Из-за этого совершенно другого взгляда на бокс разнится тренировочный процесс профессионалов и любителей. Если профи делают главный упор на акцентированный, нокаутирующий удар, то боксерам-любителям необходимо нанести за время недолгого поединка как можно больше ударов, чтобы заработать как можно больше очков. Кроме того, боксер-профессионал не может вернуться в любительский бокс.
Из-за всех этих различий между профессиональным и любительским боксом не заладилась карьера в профи у многих известнейших советских боксеров-любителей, решивших уйти в профессионалы, как только это стало возможным. Лишь Константин Цзю, да ещё отчасти — Орзубек Назаров и Юрий Арбачаков из того поколения сразу в полной мере подтвердили свою состоятельность и силу советской школы бокса на профессиональном ринге.
Михаил Криницын свою профессиональную карьеру начал в середине декабря позапрошлого года. С тех пор он успел провести уже десять поединков. Десять боев — девять убедительных побед (пять нокаутов в них) и одна ничья. Можно вспомнить, как чуть больше года назад в поединке в российском городе Салават против достаточно опытного россиянина Александра Валиахметова по прозвищу Искандер Миша серьезно травмировал правую руку и фактически заканчивал бой одной левой… Что не помешало ему, впрочем, одержать вполне уверенную победу над своим визави.
Манера ведения боя у аль-Хаттаба достаточно зрелищная. А главное — эффективная. В каждом поединке он старается держать ситуацию под своим контролем, хорошо атакует, легко уходит от ударов соперника-то есть делает именно то, что особенно нравится пришедшим увидеть боксерское шоу зрителям.
С самого начала на карагандинца обратил внимание экс-чемпион Мира среди профессионалов Марат Мазимбаев по прозвищу Снайпер (между прочим, сам — ревностный мусульманин), который помогал ему в подборе соперников. Пусть те были, как практически всегда поначалу, явными «мешками», но с этого уровня стартуют практически все начинающие профессионалы. А потом с карагандинским файтером подписал контракт известный российский промоутер Герман Титов (среди его подопечных, одним из самых молодых среди которых, кстати, является герой нашего рассказа, находятся такие известные боксеры, как проживающий ныне в Санкт-Петербурге экс-карагандинец Денис Бахтов и россиянин Григорий Дрозд).
Воин ислама
— Миша, Вы родились в Караганде? В каком районе росли?
— Родился в Караганде. Рос в Майкудуке, в 16-м микрорайоне.
— Когда начали заниматься боксом?
— Примерно лет в 12. Сначала ходил в секцию в 1-м училище, потом — в 76-й школе. Параллельно с занятиями там начал ездить на тренировки в школу бокса. Так и стал боксером.
— Михаил, Вы взяли себе мусульманское имя Аль-Хаттаб. Это было сделано для того, дабы привлечь к себе внимание, либо Вы серьезно пришли к исламу?
— Я уже давно пришел к вере. Бокс есть бокс, однако о внутреннем мире тоже нельзя забывать.
— Как Вас теперь представляют, скажем, в России? Криницын или Аль-Хаттаб?
— Сначала объявляют: «Михаил Криницын!» А потом добавляют: «Аль-Хаттаб!»
— Почему Вы выбрали себе именно это имя?
— Мусульмане знают, что оно — из Сунны (второго праведного халифа звали Омар ибн Аль-Хаттаб — авт.)
— Как давно Вы пришли к вере? Почему именно к исламу? Кто-то на Вас повлиял?
— К исламу я пришел лет 7 назад. А повлиять — никто не влиял. Я по национальности — гагауз. Знаете такой народ?
— В Молдавии живет.
— Точно. Осколки Османской империи. Так что это, наверное, было возвращением к истокам.
Справка
Гагаузы — тюркоязычный народ численностью около 250 тысяч человек, из которых порядка 150 тысяч человек проживает в Молдавии. В Казахстане живет около 1000 гагаузов. Традиционная религия — православное христианство.
Есть несколько версий истории происхождения этого народа. По одной из них, весьма популярной в Турции, гагаузы — это потомки малоазийских турок, переселившихся в Болгарию и Румынию в XIII веке. По другой — это отуреченные болгары.
— Михаил, Вы уже почти два года выступаете в профессионалах. Наверное, могли бы сравнить профи-бокс с любительским?
— В профессионалах мне больше нравится. Здесь знаешь, за что боксируешь. Как было в любителях? Приезжаешь с соревнований, тебя по плечу похлопали: «Молодец!», и все. Сейчас — все то же самое, но вдобавок ещё и гонорар. Конечно, лучше представлять себе, за что именно ты выходишь в ринг.
— Могли бы реально стать первым номером национальной сборной в любительском боксе?
— Считаю, что мог бы. Однако до следующей Олимпиады пришлось бы ждать ещё четыре года… Я, после того, как вышел из молодежного возраста, год боксировал среди взрослых — в финансовом плане это бесперспективно. А ведь уже не мальчишка, и деньги нужны.
Можно вспомнить, что в разное время мусульманами становились такие знаменитые боксеры-профессионалы, рожденные в другой вере, как Кассиус Клей (Мохаммед Али), Майк Тайсон (Малик Абдул Азиз), а также другие мировые спортивные звезды — баскетболист Карим Абдул Джабар, например, или футболисты Тьерри Анри и Франк Рибери и многие другие. Все они всерьез верили, что ислам сделает их сильнее. И действительно добивались больших успехов в своей спортивной карьере.
Будем надеяться и верить, что Михаил Криницын тоже сделал правильный выбор. И в жизни, и в спорте.
Следующий бой Аль-Хаттаб должен провести в Самаре 28 ноября против обладающего нокаутирующим ударом 25-летнего россиянина Романа Симакова. Надеемся, что этот поединок завершится для нашего земляка юбилейной десятой победой на профи-ринге.
Рейтинг
Нас сегодняшний день 21-летний Михаил Криницын Аль-Хаттаб занимает 245 место в объединенном мировом рейтинге BoxRec среди боксеров-профессионалов полутяжелого веса (до 79,9 кг). Система расчета мест в этом рейтинге непосвященному не совсем понятна. Так, находящийся на две строчки выше карагандинца 37-летний мексиканец Даниэль Перес имеет на одно очко больше, чем Михаил, но в 15 проведенных боях 8 раз победил (5 — досрочно) и 6 — проиграл, причем трижды оказывался в нокауте. Наш Аль-Хаттаб, напомню, в профи боксировал 10 раз, в 9 поединках одержал победы, при этом пять раз — нокаутом, и ни разу никому не уступил…
Зато в национальном рейтинге выше Михаила находится только проживающий ныне в американском Лас-Вегасе бывший шымкентец 26-летний Бейбут Шуменов.
...или войдите через аккаунт соцсети