...или войдите через аккаунт соцсети

Зарегистрироваться Забыли?

Другие


3 мая 2007 (10:10)

Остров капитанов

Остров капитанов

14 апреля шахтинский детско-юношеский центр чествовал юбиляра – судомодельному кружку исполнилось ровно 45 лет.

Музей судомодельного кружка, насчитывающий более 30 ценных экспонатов, является единственным в республике. А если бы в далекие советские времена по какой-то глупой инструкции модели-победители не оставлялись в Алма-Ате, проводившей соревнования, экспонатов было бы значительно больше. Да и те, что есть, вызывают неподдельное восхищение кропотливой работой кружковцев-судомоделистов. Тут черным китом поблескивает действующая модель подводной лодки, грозным стражем высится большой противолодочный корабль – победитель чемпионата Казахской ССР 1975 года, отдельно, сознавая свою особую историю, держится полутораметровый сухогруз «Ленинград». Эта модель в 1971 году экспонировалась на Выставке Достижений Народного Хозяйства в Москве и заняла там первое место! Правда, вернули корабль обратно в слегка покалеченном виде – плохо, не по-хозяйски упаковали плод детских трудов, но что ж… Восстановили, и теперь «Ленинград» на вечном приколе в музее ДЮЦа.

Есть здесь и настольные модели, например, прекрасная трехмачтовая каравелла «Пинта», будто сошедшая со страниц приключенческого романа о пиратах. Сколько, кстати, может стоить такая моделька, достойная украсить собой кабинет любого олигарха? Наверное, много, как и любая ручная работа. Победителя ВДНХ «Ленинград» когда-то оценивали в 7 тысяч рублей, «Жигули» по тем временам стоили 5,5 тысяч.

Главными героями на юбилее были, конечно, «два капитана» – Степан Яковлевич Коренев, основатель кружка и настоящий технический гений судомоделизма, 27 лет жизни отдавший любимому детищу, параллельно работая на шахте, и его ученик и достойный преемник Александр Васильевич Охрименко, нынешний руководитель «судомодельного», уже 30 лет ведущий кружок. Пришли и любимые ученики Степана Яковлевича, все уже взрослые, состоявшиеся люди – горняки, механики, главный энергетик, заместитель начальника участка шахты. А сколько всего юных капитанов-учеников Коренева связали когда-то свою жизнь с морем навсегда! В. Мельников окончил Одесский институт инженеров Морфлота, был начальником порта города Находка. Н. Иутинский после мореходки Петропавловска-Камчатского дослужился до капитана морского буксира. С. Пеклун окончил Одесский институт инженеров Морфлота, владеет фирмой в Одессе, занимающейся морскими перевозками. А сколько еще их, выпускников-морских офицеров, космических техников, строителей военных подлодок!

Те же, кто не связал свою судьбу с морем, получили прочные технические навыки и любовь к настоящему мужскому делу. Хотя были в кружке и девочки. Одна из них – Ольга Негина, мечтавшая когда-то стать капитаном, присутствовала на юбилее. С удовольствием выпускники делились воспоминаниями с нынешними кружковцами-судомоделистами. Они вспоминали, как не спали ночами перед ответственными соревнованиями, как гордились победами, и все признавали, что «судомодельный» сформировал их характер. Один из бывших воспитанников сказал, что ходил сюда с 8 лет и до 20, даже когда уже обзавелся семьей и начал воспитывать первым ребенком!

В лучшие для судомодельного годы его посещало до 130 детей! Конечно, дети нынче не те, да и времена другие. Не каждого ребенка заманишь военно-морской романтикой да заставишь корпеть над мелкими деталями, из подручного материала создавая многократно уменьшенную копию корабля. Времена повального увлечения техническими видами спорта прошли. На современных соревнованиях спортсмены все чаще выступают не с собственноручно изготовленными от чертежа и до последнего винтика моделями, а с собранными из готовых деталей «конструкторами». Шахтинские же умельцы могли из куска жести сотворить подводную лодку – обтекаемое стремительное чудо, ныряющее и залегающее по радиокоманде на дно водоема и всплывающее в точно заданном квадрате.

Дело, скорее всего, даже не в судомодельном кружке. Просто человек, приехавший в 1959 году в строящийся Шахтинск, был настолько увлеченным, талантливым и интересным, что если бы он вел даже кружок художественной штопки, то к нему все равно бы валом валили дети. За плечами Степана Яковлевича было Клайпедское судостроительное училище и служба в частях ПВО Северного флота. Парень привез четкое ощущение соленого ветра морей и романтику дальних странствий в сугубо сухопутный Шахтинск, где только что открылись первая больница, первая школа и городской Дом пионеров. Он был первым руководителем его первого кружка – судомодельного, и это непростое стремление – везде быть первым, привил всем своим многочисленным ученикам. «Я не понимаю, если не стремиться быть первым, то, вообще, зачем что-то начинать?! – говорит он и сейчас. – В спорте, если не мечтаешь о победе, то ты – не спортсмен! А судомодельный – это настоящий спорт, с азартом, преодолением, интригами и неожиданностями. Сколько против нас интриг было, ведь многие команды никак не могли смириться, что провинциалы много лет держат первенство! А мы выставляли по 2-3 разновозрастные команды, побеждали, и всегда наш девиз был – только честная победа!»

«Судомодельный» в советские времена финансировался неплохо, но все же специальные станки и некоторое оборудование молодому руководителю пришлось создавать вручную тут же или на родной шахте – благо, металл был дешев. Шлифовальный станок, уникальная раздвижная доска-стенд и много других рукотворных изделий можно смело регистрировать как изобретения – аналогов нет!

Самые первые модели задумывались по рисунку, увиденному где-то в журнале. Чертеж делали около месяца. Потом идею воплощали в материале, вначале было дерево, потом появились стеклопластик и эпоксидная смола. Ребята постепенно овладевали навыками чертежного, столярного, слесарного ремесла. Гордость кружка – самоходные модели – несли в своей начинке настоящие самолетные гироскопы, которые позволяли автоматически держать модель на заданном курсе. За гироскопами Степан Яковлевич ездил на ДОСААФовский аэродром, где их приходилось выколачивать почти в буквальном смысле слова. Спортивный азарт и желание победы преодолевали все. Это был даже не кружок, это было настоящее молодежное объединение, в котором старшие дети с удовольствием передавали знания младшим, постигая заодно азы педагогического мастерства. Ни один из кружковцев судомодельного никогда не попадал в криминальные истории – ребятам просто некогда было болтаться на улице.

За плодотворную педагогическую работу горняк С. Я. Коренев был награжден грамотами Минпроса КазССР, Президиума Верховного Совета КазССР, ЦК ВЛКСМ, знаком ЦК ВЛКСМ «Наставник молодежи» и знаком ЦС ВПО «За активную работу с пионерами», дипломами Минпроса I степени за подготовку к соревнованиям. Под руководством Степана Яковлевича кружок 12 раз становился чемпионом Республики, был двадцатикратным чемпионом области. Всего судомодельный кружок подготовил 16 кандидатов в мастера спорта, 24 спортсмена I разряда, 42 – второго, 87 – третьего, 20 инструкторов по судомодельному спорту с правом преподавания, 9 судей I спортивной категории, 12 – второй. С 1 сентября 1975 года рядом с С. Я. Кореневым начал работать Александр Васильевич Охрименко – достойный ученик своего учителя. Точно так же совмещая занятия в кружке с работой на шахте, он продолжает славные традиции судомодельного. С ним кружок пережил сложные времена перестройки. Сюда по-прежнему ходят юные «мореманы». «Слава «судомодельного» возродится! – уверена директор ДЮЦа Н. А. Дериева. - В этом году мы обязательно купим новое оборудование!»

Любовь Цвиликова
«Спортивная жизнь»
"Sports.KZ"

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, или зарегистрируйтесь

...или войдите через аккаунт соцсети